Пушкин и Лермонтов активно публиковались в социальных сетях, если бы были живы, – Зураб Бемурзов
14 МАРТА. ЧЕРКЕССК. Произведения современных кавказских писателей и поэтов не столь популярны, как труды всемирно известных прозаиков и поэтов, однако, мы уверены, что они нисколько не уступают хитам российской и зарубежной литературы. Мы запускаем цикл публикаций в поддержку авторов Карачаево-Черкесии, чтобы как можно больше людей познакомились с их творчеством и по-настоящему его оценили. Так, героем сегодняшнего интервью стал Зураб Бемурзов, черкесский поэт, прозаик, переводчик.
-Какое значение для успеха имеет название книги?
- Я думаю, что большое. Как журналист и медийщик, я утверждаю, что от названия текста во многом зависит – будет человек читать дальше или нет. А как поэт… каждая книга, это как ребенок твоего разума. Ведь очень важно, как ты назовешь ребенка. С другой стороны, это что-то личное – и творчество, и книга, и название. Честно говоря, я не понимаю, когда книгам дают пафосные названия. Как медийщик, я могу однозначно сказать, что это не работает и даже дает обратный эффект. А как поэт говорю, что когда я думал над названием своей первой книги, я выбрал название «Два цвета одной зимы». Потому что зима – это день моего рождения и время смерти моего отца. Успешно ли это название? Я об этом вряд ли тогда думал.
- Вы когда-нибудь сталкивались с разочарованными читателями?
- Да, и это обязательно нужно. Я скажу даже больше – их надо искать, чтобы разогревать в себе профессиональную, творческую злость. Самолюбование и самовосхищение – отличительный признак многих творческих людей, успешных и не очень. Это очень мешает в развитии. Ты останавливаешься на каком-то этапе, довольный собой, а потом удивляешься разочарованию читателей. Сталкивался и ищу всегда критичного взгляда. Это помогает дать себе внутреннюю оценку и увидеть минусы.
- Что вы думаете о новых способах распространения информации через интернет, литературные форумы, виртуальные журналы, блоги? Это стало бы большим подспорьем и дало бы возможность большему количеству читателей узнать о вас и ваших работах?
- Это отсылка к предыдущему вопросу, как раз. Для меня интернет, в особенности социальные сети - очень хороший способ увидеть обратную связь. Не устану повторять, что чужое мнение очень важно для творчества, пусть это будет мнение не профессионала, а простого человека даже. Форумы в последние годы из-за пандемии я пропускал, но социальные сети использую с удовольствием. Мир меняется, нужно идти в ногу со временем. Поэзия – это не консервативное что-то, а очень даже современное. Я думаю, что Пушкин и Лермонтов активно публиковались в социальных сетях, если бы были живы. Балы и светские приемы, на которых они читали вслух свои стихи, — это тоже своего рода социальный инструмент для распространения творчества.
- На сегодняшний день вопрос распространения литературы кавказских авторов стоит остро. В особенности проблема состоит в том, что большую часть книг/сборников не найти на электронных носителях. Вы, как писатель, в свою очередь готовы помочь с решением данной проблемы?
- Готов, конечно. Свой второй сборник я выпустил именно на электронном носителе и выставил во всеобщий доступ. Я думаю, что министерству культуры и Союзу писателей республики стоит подумать о создании электронной библиотеки именно региональных писателей и поэтов. При этом, без трехуровневой регистрации и т.п., чтобы обычный человек мог зайти по QR-коду, например, или ссылке и почитать в дороге, в свое свободное время. А вся эта трихомудрия с регистрацией пусть останется за теми, кто хочет догрузить какие-то файлы, относящиеся к писателям, конечно же, через модерацию.
Это должен быть легкий сайт, не ресурсы библиотеки, а что-то, что имеет мобильный формат.
- На ваш взгляд, какие шаги в сохранении и популяризации кавказской литературы необходимо предпринять? На какие из них вы готовы пойти сами, как писатель?
- Их очень много, этих шагов. И я пытаюсь не сторониться их. Постоянно занимаюсь не только собственным творчеством, но и переводом других. Но, без полноценного государственного финансирования и поддержки как книгоиздания, так и писательской сферы, ничего не возможно. Нужно учредить премии, стипендии. Творчество – это тот же продукт, который нуждается в рекламе и во вложениях.
- Как автор, вы участвуете в продвижении своих книг или предпочитаете, чтобы это делал кто-то другой?
- Не сторонюсь ничего, как собственного продвижения, так и внешнего. Вообще, я больший сторонник публикаций в сборниках, антологиях, региональных, всероссийских, международных. У меня их больше двадцати, и я думаю, что такие сборники больше полезны и легки для продвижения, чем авторские. Всероссийские сборники расходятся по всем регионам страны и за рубежом, нужно только работать, чтобы их найти и предложить свои произведения. Зачем изобретать велосипед, если он уже есть.
- Вы дружите с другими авторами? Помогают ли они вам улучшаться в писательском мастерстве?
- Дружу, с удовольствием. И не только с республики. Очень рад, что судьба свела меня с такими замечательными поэтами и людьми как Артур Кенчешаов, Дмитрий Габелиа из Абхазии. Трудно, особенно среди писательской и поэтической богемы найти людей, не зараженных творческим эгоизмом. Поэтому я предпочитаю находить сначала человеческое нутро, а потом уже обращать внимание на творческую сущность.
- Есть ли у вас что-нибудь особенное, на чем вы хотите сосредоточиться в этом году?
- Да, это детская и взрослая проза на черкесском и русском языках. Есть творческие задумки, которые я все не могу осуществить.
- Можете поделиться со своими читателями некоторыми мыслями о новом сборнике, который вы пишите?
- Это будет сборник о том, что для меня важно – народ, семья и личное.
-Какое значение для успеха имеет название книги?
- Я думаю, что большое. Как журналист и медийщик, я утверждаю, что от названия текста во многом зависит – будет человек читать дальше или нет. А как поэт… каждая книга, это как ребенок твоего разума. Ведь очень важно, как ты назовешь ребенка. С другой стороны, это что-то личное – и творчество, и книга, и название. Честно говоря, я не понимаю, когда книгам дают пафосные названия. Как медийщик, я могу однозначно сказать, что это не работает и даже дает обратный эффект. А как поэт говорю, что когда я думал над названием своей первой книги, я выбрал название «Два цвета одной зимы». Потому что зима – это день моего рождения и время смерти моего отца. Успешно ли это название? Я об этом вряд ли тогда думал.
- Вы когда-нибудь сталкивались с разочарованными читателями?
- Да, и это обязательно нужно. Я скажу даже больше – их надо искать, чтобы разогревать в себе профессиональную, творческую злость. Самолюбование и самовосхищение – отличительный признак многих творческих людей, успешных и не очень. Это очень мешает в развитии. Ты останавливаешься на каком-то этапе, довольный собой, а потом удивляешься разочарованию читателей. Сталкивался и ищу всегда критичного взгляда. Это помогает дать себе внутреннюю оценку и увидеть минусы.
- Что вы думаете о новых способах распространения информации через интернет, литературные форумы, виртуальные журналы, блоги? Это стало бы большим подспорьем и дало бы возможность большему количеству читателей узнать о вас и ваших работах?
- Это отсылка к предыдущему вопросу, как раз. Для меня интернет, в особенности социальные сети - очень хороший способ увидеть обратную связь. Не устану повторять, что чужое мнение очень важно для творчества, пусть это будет мнение не профессионала, а простого человека даже. Форумы в последние годы из-за пандемии я пропускал, но социальные сети использую с удовольствием. Мир меняется, нужно идти в ногу со временем. Поэзия – это не консервативное что-то, а очень даже современное. Я думаю, что Пушкин и Лермонтов активно публиковались в социальных сетях, если бы были живы. Балы и светские приемы, на которых они читали вслух свои стихи, — это тоже своего рода социальный инструмент для распространения творчества.
- На сегодняшний день вопрос распространения литературы кавказских авторов стоит остро. В особенности проблема состоит в том, что большую часть книг/сборников не найти на электронных носителях. Вы, как писатель, в свою очередь готовы помочь с решением данной проблемы?
- Готов, конечно. Свой второй сборник я выпустил именно на электронном носителе и выставил во всеобщий доступ. Я думаю, что министерству культуры и Союзу писателей республики стоит подумать о создании электронной библиотеки именно региональных писателей и поэтов. При этом, без трехуровневой регистрации и т.п., чтобы обычный человек мог зайти по QR-коду, например, или ссылке и почитать в дороге, в свое свободное время. А вся эта трихомудрия с регистрацией пусть останется за теми, кто хочет догрузить какие-то файлы, относящиеся к писателям, конечно же, через модерацию.
Это должен быть легкий сайт, не ресурсы библиотеки, а что-то, что имеет мобильный формат.
- На ваш взгляд, какие шаги в сохранении и популяризации кавказской литературы необходимо предпринять? На какие из них вы готовы пойти сами, как писатель?
- Их очень много, этих шагов. И я пытаюсь не сторониться их. Постоянно занимаюсь не только собственным творчеством, но и переводом других. Но, без полноценного государственного финансирования и поддержки как книгоиздания, так и писательской сферы, ничего не возможно. Нужно учредить премии, стипендии. Творчество – это тот же продукт, который нуждается в рекламе и во вложениях.
- Как автор, вы участвуете в продвижении своих книг или предпочитаете, чтобы это делал кто-то другой?
- Не сторонюсь ничего, как собственного продвижения, так и внешнего. Вообще, я больший сторонник публикаций в сборниках, антологиях, региональных, всероссийских, международных. У меня их больше двадцати, и я думаю, что такие сборники больше полезны и легки для продвижения, чем авторские. Всероссийские сборники расходятся по всем регионам страны и за рубежом, нужно только работать, чтобы их найти и предложить свои произведения. Зачем изобретать велосипед, если он уже есть.
- Вы дружите с другими авторами? Помогают ли они вам улучшаться в писательском мастерстве?
- Дружу, с удовольствием. И не только с республики. Очень рад, что судьба свела меня с такими замечательными поэтами и людьми как Артур Кенчешаов, Дмитрий Габелиа из Абхазии. Трудно, особенно среди писательской и поэтической богемы найти людей, не зараженных творческим эгоизмом. Поэтому я предпочитаю находить сначала человеческое нутро, а потом уже обращать внимание на творческую сущность.
- Есть ли у вас что-нибудь особенное, на чем вы хотите сосредоточиться в этом году?
- Да, это детская и взрослая проза на черкесском и русском языках. Есть творческие задумки, которые я все не могу осуществить.
- Можете поделиться со своими читателями некоторыми мыслями о новом сборнике, который вы пишите?
- Это будет сборник о том, что для меня важно – народ, семья и личное.