Вечная весна Чайковского
В калужском Доме музыки отметили 180-летие великого композитора.
В день, когда хрусталь ледяного дождя покрыл Калугу, в галерее Дома музыки звучала музыка вечной весны русского гения. Посвятили программу романсов и инструментальных пьес 180-летию Чайковского.
Елена Шумаева, Елена Суяковская, Дмитрий Логунов исполнили под аккомпанемент Виктории Тантлевской шедевры на стихи русских классиков. Говорят, что вокалист поет не горлом, а головой. Действительно, каждая песня, романс – маленький спектакль, и его надо наполнить чувством, опытом, мыслью, понять и выявить замысел гения. Елена Шумаева, с отличием окончившая отделение сольного пения Петрозаводской государственной консерватории, рассказала:
«Чайковский, как мне представляется, очень схож со мной психологически: тема в вокальном произведении у Петра Ильича повторяется неоднократно, с помощью смены строфы. Строчки меняются, увеличивая эмоциональный накал, человек наполнен размышлением и переживанием, и потом — кульминация, как прорыв-протест, попытка выхода из захватившего чувства. А дальше либо просветление-освобождение, либо смирение»…
Наследие Чайковского — 104 романса: драматические сцены, зарисовки, монологи. Чайковский наряду с Моцартом — самый часто исполняемый в мире композитор. Он – романтик и лирик, сумевший дать психологический анализ сложных и противоречивых событий человеческой жизни. Маэстро много концертировал по всему миру. Во время поездки в Швейцарию писал другу:
«Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении ее равнин, лугов, рощ».
Отсюда – гимн родной природе на стихи Алексея Толстого «Благословляю вас, леса…» Чувствительность личности, выраженная в музыке, была не позой, а истинной добротой Петра Ильича. Увидев воочию бедность, бесправие, неграмотность крестьян, композитор договорился с приходским священником об открытии в Майданове, близ Клина, школы, на содержание которой жертвовал деньги.
Однажды композитор был очевидцем пожара в Клину, с риском для жизни помогал жителям тушить пламя.
Чайковский был книжником, собрал библиотеку, с которой он не расставался, несмотря на частые переезды. С квартиры на квартиру с гением кочевали партитуры сочинений любимых композиторов, произведения русских и зарубежных классиков литературы и философии. Он дал России голос, стал славой Отечества.
Когда автор «Лебединого озера» умер, все расходы на погребение император покрыл из собственных средств, ибо «палат каменных» гений не нажил. Зато «стены Казанского собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича».
Родиной романса считается Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России этот жанр появился во второй половине XVIII века, став музыкальным, лирическим дневником. Все чувства в романсе показаны предельно искренне, музыка следует за текстом, раскрывая перед слушателями его глубинный смысл.
Романс «День ли царит…» на стихи Апухтина будто залил зал галереи яркими лучами солнца. Бурные пассажи аккомпанемента, напор чувства напомнили арию Роберта из «Иоланты». Тонко раскрыты в романсах Чайковского повороты женской судьбы. Жалоба из этого венка на стихи Алексея Толстого «Кабы знала я, кабы ведала» прозвучала проникновенно. «Отчего» на стихи Мея, «Забыть так скоро», «Ни отзыва, ни слова, ни привета» Апухтина, «Примирение» Щербины, «То было раннею весной», «Серенада Дон Жуана», «Горними тихо летела душа небесами» Толстого, «Закатилось солнце» Ратгауза — эти романсы показывают эволюцию любви от первых мечтаний через эйфорию до тяжелых разочарований.
Композитор жив в музыке, ведь он донес до слушателя свое биение сердца, чувства во всей полноте и непосредственности. «Баркарола» из цикла «Времена года» стала ярким акцентом программы, обещанием июня среди ненастья.
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.