Графика балета — сыграть на контрасте: в Екатеринбурге презентовали неординарные современные балеты «Птица» и «Графит»

Областная газета
186

В театре «Урал Опера Балет» состоялось представление двух одноактных спектаклей — «Птицы» и «Графит». Первый поставил Игорь Булыцын, солист «Урал Балета», лауреат «Золотой маски» и хореограф, уже создавший несколько ярких работ. Второй балет — «Графит» Антона Пимонова — громкая премьера московской площадки «ГЭС-2», перенесенная на сцену екатеринбургского театра.

«Птицы»: барочные трели и спецэффекты

Балет «Птицы» поставлен на музыку Отторино Респиги — сюиты для малого оркестра. Это произведение было написано в 1928 году и основано на музыке барочных композиторов XVII века. По сути, этот цикл является попыткой передать пение птиц — кукушки, соловья, голубки… И мы перед балетом ожидали увидеть нечто подобное: разных птиц, оживающих на сцене благодаря некому хореографическому подражанию. Но предположение не подтвердилось, авторы придумали нечто более сложное и эффектное.

— Что касается идеи спектакля, то я попытался максимально абстрактно подойти к пониманию того — что такое птицы. И когда мы начали с художниками разбирать материал, стало ясно, что для нас это понятие гораздо шире: в каком-то смысле птицы мы все. Поэтому и драматургия, и окружающие спецэффекты в спектакле ведут к тому, что каждый из нас какая-то птица, — поясняет хореограф-постановщик Игорь Булыцын.

И действительно, на сцене мы увидели собирательный образ, где птицы оборачиваются то в шумную компанию молодежи, то в пару влюбленных, то в хорохорящихся соперников. Все они проживают свою историю, но в параллели с другими героями. И поэтому спектакль нестандартен вдвойне: одновременно перед публикой разворачивается сразу несколько действий. В постановке нет ведущей или второстепенной партии — каждый танцовщик на сцене главный, у него есть свой сольный номер или дуэт, где можно себя проявить. И только от самих артистов зависит, на кого в следующую секунду посмотрит зритель, чей сюжет его привлечет больше.

Сцена из спектакля «Птицы», хореограф-постановщик Игорь Булыцын. Фото: Павел Ворожцов

Но и этого авторам показалось недостаточно, задачу танцовщикам они усложнили еще и наличием на сцене видеокамеры, которая транслирует картинку на огромный экран. Возникает ассоциация с видеоловушкой — за интересными экземплярами дикой природы наблюдают, стараясь получить редкие кадры, узнать о них побольше. И этот «фильм» тоже вносит свою драматургию и, конечно, вступает в конкуренцию с артистами — еще один отвлекающий манёвр. Но в итоге все это должно сработать воедино и сложиться в один большой пазл.

— Это маленький балет, но очень большая история. Над спектаклем работало несколько художников, и я постарался максимально расчистить поле, чтобы каждый из них мог выразить себя. Да, как вы видели, у нас много мультимедиа, много сложной хореографии и сложной музыки — многосоставная вещь. Всё это должен соединить поток музыки, подобно тому, как в тоннах информации сегодняшнего дня каждый из нас все-таки старается сказать свое слово, — отметил Игорь Булыцын.

Задачу танцовщикам они усложнили еще и наличием на сцене видеокамеры, которая транслирует картинку на огромный экран. Фото: Павел Ворожцов
Фото: Павел Ворожцов

«Графит»: танец света и тени

После пестрого балета «Птицы», сопровождаемого барочными трелями, зрителей ждет мощный контраст. Глубокий монохром под нагнетающую музыку от одного из самых известных современных российских композиторов Владимира Горлинского.

Балет «Графит» — совместный проект Московского Дома культуры «ГЭС-2» и театр «Урал Опера Балет». Премьера прошла в середине апреля, как раз в открытом пространстве «ГЭС-2», где максимально сокращена дистанция со зрителем. Представление новой работы для Екатеринбурга состоялось сейчас, перед этим авторам предстояло адаптировать спектакль под театральную сцену, а по сути — заново пересобрать спектакль.

Нам удалось увидеть последние подготовительные штрихи от хореографа Антона Пимонова и композитора Владимира Горлинского перед тем, как спектакль показали свердловской публике.

— Когда мы начинали работу над постановкой, в голове я все равно держал два пространства сразу — и площадку «ГЭС-2», и театр с оркестровой ямой и другими возможностями, которые в нем есть. Что касается хореографии, то есть нюансы, которые пришлось для екатеринбургской сцены изменить. Допустим, теперь у нас другое начало и другой финал, — говорит Антон Пимонов.

Фото: Павел Ворожцов

Итак, «Графит» — это, во-первых, попытка порассуждать о крайне любопытном, загадочном материале, сочетающем в себе мягкость карандашного грифеля с его легко стирающейся линией (вот они — еле уловимые, сверхбыстрые движения пуантов) и в то же время близость к одному из самых твердых минералов — алмазу. Во-вторых, авторы фантазируют вокруг устойчивого выражения «графика танца», вовлекая зрителей в большой круг ассоциаций.

Так вот линия этого хореографических рисунка практически безупречна, и где-то даже пугающая своей точностью и совпадением с музыкальным словом. Поэтому трудно поверить, что для Владимира Горлинского это первый опыт работы с балетом.

— Мне было очень интересно погружаться в этот вид искусства. Раньше я много работал с современным танцем, но оказалось, что это совершенно разные вещи. Современный танец — это опыт чувственного, эмоционального восприятия музыки. А к балету применимо такое понятие как дансантность, то есть музыка, которая побуждает, провоцирует, генерирует движение. И мне было крайне любопытно с этим разбираться, — рассказывает Владимир Горлинский.

Перед премьерой композитор Владимир Горлинский приехал в Екатеринбург, чтобы лично настроить оркестр, добиться необходимого звучания, интонации. Фото: Павел Ворожцов

Перед премьерой композитор приехал в Екатеринбург, чтобы лично настроить оркестр, добиться необходимого звучания, интонации. После прогона нескольких сцен Владимир берет паузу — и просит музыкантов играть еще агрессивнее, еще громче, хотя мы, первые зрители, уже находились в колоссальном эмоциональном напряжении.

Усиливают впечатление музыкальные инструменты, которые Горлинский придумал специально для этого спектакля.

— Мне как композитору было интересно расширить звуковой мир, использовать не только существующие инструменты, но даже что-то построить. Мы назвали это брумстик-машина, она представляет собой металлический ящик, натянутую струну и рычаг, который управляет этой струной. Получается такое водяное, плавающее звучание. Балет начинается с такого необычного звука. Также у нас задействованы маленькая серена, тибетская чаша, африканский барабан. Это целый мир разных красок. Так что этот балет можно не только смотреть, но и вслушиваться в партитуру, — советует Владимир Горлинский.

В этом сезоне балеты были показаны лишь однажды, теперь спектакли сыграют в начале следующего сезона, не упустите шанс их увидеть.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Нижний Новгород в рамках «Больших гастролей» привез в Екатеринбург «Щелкунчика» и «Свадьбу Фигаро».

Опубликовано в №129(9940) от 18 июня 2024 года.

Песков оценил перспективы обмена американского журналиста Гершковича

Свердловский областной суд утвердил оправдательный приговор по громкому убийству 2000 года

В Екатеринбурге начался процесс над Эваном Гершковичем

Исследование: как выглядят современные российские рокеры

Moscow.media

Депутат Фетисов заявил, что Запад хочет расколоть российское общество

Урбанисты предложили сократить трамвайные маршруты в Екатеринбурге

В Кремле не считают резонансным дело Эвана Гершковича

Пользователи WhatsApp жалуются на массовый сбой в работе мессенджера

Музыкальные новости

Новости Екатеринбурга


Екатеринбург

Свердловская область вошла в тройку лидеров по страхованию жилья



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Екатеринбурга на сегодня

Другие новости Екатеринбурга

Частные объявления в Екатеринбурге



Новости от партнёров Russia24.pro


Мода

Самой популярной солнцезащитной оптикой в Махачкале стали очки бренда Polaroid



Все новости часа на smi24.net

Новости Свердловской области

Екатеринбург

Урбанисты предложили сократить трамвайные маршруты в Екатеринбурге


Moscow.media <::
:: Екатеринбург на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Екатеринбурга

Новости Екатеринбурга


Екатеринбург

Свердловская область вошла в тройку лидеров по страхованию жилья


Авто в Свердловской области


Спорт в Свердловской области



Новости тенниса


Елена Рыбакина

Появились новости о здоровье Елены Рыбакиной перед турниром в Англии


Здоровье в Свердловской области


Экология в Свердловской области


Коронавирус в Свердловской области


Музыкальные новости


Майкл Джексон

Суды, банкротство и витилиго. Как умирал Майкл Джексон


Россия


Rss.plus


Россия

Новый рекорд России: медитация Relax FM объединила 1699 человек


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

Commentator’s curse strikes immediately as LIV golf hothead Tyrrell Hatton swears live on TV after losing it at the WIND


Game24.pro