Новости Казани
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Жанна Белицкая: «В историческом центре фальшь видна сразу»

Business-Gazeta.ru
92
Жанна Белицкая: «В историческом центре фальшь видна сразу»

Главный художник Казани обо всем, что выстраивает дизайн-код города

«Больше всего меня беспокоит застройка постсоветского периода в Старо-Татарской слободе», — говорит Жанна Белицкая о наболевшем. О том, из чего состоит гармония городской среды и что ее разрушает, главный художник Казани рассказала на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

«У президента РТ есть свой взгляд на центр Казани»

— Жанна Владимировна, а чем вообще занимается ваш отдел городского дизайна? 

— Цель работы отдела — формирование гармоничного архитектурно-художественного облика Казани, с учетом сохранения объектов культурного наследия — того, что уже стало архитектурным достоянием нашего города.

— По большому счету, этим же занимаются градостроительный совет, комиссия при мэре, комиссия при президенте РТ…

— Все органы, которые вы перечислили, занимаются градостроительством, а мои вопросы больше оформительские, не связанные со строительством. Но, тем не менее, я принимаю участие в работе и градостроительного совета, и комиссии при мэре и, иногда, при президенте.

— Вам не кажется, что в Казани избыточное количество структур типа «не пущать» на пути застройщиков? (Журов Александр)

— Эти структуры ведь не случайно возникли. Во-первых, Казань готовилась к проведению Универсиады. Как вы помните, было очень много пустырей, город выглядел как после бомбежки. Владельцам земли надо было решить: либо они строят, либо предоставляют возможность построить другим. Серьезная работа в историческом центре началась осенью 2011 года по инициативе Рустама Минниханова. С собственниками 309 объектов, из которых 89 — объекты культурного наследия, были заключены соглашения. Мы перелопатили много проектов, которые уже нами были согласованы, но до стройки дело так и не дошло. И, начиная с того момента, особое внимание мэра и президента было уделено именно центру города. У президента РТ есть свой взгляд на центр Казани, и он имеет право его высказать.

Некоторые говорили, что центр города должен быть историческим, то есть все пустыри должны быть застроены в контексте с историческими объектами, небольшой высоты. Другие говорили — нет, давайте на контрасте строить высотные акценты.

Поэтому и появилась эта поэтапная комиссия. Сначала мы внутри архитектурного управления рассматриваем проект — соответствует ли он нормативам, и если соответствует, то переносим его рассмотрение на градостроительный совет. Спор идет, пока эксперты не придут к общему варианту. Есть проекты, которые до 7 раз архитекторы переделывали, на памяти проект напротив здания по улице Нариманова, 40. Изначально этот объект предполагался как очень нарядный. Но не факт, что собственник смог бы его реализовать. Часто получается, что ри строительстве заменяют материалы и какие-то элементы ввиду дороговизны, и объект перестает быть тем, каким задумывался.

— Какая роль главного художника в этом процессе согласований? 

— Я высказываю свое мнение. И не только по вопросам дизайна, поскольку я, прежде всего, архитектор. Я заканчивала кафедру реконструкции и реставрации Казанского архитектурно-строительного института. В мои полномочия входит рассмотрение колористических решений, подсветки объектов, причем и нового строительства, и существующих объектов, а также вывески, объекты нестационарной торговли и летних кафе, малые архитектурные формы, объекты декоративно-монументального искусства.

«Я поменяла бы цвет крыш в историческом центре, особенно это наглядно видно на панорамах берегов Казанки и озера Кабан. Если посмотреть в ту сторону, то видим ярко-зеленые, ярко-синие крыши»

            «Ну не было в Казани в старину такого „вырви глаз“!»

— Как вы оцениваете Казань с точки зрения дизайна зданий и общественных пространств, их цветового решения? (Эльза Нуруллина)

— Я поменяла бы цвет крыш в историческом центре, особенно это наглядно видно на панорамах берегов Казанки и озера Кабан. Если посмотреть в ту сторону, то видим ярко-зеленые, ярко-синие крыши. Даже пролетая над другими городами, по характерному цвету крыш сразу виден определенный статус этих территорий.

— А какой цвет характерен для старых домов?

— Для зданий советского периода — серый, темно-зеленый. Скатная кровля, как правило, была фальцевая, окрашенная в красно-коричневый цвет (сурик).

— А синий и зеленый — это профнастил?

— Да. Видимо, кто-то посчитал, что это нарядно. Ну не было в Казани в старину такого «вырви глаз»! Фасады требуют ремонта или обновления при необходимости каждые пять лет — так в правилах благоустройства прописано. А вот с крышами сложнее.

— Что еще хотелось бы изменить?

— Многое. Превалирующие стили в искусстве откладывают отпечаток на архитектуру, дизайн. Модные цвета или решения когда-то перестают быть модными. Соответствующие негативные примеры есть на перекрестке улиц Лево-Булачная, 24 (здание-карандаш), Нариманова, 14, Петербургская, 1 («Кольцо»), Пушкина, 17 (Арена), Назарбаева, 27б…  Примерно такие же объекты есть и в других районах города. В историческом центре фальшь видна сразу. Но больше всего меня беспокоит застройка постсоветского периода в Старо-Татарской слободе. Там есть и деревянные дома, и из кирпича, и непонятно чем облицованные. Хотелось бы раздеть и вернуть прежний вид зданию колледжа предпринимательства по Тукая, 114. Считаю, что это отпечаток времени. В это перестроечное время появился капиталистический строительный бизнес и возможность творить свободно и больше, а выбор материала для отделки оставался скудным.

— Это частные дома?

— Есть и частные, и многоквартирные. Вот с ними тяжелее всего. Что с ними делать? Когда мы задали этот вопрос на архитектурном форуме, один из коллег сказал: «Ничего не делать. Время придет — само решится». Но этим летом архитектором Наринэ Тютчевой разработан мастер-план на часть Старо-Татарской слободы. До этого тоже работа велась. Есть наработки и у меня, и у Дарьи Толовенковой. У Фариды Забировой их около 15. Будем анализировать и предлагать территории для реализации, которые смогли бы оживить среду не точечно, и дать импульс развитию с учетом сохранения идентичности.

— В других районах Казани какие объекты раздражают?

— Ягодинская, 25, Кулахметова, 33 («Удача») на память пришли.

— Как вы отслеживаете подобные здания? Объезды делаете?

— Конечно. Особенно когда проходит капитальный ремонт домов. А к Универсиаде и Чемпионату мира по футболу ремонтом охватили большое количество объектов. Только за 2011 год было согласовано 579 проектов. И на каждый мы выезжали и делали выкрасы. С тех пор и пошла практика делать выкрасы на здании, прежде чем его полностью покрасить.

— Выкрас — это что?

— Покраска на стене квадрата со стороной полметра выбранного цвета, чтобы посмотреть, как будет сочетаться с окружающей застройкой. Сложно добиться гармонии в тех местах, где фасады накрашены тем, чем придется. Задача — подобрать цвета, чтобы хотя бы нейтрализовать диссонанс.

— Компания ASG Алексея Семина на улице Карла Маркса все свои дома покрасила в один цвет — бордовый. Это вообще нормально, когда почти вся улица одного цвета?

— Это нормально, когда это отвечает принципам исторической застройки. Насколько я знаю, это объекты культурного наследия, поэтому красишь не в тот цвет, который хочешь, а в «родной». Есть примеры строительства всей улицы из темно-красного кирпича. Есть города в бетоне — из-за влажного климата краска быстро сходила, и их просто перестали красить. 

«Здание «Лучано» — пяти-шестиэтажное, такой высотности дома на Булаке уже есть. По всем параметрам (высотность, парковочные места, озеленение) здание проходит, внешний вид здания рассматривался на градостроительном совете несколько раз»

«В любой стране есть правила, которые нравятся не всем»

— Какой город в России и в мире вы считаете самым интересным в плане градостроительства и самым удобным для жизни людей? (Валерий)

— Об этом лучше скажут градостроители, но, честно говоря, я считаю, что идеальных городов вообще нет. К примеру, в Сингапуре при наличии транспортных развязок пробки всё равно есть. Вроде бы там живут счастливые люди, у них всё хорошо с работой, там всё развивается, к общественному мнению прислушиваются, но чтобы купить автомобиль, человек должен обосновать, что может его где-то хранить. В любой стране есть правила, которые нравятся не всем.

— Если бы у нас такое правило ввели, дворы не были бы так забиты машинами…

— Меня тоже волнует этот вопрос: почему нельзя продавать машиноместо вместе с квартирой? Говорят, что кому-то может быть не нужно парковочное место. Безусловно, этот вопрос должен быть отрегулирован. Сегодня таких норм нет.

— Почему на Булаке позволили строить этот огромный стеклянный монстр «Лучано»? (Эдуард)

— Комбинат «Здоровье» тоже был построен в 1970-х годах на месте двухэтажных зданий. Все объекты, которые строятся в исторической части Казани, проходят обсуждения на заседании градостроительного совета и комиссии при президенте РТ. Здание «Лучано» — пяти-шестиэтажное, такой высотности дома на Булаке уже есть. По всем параметрам (высотность, парковочные места, озеленение) здание проходит, внешний вид здания рассматривался на градостроительном совете несколько раз.

— Вы как главный художник считаете, что оно вписывается в это место?

— Лично меня здание не раздражает. Членения фасада привязаны к масштабу территории и ритму исторической застройки.

— На градсовете проект был принят с первого раза?

— Нет, этажность понижали, первоначально здание проектировалось гораздо выше.

— А так много стекла вписывается в историческую часть?

— Этот прием проектирования — на контрасте. Относительно «Лучано»: большие витражи скорее позволяют подчеркнуть угловой объект культурного наследия по ул. Университетская, 2/53 (Храмовый комплекс XIX в., Никольская единоверческая церковь, 1855 года). В связи с утверждением нового проекта зон охраны ансамбля «Казанский Кремль» в 2020 году все же введены ограничения по площади остекления.

— Как могло получить добро строительство рядом со зданием Шамовской больницы кирпичного строения типа большого сарая? (Вадим)

— Шамовская больница — объект культурного наследия республиканского значения, полномочия по его охране раньше лежали на министерстве культуры РТ, сегодня на госкомитете РТ по охране объектов культурного наследия. Напомню, здание давно пустовало, на него не могли найти инвестора. И вот, наконец, нашли. Это ведь не проект реставрации здания, а проект его приспособления. Видимо, для приспособления под общественные функции потребовались дополнительные помещения. Конечно, специалисты старались сделать так, чтобы эта жемчужина — Шамовская больница — всё-таки выделялась. Во всяком случае, здание не развалилось от бесхозности, как это случилось с гостиницей «Казань» на улице Баумана. К счастью, Шамовскую больницу восстановили, но «родной» там осталась только одна стена.

«Шамовская больница — объект культурного наследия республиканского значения, полномочия по его охране раньше лежали на министерстве культуры РТ, сегодня на госкомитете РТ по охране объектов культурного наследия»

«В Москве и Питере местами слишком ярко ночью»

— Что вы думаете о подсветке Казани? (Олег Трофимов)

— Именно мировым трендам и соответствует, потому что, слава богу, мы в свое время в плане подсветки не ушли вперед, как Питер и Москва. Мы как-то потоптались на месте и правильно сделали, потому что сегодня нам надо мало что исправлять. Мировой тренд — это экология, поэтому излишняя засветка — это как раз то, что не нужно делать. Считаю, в Москве и Питере местами слишком ярко ночью, а это плохо влияет и на экологию, и на здоровье. Мы в вопросе подсветки только в начале пути. Ее могло бы быть больше, но нужно дифференцировать объекты. Что-то подсвечивать, акцентируя, что-то, наоборот, скрывая, а что-то, как связующую нить. Более яркая подсветка может быть на основных артериях, на панорамных видах, а в остальных местах — только акценты.

— В Казани стали красиво подсвечивать высотные здания. Должны ли застройщики согласовывать с вами световое решение? (Дания Усманова)

— По подсветке в Казани выработан нормативный документ и он до сих пор актуален. По итогам конкурса была разработана и в 2008 году утверждена концепция подсветки. Однако этот документ не работал, потому что у органов местного самоуправления не было оснований и полномочий устанавливать требования ни к подсветке, ни к вывескам, ни к фасадам.

Но в 2018 году такие возможности были введены федеральным законом. Приняты требования в правилах благоустройства, утвержден порядок согласования паспорта архитектурной подсветки, определен перечень улиц, на которых объекты должны иметь подсветку. Уточню, что подсветка подсветке рознь: где-то можно подсветить только первый этаж или завершение, а где-то и всё здание может заиграть. При строительстве зданий все эти требования учитываются. Важные или спорные проекты рассматриваются коллегиально на художественном совете. Главный принцип: ярко — не значит красиво.

— Когда руки дизайнеров дойдут до спальных районов старой застройки?! (Альфия Зиганшина)

— Наверное, руки дойдут до практического воплощения, когда дом будет включен в план капитального ремонта. К универсиаде нами разработана концепция цветового решения 118 улиц, но это лицевая часть. Есть и такое: в программу капитального ремонта вошел дом во внутриквартальной застройке, и при обосновании цвета одного дома делается концепция на соседние. Так получилось с жилыми домами по ул. Авангардная, 62. Стараемся, где это уместно, вводить цвет, но не раздражающий и не надоедающий. В Дербышках ради выбора цвета одного дома пришлось разработать целую концепцию по улицам Мира и Советская. Сейчас она постепенно воплощается, и дома заиграли теплыми лесными оттенками. Равнодушие и делает нашу жизнь серой и убогой. Достаточно самим начать действовать: посадить дерево или ухаживать за тем, что посажено, следить за порядком. У себя во дворе мы так и делаем — сами ухаживаем за клумбой, так как лучше нас это никто не сделает.

«Подобные скульптуры все чаще появляются на средства инвесторов. Первая из них — водовоз — появилась в 2005 году перед зданием МУП «Водоканал» на улице Горького. Примерно в 2010 году — Шурале у театра Камала»

«Подсветка светофоров выглядит немного ядовито»

— Почему в Казани очень мало скульптур — я имею в виду не только памятников выдающимся людям, но и объектов так называемой малой архитектурной формы? (Андрей Федоров)

— Подобные скульптуры все чаще появляются на средства инвесторов. Первая из них — водовоз — появилась в 2005 году перед зданием МУП «Водоканал» на улице Горького. Примерно в 2010 году — Шурале у театра Камала, в 2016 году на пересечении улиц Профсоюзная и Чернышевского появилась скульптура «Доверие», которую установила сеть клиник «Городская стоматология». Думаю, она позитивно влияет на имидж компании. Еще одну скульптуру установил ресторан «Утка в котелке» у входной группы. Положительный пример — торговый центр «Мега», который не только свой фасад переделал, но и обустроил рядом общественное пространство. В Казани появились благоустроенные парки и скверы, причем со своей культурной программой, и народ из торговых центров начал уходить. Чтобы вернуть людей, «Мега» обустроила свою территорию.

Мы поняли, что собственники готовы обустраивать свои общественные пространства, поскольку в этом заинтересованы сами, поэтому внесли изменения в правила благоустройства и местные нормативы при проектировании современных зданий. Если площадь здания больше 1,5 тысячи квадратных метров, то застройщик обязательно должен установить какой-то имиджевый элемент — либо на здании, либо рядом с ним.

— Опять обязаловка для бизнеса… Может, лучше как-то мотивировать?

— Это же в интересах их имиджа! В Европе давно в порядке вещей тратить один процент от стоимости строительства на искусство. У нас ТЦ были какими-то бездушными: внутри — народ, а снаружи — коробка здания, вывески рядами, стела с наименованием брендов — и всё, а вот какой-то души, изюминки нет. Сегодня, если предприниматель владеет торговым центром и хочет установить стелу с наименованиями брендов, то ему обязательно нужно сделать какой-либо элемент дизайна. Это может быть что-то небольшое, но нестандартное (современная лавочка или арт-объект на фасаде, роспись, скульптура), то есть то, что выделяет этот объект среди других. Торговый центр «Южный», например, установил композицию «Листья», а торговый центр «Казань Молл» запланировал территорию под выставки, первой из которых стала выставка креативного современного скульптора Дмитрия Каварги.

«Появление таких светофоров стало и для нас сюрпризом. Дорожные знаки с нами не согласовывают и нашего мнения не спрашивают. Я согласна, что подсветка светофоров выглядит немного ядовито»

— Наш читатель Альберт предлагает вам взглянуть на дорожные знаки с точки зрения дизайна города, в частности, на горизонтальную подсветку, дублирующую сигнал светофоров. Также он предлагает уменьшить размер и количество дорожных знаков хотя бы в исторической части города.

— Мы тоже обращаем на это внимание. Появление таких светофоров стало и для нас сюрпризом. Дорожные знаки с нами не согласовывают и нашего мнения не спрашивают. Я согласна, что подсветка светофоров выглядит немного ядовито. Понимаю, что это сделано для обеспечения безопасности, но всё-таки у нас в центре среда очень деликатная, поэтому хотелось бы, чтобы это было как-то помягче и не так громоздко. Что касается малогабаритных дорожных знаков, то они практикуются в Финляндии и крепятся к фасадам, в Москве стали появляться. На одном из обходов с президентом РТ мы обратили его внимание на скопление опор со знаками на улице Карла Маркса и предложили сделать их поменьше, размещать на одной опоре, по возможности. Когда разрабатывался проект зоны охраны ансамбля «Казанский Кремль», было прописано довольно много требований к застройке, благоустройству, размещению вывесок и других элементов. И по нашей просьбе внесли требование, запрещающее размещение крупногабаритных технических средств дорожного движения — светофоров и знаков.

— И как это реализовалось на практике? Ведь интерес ГИБДД не в дизайне, а в безопасности движения.

— Согласна, для них безопасность важнее. Пока в ГОСТах нет стандарта уменьшенных знаков. Но такое требование все же появилось для нашего города…

— Но вы повлиять на ситуацию со знаками не можете?

— Повлиять не можем, поскольку мы не контролирующий орган.

«Рисовать на больших площадях — это трудозатратно, за один день не нарисуешь, могут нагрянуть правоохранительные органы. Сегодня в нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал»

«В нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал»

 — Вопрос читателя: «Как вы относитесь к творчеству Дамира Бозика и вообще к граффити

— Положительно отношусь и к творчеству Бозика, и к граффити (муралам). Но всё-таки надо смотреть, где и что изображать. Дамир работает в точечной графике. 

— Если художник хочет нарисовать что-то, он у вас должен спросить разрешения и согласовать проект?

— Сейчас уже спрашивают и согласовывают. Рисовать на больших площадях — это трудозатратно, за один день не нарисуешь, могут нагрянуть правоохранительные органы. Сегодня в нашей базе данных порядка 125 поверхностей, где можно изобразить мурал.

— Разрисовать граффити серые безликие панельки, особенно во дворах — это, наверное, выход для оживления среды?

— И во дворах есть такие примеры, в частности, на домах, выходящих на бульвар по улице Фучика. Граффити были сделаны в рамках капитального ремонта. Правда, их больше можно назвать суперграфикой, которая является частью цветового решения фасадов. Есть места, которые нужно оформлять комплексно, поэтому мы держим их, не разрешаем абы что рисовать. Например, на бульваре Абсалямова, на Ноксинском спуске. Эти объекты хотелось бы сделать комплексно, объединенных тематикой, может быть, в рамках фестиваля. А есть улицы, где уже много фасадов с граффити, и еще пара фасадов, и будет улица граффити, например, Красная Позиция. Граффити были созданы во время конкурса «Красота. Города». С другой стороны — на улице Аделя Кутуя — граффити «Девушка слушает музыку» было сделано в 2017 году в составе фестиваля «Like It.Art». Без граффити остались два дома, на одном из которых скоро будет капремонт.

— Много художников, желающих сделать граффити за свои деньги?

— За свои деньги — немного. Иногда мы предлагаем собственникам зданий, которые в процессе ремонта фасадов, сделать что-то необычное, в виде граффити. При этом сэкономить. Необычное решение было предложено Дмитрием Кудиновым на здании по улице Портовая, 19. Надеюсь, что собственник завершит его. К чемпионату мира по футболу было расписано несколько объектов — и в процессе подготовки, и спонтанно, потому что по итогам матчей к нам приезжали команды, и нужно было чуть ли ни за ночь нарисовать.

«Вывеска — это элемент благоустройства, фасада, информация о деятельности предпринимателя, осуществляемой в месте ее размещения»

«Таблички у предприятий торговли 100-процентно должны быть на двух языках»

— Почему такой долгий срок согласования вывесок?  (Булат, производитель вывесок)

— Изначально согласование вывесок занимало месяца два, как минимум: месяц у нас, а потом месяц в управлении наружной рекламы. Сейчас согласование менее 14 дней.

Потребовалось существенно менять требования к вывескам в правилах благоустройства. Для бизнеса многие изменения были кардинальными. В ходе обсуждения поменялось и определение понятия «вывеска». 

— Что такое вывеска?

— Вывеска — это элемент благоустройства, фасада, информация о деятельности предпринимателя, осуществляемой в месте ее размещения.

— Требования есть и к шрифту, и к цвету?

— Есть требования к высоте и длине вывески. По цвету вывеска должна сочетаться с архитектурным фоном, на объектах культурного наследия, на исторических зданиях рекомендованы неяркие цвета. Плюс — предусмотрена концепция размещения вывесок на зданиях площадью более 400 квадратных метров, где и цвет прописан, и высота, и способ изготовления. 

Да, еще есть одна тонкость. Мы ведем электронную базу, и если человек хочет разместить вывеску, а в базе данных уже фигурирует вывеска на этом месте от прежнего собственника или арендатора, то сначала надо аннулировать предыдущую.

— А что для этого требуется?

— Процедура аннулирования прописана так же административным регламентом. Считаю, в этом вопросе собственник здания должен большую инициативу проявлять. К сожалению, арендаторы зачастую бывают заложниками попустительства собственников. Если бы он владел информацией о том, что творится на его собственности, то и сроки из-за аннулирования сократились бы. Быстрее мы чисто физически не успеваем, потому что вывесок очень много, есть и другая работа, проекты, ответы на обращения и т. д., а в отделе всего 8 человек.

— Из-за чего проект вывески могут не согласовать?

— Из-за того, что предыдущая вывеска не аннулирована, всего 10 процентов отказов в согласовании. Больше всего — 50 процентов — из-за того, что неправильно загружены документы. По архитектурно-художественному облику — 40 процентов отказов. Это когда не соблюдены требования по конкретному зданию. Например, вывеску нужно либо уменьшить, либо чуть-чуть подвинуть, чтобы она с учетом членений фасада располагалась, либо повторяла асимметрию здания. Тот факт, что вывесками продолжают заниматься не архитекторы и дизайнеры, а люди, не имеющие профессионального образования, приводит к получению такого опыта.

«Для всех административных и торговых центров площадью от 400 квадратных метров создается концепция. Принцип размещения вывесок следует архитектурной логике фасада»

— По какому принципу разрешают//запрещают вывески магазинов-арендаторов на фасаде ТЦ? (Ильхам Тухватуллин)

— Для всех административных и торговых центров площадью от 400 квадратных метров создается концепция. Принцип размещения вывесок следует архитектурной логике фасада. Если собственник заранее не предусмотрел концепцию, значит, первый, кто захотел разместить свою вывеску, либо обращается к собственнику, чтобы тот сделал концепцию, либо делает ее сам.

— Что значит «концепция» в данном контексте?

— Концепция предполагает принципы размещения вывесок на фасадах здания и территории, их виды, габариты, материалы.

— Наведение порядка по вывескам на ТЦ было болезненным процессом для бизнеса?

— Последнее разрешение на вывески на ТЦ закончилось 31 декабря 2019 года. Наверное, болезненно было для тех, у кого срок разрешения заканчивался в 2014 году, и им приходилось работать по-новому. А у других было время, чтобы морально подготовиться.

— Как вы делите функции с управлением наружной рекламы?

— Функции мы разделили в 2014 году: наружная реклама у них, вывески — у нас. Но даже по рекламным конструкциям они с нами советуются, и мы их тоже приглашаем на свои обсуждения.

— Как вывеску отличить от рекламы?

— Есть определение наружной рекламы, есть правила размещения и есть типовые рекламные конструкции. Управлением наружной рекламы разработан специальный сборник, в котором они собраны. А вывеска — это информация о деятельности предпринимателя, которая размещается в месте осуществлении этой деятельности. Практически — это название и профиль. Например, «Магнит. Продукты. Ашамлыклар».

— Информация о часах работы — это тоже к вывеске относится?

— Да, это режимные таблички. Они являются обязательными вывесками.

— Читатель спрашивает: »Сколько процентов вывесок магазинов и прочих заведений выполнено на двух госязыках РТ?»

— Режимные таблички у предприятий торговли 100-процентно должны быть на двух языках. Но согласовывать их не нужно, так как требования к их размещению детально прописаны в правилах благоустройства. Контролирующие органы могут проверить наличие вывески и информацию на двух госязыках. В вывесках не обязательного характера наличие двух государственных языков лишь рекомендуется. В законе о защите прав потребителей указано, что предприниматель на фасаде может размещать объем информации на своё усмотрение. Законодательство неоднозначно трактует, что следует переводить.

«Режимные таблички у предприятий торговли 100-процентно должны быть на двух языках. Но согласовывать их не нужно, так как требования к их размещению детально прописаны в правилах благоустройства»

 «Нельзя отходить от проекта здания»

— Насколько профессиональны у нас архитекторы и дизайнеры, которые создают проекты фасадов и вывесок?

— Я считаю, что проектами и вывесками должны заниматься проектировщики. Я вообще сторонник профессионализма. К сожалению, многие считают, что всё могут сделать своими руками. Как говорил Жванецкий, «откуда взяться профессионалам, если мы всю жизнь воспитывали самодеятельность»… Если каждый будет заниматься своим делом, будет и порядка больше, и быстрее будет проходить согласование. Для повышения качества сейчас вместо фотомонтажа вывески на фото должен быть вычерчен фасад в ортогональной проекции в масштабе, пропорциях с размерами. Но есть у нас и разработанное специальное предложение для малого и среднего бизнеса — упрощенное согласование. В 2017 году нами был разработан калькулятор типовой вывески. Но пока не все тонкости доработаны программистами, поскольку возникли более срочные и масштабные задачи.

— Как работает этот калькулятор?

— В нем 55 наименований профиля деятельности, три варианта шрифтов, комбинации его цветов, логотипы. Достаточно выбрать вид поверхности на фасаде, нужное название и калькулятор сам предложит варианты ее размещения. Причем этот калькулятор предполагает использование и татарского языка.

— Бывали случаи, когда после строительства проекты выглядят не так, как было согласовано? 

— Такого всё меньше встречается. Очень внимательно к этому подходит управление градостроительных разрешений.

— Это на стадии проектирования. А когда строительные леса с объекта сняли, а там всё не как в проекте?

— На улице Амирхана было такое. Выкрасы на доме мы согласовали, а при сдаче — на балконах появился профнастил, которого в проекте не было. Стараемся такие вопросы отлаживать.

— Уже было такое, что вы отказались подписывать акт приёмки?

— Да, было. Акт приемки — это согласованный проект с указанием номеров колеров, в которые покрашены фасады. К счастью, ошибки были замечены вовремя и их смогли устранить.

— Стало модным делать внешнюю стенку балконов стеклянной. Естественно, жильцы начинают ее закрывать, причем кто во что горазд. Что-то предпринимается в этом случае?

— Это вообще больная тема для нас. В правилах эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением правительства РФ, указано, что нельзя отходить от проекта здания. То же самое написано и в правилах благоустройства. Но отследить отклонения контролирующим органам очень сложно, потому что Кодексом административных правонарушений РФ им дается всего два месяца на то, чтобы выявить нарушения и довести до суда. Та же самая ситуация с размещением кондиционеров.

— А по прошествии двух месяцев уже ничего нельзя предъявить?

— Совершенно верно. Есть законодательная инициатива внести изменения в кодекс, чтобы продлить этот срок до полугода. Но я считаю, что и в двухмесячный срок можно успеть, если бы, например, управляющие компании или ТСЖ помогали и предупреждали жильцов или своевременно выявляли отклонения от проекта. Все проекты по капремонту с указанием цвета и материалов отделки направляются в УК. Схема размещения кондиционеров на фасадах также теперь выполняется для любого нового жилого дома.

«Яркие орнаментальные клумбы — это стиль восточного ковра. Думаю, для нашего города это уже стало традицией»

«Изюминка Казани — это буйство красок однолетних цветов»

— Горводзеленхоз занимается оформлением города цветами — они согласовывают с вами свои проекты оформления клумб? (Маршида)

— Клумбы и озеленение общественных пространств — это не мой вопрос, этим занимается Горводзеленхоз, и проекты они у нас не согласовывают. У них есть ландшафтный архитектор, озеленители. А когда речь идет о зеленом оформлении знаковых мест, то решение принимается коллегиально. Но свое мнение я могу высказать.

В целом же по этому вопросу мы поняли, что изюминка Казани — это буйство красок однолетних цветов и их аромат, который не заменит практически ни один многолетник. Да, однолетники надо сажать каждый год, но должно быть разнообразие. Яркие орнаментальные клумбы — это стиль восточного ковра. Думаю, для нашего города это уже стало традицией, и ничего плохого в этом нет. Новизна, конечно, тоже должна быть, и я ее вижу, например, склоны около станции метро «Аметьево» засадили в пейзажном стиле многолетниками — хвойными и лиственными породами деревьев, кустарниками. Там такой стиль уместен.

— В Казани начали появляться жилые комплексы фактически без дворовой территории, вместо нее — крыша паркинга и первого этажа, отданного под коммерцию, сады на крыше. Есть ли у вас рычаги влияния на застройщиков? (Максим)

— Я согласна с читателем — такого не 


На Дону в ближайшие девять лет появится еще одно крупное нефтеперерабатывающее производство

Губернатор провел переговоры с президентом Татарстана

Пост-криптум: первой участнице пирамиды Finiko дали реальный срок

Индия надеется, что группа БРИКС станет важной площадкой для обсуждения многополярности

Moscow.media

Губернатор Русских провел переговоры с Раисом Татарстана

Абитуриенты Коми интересуются ведущими техвузами страны

Пост-криптум: первой участнице пирамиды Finiko дали реальный срок

Кабмин продлил эксперимент по маркировке импортного алкоголя

Музыкальные новости

Новости Казани


Казань

Более 1 млн проездов по трассе М-12 Восток совершили автомобилисты в майские праздники



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Казани на сегодня

Другие новости Казани

Частные объявления в Казани




Новости от партнёров Russia24.pro


Здоровье

Не чувствую руку: Доктор Кутушов рассказал к чему приводит частое онемение конечностей



Все новости часа на 123ru.net

Новости Татарстана

Казань

Абитуриенты Коми интересуются ведущими техвузами страны

<

>
Moscow.media <::
:: Казань на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Казани

Новости Казани


Казань

Вылет самолетов из Томска в Казань и Москву задержали на 13 часов


Авто в Татарстане


Спорт в Татарстане



Новости тенниса


Карен Хачанов

Свищёв: МОК и ITF не будут реагировать на призывы наказать Хачанова


Здоровье в Татарстане


Экология в Татарстане


Коронавирус в Татарстане


Музыкальные новости


Концерт

Концерт-телепремьера «Шаляпин и Рахманинов в Кисловодске» состоится на выставке-форуме «Россия»


Власть


Россия


Rss.plus


Локомотив

Футболисты «Локомотива» – в расширенном составе сборной России на июньский сбор


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Казани.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Казань на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him


Game24.pro