Любите живопись, поэты!
Ветеран педагогического труда, яркая, творческая личность, автор стихотворений, посвященных Родине, дружбе, любви и выдающимся образцам изобразительного искусства. И это лишь малая часть заслуг поэтессы, участницы городского литературного объединения «Ирбис» Нины СИДЕНКО. Ее стихи можно увидеть на страницах журнала «Абакан», сборников «Я помню! Я горжусь!» и «Пою Хакасию мою!».
Однако ее любовь к прекрасному не ограничивается только написанием стихов. Нина Даниловна стала идейным вдохновителем проекта «Поэтической строкою в живопись окно открою».
Хорошая книга – доброе начало
Любовь к литературе начинается с одной прочитанной строчки… Особенно когда в доме всего три книги. Благодаря учительнице начальных классов и по совместительству школьному библиотекарю Марии Петровне Станиславовой маленькая Нина знакомилась с прекрасным миром русской классики, а потом и с зарубежной литературой.
– Скорее, у нас дома можно было найти газету «Советская Хакасия», чем книги. Но меня больше интересовала именно художественная литература. Тяга была всегда.
Из школьной библиотеки – в областную. Началось знакомство с романами Александра Дюма. Кажется, тяга к чему-то возвышенному, интересному советские дети впитывали, как губки. Так же как и самостоятельность, способность устроиться в любых условиях и найти время и для учебы в вечерней школе, и для работы, и для чтения.
– Помню, как мы с подругой сидели в общежитии, и я рассказывала ей историю России. Она всегда с таким интересом слушала… Наша учительница по литературе в вечерней школе часто просила меня прочитать что-нибудь по программе десятого класса. Самой нравились воспоминания Чернышевского, Добролюбова…
Нина Даниловна работала на стройке, профессия – штукатур-маляр, и в это время появился новый интерес – картины. В те годы в книжном магазине в центре Абакана продавали открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. За долгие годы будущая поэтесса собрала около двух тысяч таких открыток и еще репродукции из московских журналов.
– На самом деле таланта к рисованию у меня нет и никогда не было, зато всегда был познавательный интерес. За годы изучения художественного творчества научилась отличать русское, зарубежное искусство…
Молодость в истории и искусстве
Любовь к изучению, анализу предметов искусства сопровождала юную Нину на протяжении 17 лет. Тогда она уехала в Красноярск, поступила на исторический факультет и потом работала в 83-й школе Красноярска старшей вожатой.
– Огромная благодарность моему первому другу-наставнику, директору школы Николаю Николаевичу Круглову. Он был для нас всех как родной человек. Коллектив принял меня очень тепло и постоянно вовлекал в различные мероприятия. Любили проводить встречи, каждую потом разбирали по полочкам. Это был очень интересный опыт!
– Нина Даниловна, а какими же тогда были ваши первые работы?
– Начинала со статей в газеты и выступлений на радио. Еще в Усть-Абакане вела лекторий «Клуб любителей кино» и писала в местную газету критические статьи. Также есть опыт написания сценариев на юбилеи и мероприятия. Сначала заимствовала какие-то идеи, а потом сценарии становились оригинальными. А первые стихи… О чем писать юной девушке? О любви, конечно же. Не скажу, что целенаправленно, как настоящий поэт, сидела и сочиняла, нет. Считаю, что для этого нужно особое время, особое настроение и вдохновение.
Проработав в системе образования более 43 лет, получив звание «Почетный работник общего образования РФ», Нина Даниловна ушла на заслуженный отдых. И вот наступил 2011 год. Увидев в одной передаче канала «Культура» знаменитую картину «Боярыня Морозова», поэтесса написала строчки, которые позже вошли в исторический цикл:
Везут в тюрьму, в подвал монастыря,
Родственницу русского царя.
Перстом указующим грозная
На санях боярыня Морозова.
<…>
Кто жалеет, кто смеется, кто затих,
Ее судьба решается без них.
Пытали: терпела,
Не плакала послушница протопопа Аввакума.
– И с того момента понемножку, где по две, где по четыре строчки… Сочиняла стихи к картинам русских и зарубежных художников. Потом познакомилась с Александром Котожековым. Сначала узнала его как художника, а потом уже как писателя. Поэт Юрий Иванов высказывал положительные мнения о моем творчестве, а редактор Дома литераторов Хакасии Юрий Черчинский даже написал подробную рецензию, разбирая каждый цикл моих работ. Я больше предпочитаю употреблять слово «окно» – способ сообщить читателю, что это окна в мир поэзии и живописи.
– И сколько у вас таких «окон»?
– Всего три, но больших. В каждое входит несколько циклов. Например, в Первое окно, как писал Юрий Анатольевич, видны работы мастеров русской живописи, которые писали о героях Отечества (картина «Три богатыря»), о красоте природы России («Ранний снег» Е. Волкова), а также о красоте русской женщины, детской радости и о могучей силе наших русских сказок. Второе «окно» посвящено творчеству хакасских художников: Владимира Тодыкова, Михаила Бурнакова и других. И третье – это шедевры мировой живописи.
Так появился первый электронный сборник стихов, посвященных картинам русского и зарубежного изобразительного искусства. Но все еще не хватало знаний о творчестве художников Хакасии.
– Мотивы картин хакасских художников в основном посвящены древней, советской и современной Хакасии, легендам или памятникам культуры. Прежде чем писать стихи о нашей республике, необходимо было проникнуться этим духом.
Презентовала свои стихи на музейных выставках, городских мероприятиях… Потом появились постоянные творческие площадки: краеведческий музей, детская библиотека, Абаканская картинная галерея и, конечно же, школы города, клубы по месту жительства.
– Нина Даниловна, а как вы пришли в литературное объединение «Ирбис»?
– На самом деле мое с ними сотрудничество началось совсем недавно, в 2018 году. И то благодаря проекту «Поэтической строкою в живопись окно открою». «Ирбис» является частью объединения «Сибирская лира», которое охватывает Красноярск и его южные регионы. Его члены собираются один раз в год на большое отчетное мероприятие. Каждый год выпускается альманах со стихами поэтов разных литературных объединений. Для альманаха 2018 года я выбрала стихотворения, которые объединены общей темой «К портретам трех граций русского балета»: Анна Павлова, Галина Уланова и Майя Плисецкая. А в альманах 2019 года вошли стихи о природе и посвящение художникам Хакасии.
– А как читателю творчество каких авторов вам ближе?
– Лермонтов. Конечно, Пушкин – наше все, но творчество Михаила Юрьевича мне все-таки ближе. Потом пошли поэты-шестидесятники. Это время моей юности, нам давали читать Асадова, Рождественского. А вот Цветаеву, Ахматову, Ахмадулину и Бродского мы в то время не знали. Уже в зрелом возрасте я обратилась к их творчеству.
Когда проходило погружение в хакасскую культуру, открыла для себя Михаила Кильчичакова, Наталью Ахпашеву… Их произведения до сих пор хранятся у меня в домашней библиотеке. Читала повести Юрия Черчинского… Но больше, конечно, изучая культуру Хакасии, углублялась именно в историческую часть.
Поэтическое окно в искусство
– Среди людей, с которыми я работала, были и преподаватели, и студенты, и ветераны. И, конечно же, школьники. Как показала практика, знания детей о русской классике изобразительного искусства ограниченны. Про зарубежные шедевры и говорить нечего. Дети очень редко посещают выставки картин. Этот факт очень обеспокоил меня. Как же исправить? Как пробудить интерес школьников к изобразительному искусству?
Тогда и началась разработка проекта «Поэтической строкою в живопись окно открою». Это лекторий, который как раз и познакомил школьников с шедеврами изобразительного искусства, но необычным способом – с помощью поэтического слова. Проект начал свою работу с 2012 года. Реализуется на таких площадках, как Детская художественная школа имени Д.И. Каратанова, Национальный краеведческий музей, выставочный зал «Чылтыс» и Детская художественная школа Абакана. Основная его цель – популяризация произведений русских и хакасских художников через стихи великих классиков и местных авторов. Ведь как писал Николай Заболоцкий: «Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно».
А совсем недавно прошла встреча в Национальной библиотеке им. Н.Г. Доможакова в рамках проекта «Поэтический полдень», где я также поделилась знаниями об изобразительном искусстве. Аудитория была очень благодарная! Кто-то из зрителей даже назвал встречу настоящим мастер-классом. Надеюсь, что проект продолжит существовать, расширится, к нему присоединятся учителя литературы, истории, ИЗО, а также работники библиотек. Для проведения таких тематических классных часов у меня есть готовые методические рекомендации, которыми охотно готова поделиться.
Большое дело требует больших усилий. Изучение искусства предполагает настоящую, глубокую работу в системе, иначе знания будут поверхностными или их не будет вообще. И пусть кто-то говорит, что сегодня картины и поэзия – это не актуально. Все равно без духовного обогащения человеку не обойтись. Помимо общего духовного и творческого развития такие проекты воспитывают в человеке чувство патриотизма, любовь к истории родного края и всей страны.
Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Нины Сиденко