Эрмитаж возглавлял отец одного из жителей Миасса
Леонид Леонидович Оболенский сам в городе Миассе на Южном Урале, скорее всего, никогда не был. И все же заголовок для публикации я выбрал именно такой – в этом городе доживал свой век его сын – тоже Леонид Леонидович Оболенский. Старшего Оболенского называют патриархом советского кино. Разбирая архив отца, я встретил письмо из Эрмитажа. Пришло оно в ответ на запрос из челябинской публички. В нем говорилось, что посылают ксерокопию автобиографии Л.Л. Оболенского, которая хранится в его личном деле. Почему информация об этом хранится в Эрмитаже? Ответ прост: Оболенский имел к нему отношение. В автобиографии Оболенский пишет, что родился он в 1872 году в городе Орле, где в то время жил его отец, только что вернувшийся из ссылки. Отец был маленьким уездным чиновником, революционером, народовольцем, два года просидел в Петропавловской крепости и несколько лет отбыл в ссылке. «Княжеского» в моем происхождении ничего не имеется», - писал он. На нескольких страницах он перечисляет разные факты своей биографии. Перед 1917-м годом, когда произошла Октябрьская революция, изменившая мир и жизнь в России, судьба понесла Леонида Оболенского по революционным дорогам. В 1915 году он становится членом РСДРП, правда, её меньшевистского крыла. С государственной службы ушёл. «Губернатор потребовал моего перевода из Нижнего на Урал. Не увольнения, а перевода. Так как он считал, что за мной удобнее наблюдать, если я останусь на службе. В 1913 году я был переведен в Пермь», - пишет в автобиографии Оболенский. После Октябрьской революции он примкнул к большевикам и быстро сделал карьеру: член Пермского губернского комитета РКП (б), казначей 3-й Красной Армии, заведующий отделом налогов и пошлин Наркомата Финансов РСФСР, член Малого Совнаркома. Всё это происходило шло в рамках его прежней финансовой деятельности. В 1920 году Леонид Оболенский получает назначение в Наркомат Иностранных дел РСФСР и становится дипломатом высокого ранга. Когда в июле 1920 года в Москве был заключён мирный договор с Литвой, то одним из уполномоченных от Правительства РСФСР, кто поставил под документом подпись, стал Леонид Оболенский. В 1929 году его назначают начальником Главного управления по делам искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР, а затем — директором Эрмитажа. Как напишет в одном из писем его сын: «…отец в музее ничего не успел продать и ничего переставить. Успел только покрасить Зимний в бирюзовый цвет, каковым он был до того, как его выкрасили в красно-коричневый, цвета запекшейся крови». Оболенский скончался от тяжёлого заболевания в начале осени 1930 года. Такая вот история. А Леонид Леонидович Оболенский – «из кино» - хорошо известен был многим любителям фотографии и истории советского кино на Южном Урале. В молодости он был знаком с Маяковским, Есениным, Айседорой Дункан, Эйзенштейном и Кулешовым. Участвовал в становлении советского кинематографа. А потом – война, плен, затем лагеря уже в СССР. После этого был вынужден жить далеко от Москвы. Работал на Свердловской киностудии и челябинском телевидении. В старости снимался в кино, среди ярких ролей – работа в лентах «Чисто английское убийство», телесериал «Подросток» по Достоевскому. Доживал свой век Оболенский в Миассе. Здесь я был у него не один раз. Об этом написал новеллу, которая вошла в книгу «Разные судьбы», которая недавно вышла. Можно добавить и такой штрих: Эрмитаж возглавлял отец одного из жителей Миасса.