Практика переноса Святого Агнца с престола на жертвенник.
В литургии Преждеосвященных Даров в русской и греческой богослужебных практиках замечаются достаточные расхождения, гораздо более значительные, чем в литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого. Хочу остановиться на одном из таких литургических священнодействий Преждеосвященной литургии.
Как правило, во время чтения 18-й кафизмы происходит перенос Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. В русском Служебнике это священнодействие подробно не описывается, так как предполагается, что Агнец хранится на жертвеннике, хотя в практике это уже давно не так (Агнец хранится на престоле). Поэтому всё совершается на уровне общепринятой церковной традиции, описываемой в тех или иных литургических пособиях.
В русской традиции Агнец вынимается из дарохранительницы и полагается на дискос. Далее происходят каждение и перенос Агнца с престола на жертвенник, где уже совершаются последующие вливание в чашу вина и воды, покрытие дискоса звездицей, и покрытие священных сосудов покровцами.
В греческой традиции после поставления Агнца на дискос тут же на престоле происходит покрытие дискоса звездицей и покровцом (разумеется, с предварительным каждением их); и перенос на жертвенник происходит, таким образом, в закрытом виде.
Вопрос. Как вам, дорогие отцы, представляется наиболее благообразным переносить Святой Агнец в закрытом или в открытом виде? Меня лично всегда смущал этот перенос открытого Агнца, пока не увидел греческую практику...
Как правило, во время чтения 18-й кафизмы происходит перенос Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. В русском Служебнике это священнодействие подробно не описывается, так как предполагается, что Агнец хранится на жертвеннике, хотя в практике это уже давно не так (Агнец хранится на престоле). Поэтому всё совершается на уровне общепринятой церковной традиции, описываемой в тех или иных литургических пособиях.
В русской традиции Агнец вынимается из дарохранительницы и полагается на дискос. Далее происходят каждение и перенос Агнца с престола на жертвенник, где уже совершаются последующие вливание в чашу вина и воды, покрытие дискоса звездицей, и покрытие священных сосудов покровцами.
В греческой традиции после поставления Агнца на дискос тут же на престоле происходит покрытие дискоса звездицей и покровцом (разумеется, с предварительным каждением их); и перенос на жертвенник происходит, таким образом, в закрытом виде.
Вопрос. Как вам, дорогие отцы, представляется наиболее благообразным переносить Святой Агнец в закрытом или в открытом виде? Меня лично всегда смущал этот перенос открытого Агнца, пока не увидел греческую практику...