Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

«Обожаю делать из зрителей соучастников»

«Литературная газета»
130
«Обожаю делать из зрителей соучастников»

Народный артист России Андрей Житинкин – один из самых интересных театральных режиссёров нынешнего дня, вызывающий споры критиков, любовь зрителей, обожание актёров и особое внимание самых ярких знаменитостей! После осенней премьеры его спектакля «Большая тройка (Ялта-45)» в Малом театре России захотелось непременно встретиться с тем, кого называют плейбоем московской сцены, театральным хулиганом, модным режиссёром…  

– Как получилось, что вы выбрали для постановки именно эту пьесу неизвестного ранее в России шведского автора Лукаса Свенссона?

– И автора, и пьесу я нашёл через интернет. Поскольку очень трепетно отношусь к теме войны (у меня два деда, которых я никогда не видел, погибли на фронте), то мне хотелось найти для постановки новый интересный драматургический материал, чтобы получился не формальный спектакль к юбилейной дате, а вошёл в репертуар театра и волновал современного зрителя. Казалось, что все темы уже исчерпаны. Много замечательных фронтовых историй, воспоминаний, и трудно найти новое. И вдруг увидел, что Лукас Свенссон – литературный интендант из Швеции, который пишет сценические версии для театров, – совпадает со мной по любимым авторам: Мопассан, Оскар Уайльд… Заинтересовало меня среди его работ название «Ялта», ведь в нашей драматургии этой темы нет вообще! Советский фильм «Тегеран-43» помните? А про финальную дипломатическую точку войны – переговоры в Ялте – в нашем искусстве ничего нет! Мне показалось интересным раскрыть на сцене эту потрясающе загадочную тему.

– У шведского автора, видимо, была возможность изучать стенограммы переговоров, ведь у нас только недавно изменилось отношение к «неудобной» правде о союзниках и войне; стали открывать архивы, потому что это, наверное, единственный путь избежать искажения истории Победы во Второй мировой войне.

– Вот и меня заинтересовала драматургия не видимого никому закулисного мира тяжёлых переговоров в Ялте, которые, оказывается, не раз заходили в тупик, но три великих политика продолжали искать решения. Шла адская работа трёх сложных личностей, на грани срыва. Сталин (Василий Бочкарёв), Рузвельт (Владимир Носик), Черчилль (Валерий Афанасьев) – неоднозначные персонажи. Это уставшие, больные, пожилые люди, которые взвалили на себя ответственность решать судьбу мира. И на сцене нет монстров – так я сказал актёрам. Мы искали мотивацию каждого персонажа. Здесь сплелась история стран и история страстей. Актёры играют без грима, очень тонко работая с потоком сознания героев. Хотелось зафиксировать хрупкость мира, скоротечность человеческой жизни. Ведь наш земной шарик из космоса такой маленький, а столько оружия человечеством накоплено, что раскачать наш мир до новой катастрофы ничего не стоит…

– Пожелаем спектаклю долгой жизни на сцене, как случилось, например, с вашей постановкой 1995 года «Мой бедный Марат», которая с молодым актёрским созвездием Домогаров – Ильин – Кузнецова шла с большим успехом в Театре Моссовета более двадцати лет. В чём был секрет того культового спектакля по широко известной пьесе Арбузова?

 – Наверное, в том, что артисты относились к спектаклю как к высокой миссии. Мы посвятили его молодому поколению военных лет. Надо сказать, что ветераны очень хорошо приняли спектакль, а точные актёрские работы вскоре вывели молодых Ларису Кузнецову, Александра Домогарова и Андрея Ильина в ранг заслуженных и народных. Я тогда использовал некоторые воспоминания блокадников в постановке, и это было пронзительно сыграно артистами. Я очень им всем благодарен. Помню, как бабушки-блокадницы в зале плакали и боялись в долгих паузах даже пошевелиться – такая стояла тишина! Это было очень трогательно и страшно…

– А сегодня вы ставите спектакли только со знаменитыми исполнителями?

– Ну нет. Я всегда делаю ставку на актёра – будь то признанная звезда или звезда восходящая. В моих спектаклях в 90-е годы начинали неизвестные зрителям, а ныне признанные мастера – Сергей Безруков, Евгения Крюкова, Елена Яковлева, Александр Балуев, Даниил Страхов и многие другие. Например, артисты «Ленкома» Андрей Соколов, Сергей Чонишвили, Дмитрий Марьянов в 1993 году до моего спектакля «Игра в жмурики» не имели масштабных ролей в родном театре. Конечно, мне и сегодня очень интересно смотреть, кто приходит в театр и кто будет его развивать. Однако звёздные мастера нашей сцены заслуживают пристального внимания режиссёров, и мне важно талант большого артиста раскрыть с неожиданной стороны. В 1999 году помню невероятное, на уровне гениальности исполнение Михаилом Козаковым роли Шейлока в моём «Венецианском купце», помню счастье работать с Маргаритой Тереховой, Валентиной Талызиной, Людмилой Касаткиной, Георгием Жжёновым, Александром Ширвиндтом, Элиной Быстрицкой, Ольгой Аросевой и другими прославленными мастерами. В 1998 году мы с Людмилой Гурченко поставили первый московский мюзикл «Бюро счастья» с живым оркестром из 50 человек и балетом. В 1996 году я выпустил спектакль «Весёлые парни» для Юрия Яковлева. А сегодня как трагически прекрасна Вера Василь ева в «Пиковой даме» на сцене Малого театра! Вот, кстати, в этой постановке на главную роль, Германна, я пригласил вчерашнего выпускника – щепкинца. Александр Дривень блестяще играет роль пушкинского Германна и замечательно проявляет себя и в «Большой тройке (Ялта-45)», где вы могли видеть его в образе помощника Рузвельта. Так что я приглядываюсь к молодым тоже.

 – А какую свою работу вы можете назвать самой любимой?

– Спектакль «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», поставленный в 1998 году в Театре на Малой Бронной по пьесе Глена Бламстейна, где филигранно и сильно сыграл заглавную роль Александр Домогаров. Это спектакльметафора – о трагедии Художника. Я вообще убеждён, что очень многое, происходящее в искусстве, замешано на чувствах. Очень часто наркотиком для художника является любовь. Иногда величайшие шедевры в истории создавались под бременем этого чувства.

– Почему вы так часто используете провокацию в разговоре со зрителем?

– Я обожаю делать из зрителей соучаст ников и хочу, чтобы после спектакля у человека возник какой-то новый поток размышлений, ассоциаций, ведь мы так увязли в быте и развлечениях. Я «обманываю» зрителя в хорошем смысле этого слова, потому что даже в яркой упаковке будет скрыто серьёзное содержание. Меньше всего в театре я хочу развлекать.

Мне нравится симбиоз метафоры и натурализма, нравится создавать атмосферный прессинг, то волшебство, которое заключается не в словах, а в сочетании света, звука, пластики, когда зрелище динамично, а зрителю и весело, и страшно.

– Как случилось, что вы, выпускник актёрского факультета вахтанговской школы, решили сразу же после выпуска переформатироваться в режиссёра?

– Это действительно произошло довольно резко. В 17 лет я с первого захода поступил на курс Людмилы Владимировны Ставской и выпускался с красным дипломом и свободным распределением. В дипломном спектакле по «Бесприданнице» я с успехом, казалось бы, играл Робинзона, а после выпуска Евгений Рубенович Симонов пригласил меня на режиссёрский факультет. Поначалу я испугался: неужели я настолько бездарен, что мастер не видит во мне серьёзный актёрский потенциал? И тут же задал ему этот вопрос. Но он только улыбнулся тогда и сказал, что характерных артистов много, а характерных режиссёров мало. Я ненадолго призадумался над этой фразой и согласился снова идти учиться. Итак, я учился в Щукинском институте десять лет подряд! Вероятно, Евгений Рубенович увидел во мне желание и способности анализировать ситуацию не только изнутри, но и со стороны. И я благодарен своему мастеру за то, что он подключил меня к этой «страшной» профессии, от которой отключиться практически невозможно: у меня даже под подушкой лежит блокнотик с карандашиком на верёвочке, чтобы записывать сны...

– Как вы считаете, сегодня, во время пандемии и развала многих театральных проектов, сокращений, увольнений грозит ли нам регресс театрального искусства?

– Театр не умрёт никогда! Но то, что ситуация с пандемией невероятно обострила все проблемы в сфере искусства и культуры, – это правда. Однако есть и плюсы: многие актёры переосмыслили свою жизнь. Знаю, что некоторые отказались от суеты и гламура, задумались о профессии. Высветилось и то, что мультимедиа и все эти экранные примочки, которыми увлеклись многие театры, как супермодными веяниями в оформлении, ничего не стоят без художественного осмысления. Сейчас, когда экран до тошноты влез в нашу жизнь, особенно заметна тоска по живому. Для живого человека нужны живые чувства – особая энергия между зрителем и артистом. А все эти онлайн-трансляции, где сочиняются спектакли на коленке, зрителю не нужны. Что такое театр? Это передача чувств!


Фигуристка Радионова и футболист Кучаев станут родителями

Сухой закон: в Прикамье не будут продавать алкоголь все майские праздники

В восьми регионах России запретят продавать алкоголь на майских праздниках

"Противостояние только начинается": Россия и Китай ударили США под дых?

Moscow.media

Франция отклонила заявки российских волонтёров на аккредитацию на Олимпийские игры

Спасатели локализовали пожар в промзоне в подмосковном Королёве

Кто сдал КГБ Степана Латыпова? Под доносами — имя его коллеги-арбориста из Москвы

Директор Майданова рассказал о самочувствии певца, который едва не задохнулся

Музыкальные новости

Новости Крыма


Москва

6 городов России, где можно увидеть белые ночи кроме Санкт-Петербурга



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Крыма на сегодня

Другие новости Крыма

Частные объявления в Крыму




Новости от партнёров Russia24.pro


Жизнь

Азербайджанский олигарх Год Нисанов – владелец рынков «Садовод» и «Фудсити» стремительно теряет поддержку элиты после теракта в «Крокусе»



Все новости часа на 123ru.net

Новости Симферополя

Москва

Спортивный марафон «Сила России» пройдет в Химках летом

<

>
Moscow.media <::
:: Симферополь на Ria.city
Симферополь на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Крыма

Новости Крыма


Москва

6 городов России, где можно увидеть белые ночи кроме Санкт-Петербурга


Авто в Крыму


Спорт в Крыму



Новости тенниса


WTA

Касаткина проиграла Путинцевой и не смогла выйти в 1/4 финала турнира WTA в Мадриде


Здоровье в Крыму


Экология в Крыму


Коронавирус в Крыму


Музыкальные новости


Майкл Джексон

Ему сделали 9 операций! Вот Мюрат Джексон


Власть


Россия


Rss.plus


Динамо

«Динамо» подложило под «Зенит» бомбу! «Краснодар» может возглавить РПЛ за четыре тура до конца


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Крыму.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Симферополь на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent


Game24.pro