Топ

Продюсер Дмитрий Якунин: «В регионах должно развиваться все новое: конкуренция в кинобизнесе достаточно большая, надо учиться удивлять!»

«Культура» обсудила итоги состоявшегося недавно в Бурятии форума регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток», разработавшего дорожную карту развития кинематографа федерального округа, с организатором и руководителем форума, продюсером Дмитрием Якуниным.

— Дальневосточный форум завершил годовой цикл встреч Фонда поддержки регионального кино. Совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, а также Министерством развития Дальнего Востока нам удалось провести стратегическую сессию по развитию кинематографии в важном и сложном для кинопроизводства регионе. Предыдущие форумы акцентировались на обмене опытом, сейчас мы вышли на конкретные решения, ныне обсуждаем их с руководством федерального округа.

Прежде всего, речь шла о развитии созданной два года назад региональной кинокомиссии. Далее было озвучено решение о выделении 200 миллионов рублей федеральным и местным компаниям через Фонд кино, а также решение корпорации о выделении средств на приобретение съемочного оборудования. В рамках форума высказаны предложения местных кинематографистов и федеральных экспертов. Сейчас они внимательно анализируются министерством региона, разрабатывающим дорожную карту развития отрасли в интересах всего профессионального сообщества.

— Какие предложения представляются самыми перспективными?

— Идеи по федеральному и международному продвижению фильмов, снятых на Дальнем Востоке. Зачастую даже лучшие работы якутских кинематографистов не доходят до федерального проката. По итогам форума мы ведем переговоры с прокатчиками и платформами по системному продвижению региональных картин, а с «Роскино» обсуждаем модели международного продвижения не только региональных работ, но и локаций для съемок.

Также обсуждались вопросы развития образовательных программ. В 2025 году в Хабаровске будет создан филиал ВГИКа, инициирующий системное развития региональной отрасли, этого очень ждут местные кинематографисты. Была представлена модель развития киностудии «Саха-фильм», объявлено о строительстве мультимодульного павильона полного цикла с современной технической базой и звукостудией в 2027 году. Активное участие в форуме приняли глава и министр культуры Бурятии, презентовавшие дорожную карту своего региона. В Улан-Удэ на базе республиканского Центра креативных индустрий также строятся съемочный павильон, звукостудия и студия анимации. Глава Бурятии показал уникальные локации, рассказал о культуре и истории республики, вдохновив московских продюсеров на написание сценариев на республиканскую тематику. Был представлен сайт кинокомиссии, информирующий о кинематографической жизни дальневосточных регионов.

— Каким по счету стал ваш форум?

— В прошлом году мы провели в Светлогорске первый федеральный слет региональных кинематографий, представленный местными кинокомиссиями и продюсерскими компаниями, презентации которых оценили более пятидесяти экспертов. В этом году я предложил проводить окружные форумы, и меня поддержал Совет Фонда регионального кино во главе с Ларисой Оттовной Солоницыной. Помимо федерального форума, прошедшего снова в Светлогорске, мы провели мероприятия в Пятигорске, Белокурихе и ныне в Бурятии. Всего в наших деловых мероприятиях приняло участие более 500 кинематографистов, развивающих кино в своих регионах, а также федеральных и международных экспертов. Основная задача форума — обмен лучшими практиками, исследовательская работа, знакомство с региональными компаниями и кинокомиссиями, обсуждение насущных проблем кинопроката, образования, законодательных инициатив, привлечение инвестиций. Проект поддерживается Президентским фондом культурных инициатив, федеральным Министерством культуры, администрациями регионов, Союзом кинематографистов России, АПКиТ и другими организациями, за что им огромное спасибо. Но, наверное, самая главная задача форума — формирование киносообщества «Большой страны», развитие связей между региональными и федеральными кинематографистами, создание общих кинопроектов. В следующем году планируем проведение форума в Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владикавказе и вновь в Светлогорске.

— Какие города могут стать новыми локомотивами отрасли?

— Кинематограф — не изобразительное искусство или литература, его развитие требует достаточно серьезного финансирования. Не везде для этого есть возможности и перспективы. С другой стороны, демократизация отрасли — снижение стоимости техники, возможности онлайн-образования, развитие местных креативных индустрий — подталкивает местные власти к развитию кино. Очень важно, чтобы, с одной стороны, была инициатива сверху, с другой стороны — творческое сообщество, способное создавать качественный контент.

Существуют три основные модели развития регионального кинематографа. Первая — поддержка собственного производства и кинопроката, как в Якутии, где снимается десять-пятнадцать фильмов в год. Это системная и перспективная модель, которую стоит изучать и брать как пример. По ней развиваются Бурятия, Татарстан и Башкортостан — единственный регион, создавший свой фонд финансирования кино, ежегодно вкладывающий в производство пятьдесят миллионов рублей.

Вторая модель — сервисная. Федеральные компании приезжают в регион и получают услуги, сервис, персонал. Так развиваются Калининград, Мурманск, Краснодарский край, Новгородская область.

Третья, мне кажется, самая оптимальная — комплексная. Очень важно привлекать федеральные и международные съемочные группы в регион, которые тратят свои средства, а также продвигают локации в своих фильмах и сериалах. С другой стороны, не менее важно развивать собственное творчество, разрабатывать систему грантов и мер поддержки для местных кинематографистов, которые, как никто другой, способны отразить в своих произведениях дух и мифологию своей малой Родины. По этому пути идут Красноярский край, Пермский край, Иркутская область.

— Есть ли вдохновляющие региональные ноу-хау?

— На мой взгляд, невозможно и не нужно выдумывать единую модель развития всех регионов. Такого шаблона нет. Нужно учитывать специфику, историю развития местной кинематографии, ее сильные и слабые стороны.

Недавно мы проводили стратегическую сессию в Новосибирске по созданию областной дорожной карты и выявили ряд местных преимуществ: у них есть своя школа документального кино и уникальный кластер — кинотеатр «Победа», являющийся настоящим шедевром зодчества. Кроме того, сибирский наукоград активно развивает научно-популярное кино, в кинопроизводстве применяются новые технологические решения. Здесь мы ждем «прорывных» проектов. Именно в регионах должно развиваться все новое: конкуренция в кинобизнесе достаточно большая, надо учиться удивлять. Даже в малых формах — как в Калининграде, разработавшем систему поддержки рекламщиков и клипмейкеров.

Очень важное направление — законотворчество. Можно делать все что угодно, но без концепции развития и дорожной карты процесс зайдет в тупик. Тем руководителям регионов, которые только начинают развивать киноотрасль, рекомендуем изучить концепцию развития кино Якутии и Перми, законы о кино, принятые в Красноярском крае и Новосибирской области. Недавно принятый закон о креативных индустриях расширяет полномочия региональных властей по финансированию кинематографа.

— Прогресс регионалов уже дает сбои. С одной стороны, они часто увлекаются чем-то вторично-столичным, делая «трубу пониже и дым пожиже». С другой — попадают в сети второсортных московских продюсеров, навязывающих им надуманные шаблоны качества. Есть и третья проблема: самые сильные якутские режиссеры и сокуровские выпускники плюнули на официоз и принялись снимать фильмы для европейских фестивалей. Во всех случаях примат продюсерской модели «что изволите» растлевает образный строй.

— Есть и обратные примеры: хакасский продюсер Влад Кафеев и режиссер Николай Рыбников сняли оригинальный молодежный триллер «Чекаго» — это «Настоящее кино из Сибири», республиканский дебют. Или, скажем, фильм «Испытание аулом», снятый в Карачаево-Черкесии, — оригинальный проект, основанный на кавказских традициях, собравший сорок миллионов прокатных рублей, без рекламы и звезд. Нежный и добрый фильм якутянина Михаила Лукачевского «Там, где танцуют стерхи» также вышел в прокат, где собрал почти 25 миллионов рублей, и завоевал награды престижных киносмотров. Стоит отметить абхазскую драму Наура Гармелии «Последняя цена», которая недавно отмечена призом «За лучшую режиссуру» на нашем фестивале «Будем жить!».

Есть успехи и на просторах СНГ. Гран-при на упоминавшемся фестивале получила кыргызская картина Руслана Акуна – «Рай под ногами матерей», рассказывающая о том, как мужчина-аутист идет со своей престарелой матерью в Мекку. Ждем в прокате татарский фильм Салавата Юзеева «Гора влюбленных». Все эти фильмы отличает отсутствие какой-либо конъюнктуры, а искренность и честность — то самое главное, по чему соскучилась зрительская аудитория. И пусть эти фильмы не собирают кассу блокбастеров, но данное направление имеет свою аудиторию и перспективы в прокате. В рамках сценарной лаборатории «Формула пути», проводимой продюсерским центром ФПРК, мы с коллегами из сценарного агентства «Стардаст» видим большой потенциал региональных сценаристов. Многие истории нам кажутся не вторичными, а идущими от сердца, от души.

— Творческие планы…

— Готовимся провести традиционный Фестиваль «Дни короткометражного кино», приуроченного к 21 декабря, самому короткому дню в году. В этом году, кроме игровых, документальных и анимационных фильмов до тридцати минут, мы ввели новую номинацию — для картин, снятых с помощью ИИ. В рамках фестиваля проведем финальный питчинг лаборатории «Формула пути», а также питчинг стартапов — презентацию новых технологических решений для кино от представителей IT-отрасли.

— Какой процент региональных работ мы увидим в короткометражном декабре?

— Примерно половину, и это совсем не мало. На коротких дистанциях региональные кинематографисты чувствуют себя все увереннее и, говоря образно, научились справляться с барьерами. Что касается стайерской дистанции, здесь региональным студиям не всегда хватает опыта для создания качественного кино, но, уверен, впереди нас ждет много творческих открытий.

Фотографии предоставлены Дмитрием Якуниным.

Строительство семейной гостиницы началось на территории детской больницы в Северном Тушине

Белгородская область вошла в топ-20 регионов России по материальному благополучию

Упрощенное налогообложение хотят распространить на все регионы РФ с 2025 года

Куда сходить в Краснодаре с семьей в середине октября

Moscow.media

Загрутдинов: в Москве реализуют высокотехнологичные решения в строительстве

На полях ПМГФ ЛЗТА Маршал представил широкий ассортимент моделей шаровых кранов

Пять матчей пройдут в Нижнем Новгороде в предстоящие выходные

Новый современный ЖК на берегу Балтийского моря

Музыкальные новости

Новости Бурятии


Москва

В Московской области сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Бурятии на сегодня

Другие новости Бурятии

Частные объявления в Бурятии



Новости от партнёров Russia24.pro


Мир

Узнайте, куда теперь чаще всего путешествуют российские пенсионеры



Все новости часа на smi24.net

Новости Улан-Удэ

Москва

"Диджитал лаб" в ОЭЗ "Технополис Москва": 200 млн руб. инвестиций и новые рабочие места


Moscow.media <::
:: Улан-Удэ на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Бурятии

Новости Бурятии


Москва

В Московской области сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя


Авто в Бурятии


Спорт в Бурятии



Новости тенниса


WTA

Рыбакина гарантировала себе участие в Итоговом турнире WTA


Здоровье в Бурятии


Экология в Бурятии


Коронавирус в Бурятии


Музыкальные новости


Большой театр

Большой театр привезет в Петербург редко исполняемые оперы Верди и Берлиоза


Россия


Rss.plus


Концерт

Концерт SHAMAN'а за 16,6 млн рублей в Оренбурге стал самым дорогим выступлением в 2024 году за госсчет


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

NIN-SIM linkage of all phone numbers completed, says NCC


Game24.pro