"А зори…" пока уж совсем тихие
В Магнитогорском театре оперы и балета состоялась самая необычная за всё время существования заведения премьера. Ах, если бы не карантин, это была бы очень красивая, а главное, своевременная и актуальная идея.
К 75-летию Великой Победы театр задумал подарить магнитогорцам драматический мюзикл "А зори здесь тихие..." (6+)
Режиссёр - Александр Лебедев, знакомый любителям театра оперы и балета и по детской сказке "Летучий корабль", и по опереттам "Кошка, превращённая в женщину", "Сильва", и по опере "Севильский цирюльник". И вот к санкт-петербургскому режиссёру обращаются вновь - на этот раз, чтобы увековечить святую для россиян тему войны, да ещё по хрестоматийному её литературному и кинематографическому образцу, произведению Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."
Художественное оформление мюзикла взялся претворить бывший главный художник драмтеатра имени А. С. Пушкина Вячеслав Виданов, который, прибыв в город в начале 90-х в составе "душанбинского десанта" во главе с Валерием Ахадовым, вместе с ними же покинул Магнитку ради столицы и работы в кино уже в двухтысячных. Но всё-таки вернулся - вновь позвал драматический. С театром оперы и балета сотрудничает первый раз, признаётся, что согласие работать с "Зорями..." далось очень нелегко. За постановку танцев отвечает в спектакле главный хореограф театра Геннадий Бахтерев, за музыкальную часть - дирижёр Сергей Воробьёв, за хоровые сцены -
хормейстер Татьяна Пожидаева, за костюмы - Оксана Рындина. И каждый из постановочной труппы отметил уникальность нового спектакля, появившегося в репертуаре Магнитогорского театра оперы и балета.
- К решению о том, что к юбилею Победы будем ставить "А зори здесь тихие...", пришли давно, но долго думали, какой музыкальный материал предпочесть: оперу Кирилла Молчанова или мюзикл новосибирского композитора Андрея Кротова, - рассказывает директор театра оперы и балета Илья Кожевников. - Пришли к выводу, что современный язык Андрея Кротова будет слушаться несколько свежее и станет ближе молодому поколению, а мюзикл прежде всего рассчитывали показать школьникам и студентам Магнитогорска.
- Поскольку тема, святая для среднего и старшего поколения, молодёжью, увы, может восприниматься через призму искажения исторической правды о Великой Отечественной войне, активно претворяемой на Западе, - продолжает Татьяна Пожидаева. - И с точки зрения поддержания исторической правды появление в репертуаре театра этого мюзикла считаю главным достижением сезона.
Другая сторона медали работы с темой войны - некая стационарность подхода к ней. Спрашиваю постановочную группу: "У каждого театра может быть своя "Кармен", не похожая ни на одну другую, свой "Риголетто", а вот военные спектакли как под копирку - и всё как раз из-за святости темы. Можем ли надеяться на некую свежесть в подходе к теме войны у нас?"
- Приступал к работе в некотором замешательстве, именно задаваясь вопросом: что нового можно поставить в таком популярном произведении? - признаётся Александр Лебедев. - И был приятно удивлён, что удалось выдержать баланс классического подхода и новаторства. Тема жертвы, принесённой советским народом в борьбе с фашизмом, прописана внятным, доступным молодёжи языком, с чётко выстроенной драматургией, рассказанная удивительно красивыми музыкальными темами. Ещё классичность в том, что не стали издеваться над задумкой автора, как модно это делать в современном театре, а взяли его в соавторы. Другое дело, что в пьесе Васильев лишь наметил любовную историю героинь, нацелив читателя на настоящее. Музыкальный же спектакль без лирической линии невозможен - поэтому автор углубил любовную линию Лизы Бричкиной и старшины Васкова.
Получилась необыкновенно красивая музыкальная тема.
Второй слом стереотипов - обилие комических моментов в, казалось бы, драматической и даже трагической истории. Бытовые зарисовки, партии деревенских жительниц, частушки самих девочек-зенитчиц - это неожиданно, но весьма колоритно, кроме того, задаёт некий драматургический замах перед эмоциональным ударом, ожидающим зрителя во втором акте.
- В советское время ставили много спектаклей о войне, в частности, потрясающий фильм снял Станислав Ростоцкий, после которого современный одноимённый ремейк выглядит бледной тенью и, считаю, стал большим проигрышем, - говорит художник-постановщик "А зори здесь тихие..." Вячеслав Виданов. - Поставлен и совершенно гениальный спектакль Любимова, в котором драматургия, потрясающе выстроенная в полной сценической условности, имела фантастическое эмоциональное воздействие на зрителя. После этого, приступая к "Зорям...", человеку, конечно, нужно обладать большой долей смелости, и мне, честно говоря, это усложняло работу. Но общая нацеленность на результат и работа на творческом подъёме, мне кажется, помогли сделать хороший спектакль.
- По музыкальной части материал очень благодатный для слушателей и исполнителей, на каждого он очень легко и выразительно "ложится", - продолжает музыкальный руководитель и дирижёр мюзикла Сергей Воробьёв. - Ярко очерченные образы: если это Соня Гурвич, то в музыке слышны еврейские напевы, если Женя Комелькова, слышим необузданность и яркость, если старшина Васков, окончивший четыре класса, то простоту и в то же время основательность.
А предложил взять в репертуар именно "А зори здесь тихие..." Геннадий Бахтерев, работавший над мюзиклом и в Новосибирске. По словам главного хореографа театра, интересен он ещё и потому, что открывает новые возможности для профессионализма исполнителей:
- Это ещё одна ступенька вверх в развитии труппы: сложные декорации, которые нужно обживать, работа в нескольких ипостасях. Здесь, как в любом мюзикле, нет разделения между балетом и хором: хор танцует наравне с балетом, балет поёт наравне с хором, сложная подзвучка, в которой занято больше 20 микрофонов, а ещё большая историческая работа над костюмами, которые полностью соответствуют времени, отражённому в повести.
- Военная форма советских солдат в течение войны менялась несколько раз: крой, фасон, погоны, ткань, цвет и прочее, - говорит художник по костюмам театра и спектакля Оксана Рындина. -Действие происходит в мае 1942 года. Провели большое историческое исследование военной формы того периода, долго искали ткань, которая бы полностью соответствовала той эпохе, и нашли.
- Форма очень нравится, особенно шинель, надев которую, задаюсь вопросом, как вообще можно передвигаться в полной амуниции с оружием, - смеётся исполнительница роли Евгении Комельковой, солистка театра Мария Менщикова.
- А я хочу поблагодарить постановочную группу за честь участвовать именно в этом спектакле, - говорит исполнитель роли Васкова Илья Скляров. - Во-первых, это слом артистического стереотипа, а играю я в основном комических персонажей. Во-вторых, наконец, прочувствовал возвышенную тему войны. В Казахстане, откуда приехал, тема войны освещается, но как-то по-лёгкому: ну, было, спасибо, помним, чтим. А ставить ко Дню Победы такие спектакли, погружаться в атмосферу войны - такой традиции нет. Здесь же ощутил святость темы до самых кончиков волос.
Итак, спектакль готов, полностью проданы все десять премьерных показов. Публика - не только обычные зрители, но и школьники, студенты, для которых сделаны целевые показы. В этом - основная воспитательная цель премьеры.
Карантин внёс свои коррективы. Театр остановил концертную деятельность, отменил фестивали. Но премьеру "Зорь..." решили провести: в пустом зале состоялись два премьерных показа - как заключительный этап технологического цикла подготовки спектакля.
Это странное ощущение: актёры отдаются действу всей душой, а в ответ - тишина пустого зала, в котором и звук отдаётся как-то по-другому. Огромная круглая вертящаяся конструкция - озеро, блиндаж зенитчиц, мостик вокруг воды - в финале спектакля превратится в нескончаемую дорогу в небеса как символ той самой жертвы советского народа, принесённой ради мира. В головокружительном вальсе героини в летящих платьицах рассказывают свои довоенные истории, чтобы уже в следующей сцене выйти в гимнастёрках. И всё же война пока не чувствуется - пока это дружба, шутки, мечты, песни и танцы. Но вот пятёрка подружек - Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина и Галка Четвертак - отправляются в последнее своё военное задание. Чтобы остаться навечно живыми.
После карантина показы мюзикла продолжатся. А вы пока поберегитесь, чтобы стать их зрителями.