«Актёрскую галерею» Брянского художественного музея пополнил портрет Людмилы Шлянцевой
«Частичка чёрта в нас заключена подчас», – эту арию Сильвы заслуженная артистка РФ Людмила Шлянцева исполняла не раз. Примадонна оперетты служит сейчас в Брянском театре драмы, но по-прежнему зажигает пожар в зрительских сердцах.
А в детстве Людмила о сцене и аплодисментах даже не грезила. В школьных театральных, танцевальных и других кружках не участвовала. В сочинении на тему «Кем я хочу быть», написала: учителем, как бабушка. Но потом в её жизнь ворвалась музыка. Выпускница дирижёрско-хорового отделения Брянского музыкального училища решила посвятить себя… Мельпомене. Причём выбрала довольно сложный жанр — оперетту, а он покруче современного мюзикла. Потому что актёр должен не только красиво петь и двигаться по сцене, но и играть свою роль!
О своём пути в искусстве Людмила Викторовна рассказала на встрече со зрителями в рояльном зале областного художественного музея. Вёл вечер председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Михаил Лаврушин. Разговор по душам получился весёлым и лёгким благодаря удивительному шарму и обаянию актрисы, которая обладает к тому же изрядной долей самоиронии. Ну и, конечно же, романсам в её божественном исполнении под аккомпанемент Александра Стрекалова.
Отличные вокальные и драматические данные, а также шарм и обаяние юной выпускницы Воронежского института искусств привлекли внимание директоров и художественных руководителей сразу пяти театров! Звали к себе вологжане. Алтайский театр оперетты предлагал жильё, Магаданский соблазнял моряками-подводниками, Краснодарский – гастролями в Сочи, а Красноярский театр музыкальной комедии — ролью Адели в спектакле «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Людмила Викторовна пошутила, что в то время она, начинающая актриса, как та самая Адель, готова была за самое маленькое жалованье играть самые большие роли. Но ей повезло и с жалованием, и с работой. Только за первый сезон она сыграла главные женские роли в шести опереттах! К ней стали подходить билетёры с вопросом, когда состоится следующий спектакль с её участием. И актриса поняла, что публика идёт именно на неё…
«Сильва», «Моя прекрасная леди», «Прекрасная Елена», «Весёлая вдова», «Цыганский барон», «Женитьба Бальзаминова», «Собор Парижской богоматери», «Баядера», «Девичий переполох»… Вот неполный список прекрасных оперетт, где ей доставались главные партии.
Выйдя на пенсию, а у вокалистов она ранняя (после 20 лет работы), Людмила Викторовна поработала в Москве – музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева и мюзикл-театре «Монотон», созданном Леонидом Филатовым. А потом вернулась в родной Брянск.
И хотя Брянск встретил её «прохладненько», актрисе предложили роль герцогиня Мальборо – всесильной статс-дамы при дворе королевы Анны – в спектакле «Стакан воды», поставленном в театре драмы по пьесе Эжена Скриба. Благодаря таланту и профессиональному азарту Людмиле Викторовне удаётся создавать небольшие, но запоминающиеся роли. Чего стоит её Глафира Фирсовна в спектакле «Последняя жертва»!
Сейчас вместе с коллегами работает над новой постановкой – комедией «Красотка и семья», премьера которой состоится 16 и 18 июля.
К слову, только театром сфера её интересов не ограничивается. Людмила Викторовна — личность творческая и многогранная. Она преподавала в областном колледже музыкального и изобразительного искусства, сотрудничала с городским оркестром народных инструментов и вокальной студией «Орфей» городского Дома культуры. Не раз была членом жюри различных конкурсов, в том числе и всероссийского имени А. Вяльцевой «Гори, звезда приветная». К слову, свой диалог со зрителями Людмила Шлянцева закончила именно вяльцевским романсом «Помнишь ночь?» («В тишине аллей соловей влюблённый пел»).
Между прочим, карьеру актрисы мог оборвать несчастный случай. Однажды во время спектакля на место, где она обычно стояла, упал 30-килограммовый софит! Спасло Людмилу Викторовну чудо — партнёр, который в этой мизансцене должен был прижимать актрису к себе, неожиданно отбросил её в сторону. Потом он признался, что действовал по какому-то наитию. А может, вмешался ангел-хранитель?!
Фото: Ирина Марченкова/«Брянская учительская газета»