Путешествие в столицу буддизма - на родину маленького, но очень гордого народа
Элст, Эрнст Неизвестный, декабрь...
В нашу экскурсионную группу набралось девять человек. Преимущественно - слабый пол. Уж не знаю почему, но заметила, что так бывает, когда поездка связана с музеями, храмами и прочей тематикой, где "душа обязана трудиться".Элиста встречает погодой из разряда "ни холодно, ни жарко". По словам приветствующего нас в калмыцком национальном костюме экскурсовода Марины, хорошо еще и то, что тихо. Потому что часто в Элисте дуют ветра.
Название столицы Калмыкии произошло от "элст" - песчаный. Но после того, как калмыки попали в немилость к Сталину и перед самым Новым годом, в ночь с 27 на 28 декабря 1943-го, началась их депортация в Сибирь, Калмыцкую АССР упразднили, Элисту лишили ее названия - переименовали в город Степной, а районы республики присоединили к разным соседним областям и к Ставропольскому краю.
Лишь в 1956 году, при Хрущеве, калмыков реабилитировали, вернув им родину и столицу Элисту. Но память о том жестоком времени, когда даже стариков и детей в неотапливаемых вагонах отправляли на тяжелые испытания, а многих фактически на смерть, жива у калмыцкого народа.
Так выглядит музей "Репрессированные, но не сломленные".
В восточной части города, на высоком искусственно созданном кургане, установлен мемориальный комплекс. Ключевой в нем является скульптура "Исход и Возвращение" авторства Эрнста Неизвестного, специально отлитая из бронзы в Нью-Йорке.
Как и все творчество знаменитого мастера, эта скульптура тоже оказалась неоднозначной и неординарной - в ней смешались и голова коня, и лотос, и след человека, и плачущая овца, и различные механизмы... Из-за этого понять замысел скульптура сразу сложно. Особенно не жителю Калмыкии. Но постепенно все-таки понимаешь, что, например, следы - это про то, как целые семьи покидали родной город, лошади - символ времени…
В мемориальный комплекс также входит установленный перед курганом вагон - один из тех, в которых увозили калмыков в чужие края. Внутри - чемоданы и сундуки того периода, прялка, деревянная люлька, куски кизяка - высушенного навоза, который использовали вместо дров...
Домбра, верблюды, чигян…
Экскурсовод Марина (слева) - в национальном калмыцком костюме, а я - в монгольском.
Калмыки стараются сохранять историческую память о всех этапах долгого пути своего народа и традициях.
Прямо под открытым небом расположился музей кочевых народов. На площадке установлены калмыцкие и монгольские юрты. На первый взгляд, они ничем не различаются. Но, оказывается, основное отличие в наличии одной (у монголов) или двух (у калмыков) дверей.
Юрта внутри не имеет ни перегородок, ни ширм, но правило таково: левая часть - мужская, правая - женская. Так как народ долгое время вел кочевой образ жизни, при сборах было ясно, в какой части юрты искать оружие, в какой - одежду, посуду и... детей.
Сегодня в одной из главных музейных юрт для нас приготовили угощение -традиционные кисломолочные продукты, в том числе чигян, который многие называют калмыцким кумысом. Готовят с помощью специальной закваски.
Из-за наличия в составе ферментов, молочной кислоты, натуральных антибиотиков, витаминов группы В и С чигян считается целебным напитком, способным не только поддерживать здоровье, но и бороться с болезнями легких, печени и почек.
Конечно, здесь же, в юрте наливают знаменитый калмыцкий чай. Помимо непосредственно чая в него добавляют молоко, специи, соль, масло.
Напиток получается специфическим на вкус, поэтому в нашей группе одним очень нравится, другие ограничиваются замечаниями "необычный" и "своеобразный".
Культурная программа нашего пребывания в музее проходит в виде примерки национальных костюмов, стрельбы из лука, катания на верблюдах и выступления домбриста.
Санал Мукаев может сыграть на домбре и национальные мотивы, и классику, и рок...
Замечательный исполнитель Санал Мукаев не на словах, а на деле демонстрирует, как на домбре - струнном щипковом инструменте - можно сыграть и народные напевы, и классические произведения, и даже рок...
Два года назад очередная попытка Калмыкии забрендировать этот музыкальный инструмент наконец увенчалась успехом. Домбра стала официальным брендом республики.
Скульптура "Эхо" в центре Элисты - место, где назначают встречи, и лазают внутрь в надежде на замужество и беременность.
Известный скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств Нина Евсеева для композиции "Эхо" тоже использовала образ исполнителя калмыцкого эпоса, играющего на разновидности домбры под названием "хурра".
Архитектура центральной части Элисты.
Бронзовая скульптура, установленная в центре города, стала традиционным местом, где назначают встречи влюбленные. "Эхо" обросло и народными поверьями. Из уст в уста передается : если в ее сквозной проем в виде домбры пролезть с передней части - выйдешь замуж, с тыльной - забеременеешь.
По всей видимости, лазают так активно, что уже заметно потерлась поверхность. Особенно со стороны " замужества".
Еще одним символом республики калмыки считают верблюдов. Туристам обязательно предложат на них прокатиться. Но помимо желания и 300 рублей, потребуется еще определенная физическая подготовка, чтобы перебросить ногу через хребет и удержаться на спине животного, когда верблюд встает.
Мне досталась 5-летняя, очень спокойная верблюдица Даша. На высоте около двух метров над землей я чувствовала себя на ее спине достаточно расслабленно.
"Золотые ворота" и хулул…
Видишь "Золотые ворота" на въезде и понимаешь, что начинается путешествие в другое измерение.
Впрочем, в этом городе, признанном европейском центре тибетского буддизма, вся атмосфера пронизана покоем.
Уже на въезде, увидев построенные с учетом традиций буддийского зодчества знаменитые "Золотые ворота", украшенные звенящими на ветру колокольчиками и двадцатью восьмью картинами из жизни калмыков, понимаешь, что попал в другой мир.
"Золотые ворота" (по-калмыцки Алтн Босх) имеют форму арки, в буддизме символизирующей порог, за которым начинается духовное очищение. Это будто конец старой жизни и начало новой.
Если настигли проблемы, старожилы советуют пройти под Алтн Босх. Тогда на душе станет легче и не исключено, что на ум наконец придет мысль о пути решения проблемы.
Конечно же, местом, куда устремляются все буддисты, является крупнейший в Европе хулул - обитель Будды Шакьямуни. Храм построен в 2005 году при благословении побывавшего в Элисте Далай-ламы ХIV.
Вокруг буддийского хулула установлены ступы, пагоды-беседки и всюду повязаны цветные ленточки с мантрами.
Хулул имеет высоту 63 метра . Его территория обнесена оградой с четырьмя входами, соответствующими четырем сторонам света. В ограде чередуются 108 ступ. Как рассказала нам экскурсовод Марина, по личной инициативе и собственном финансировании их имеет право установить каждый род.
Вокруг здания хурула, которое нужно обходить обязательно по часовой стрелке, установлены 17 пагод-беседок со статуями буддийских учителей.
Здесь же барабаны ("кюрде"), которые тоже нужно крутить по часовой стрелке, прося о просветлении. Говорят, что в них заложено множество мантр, то есть молитв.
И здесь, и во многих местах в Элисте можно увидеть развешанные молитвенные разноцветные ленточки, которые здесь называют "кони ветра". Они гармонизируют пространство и приносят удачу. Их может повязать каждый, независимо от вероисповедания.
В буддийский хулул тоже может войти и побыть здесь, погрузившись в медитацию, человек любой веры. Достаточно соблюсти несколько основных правил: обязательно снять обувь на входе (для этого есть специальные лавочки и полочки). Женщинам нужно прикрыть нижнюю часть туловища платком или широким шарфом. Если забыли его взять с собой - можно позаимствовать в храме. Куски ткани в форме платка лежат с специальном коробке. В отличие от православия в буддийском храме не требуется покрывать голову.
Крупнейшая в Европе 9-метровая статуя Будды.
Хурул состоит из семи уровней. На втором находится молельный зал с крупнейшей в Европе 9-метровой статуей Будды Шакьямуни.
Она покрыта сусальным золотом и, как говорят, даже инкрустирована бриллиантами. Внутри статуя полая и там находятся благовония, мантры, земля из разных районов Калмыкии, а также растущие на ее территории растения.
Вокруг статуи - множество свечей, здесь же рядом - столик с подношениями Будде в виде сладостей и соков. На стенах - фрески сюжетов буддийской культуры.
В зале стоят стулья, на которые можно посидеть. Можно присесть и на ковровых дорожках. При этом главное, чтобы ноги не были вытянуты в сторону алтаря.
Кажется, нигде еще я не чувствовала такой умиротворяющей атмосферы. Когда будто возвращаешься к своему "я", затерянному в хлопотном материальном мире...