Новости Казани
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Александр Рудин: Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию

Александр Рудин рассказал ФАН о необычной программе, разрушающей представление, будто современная музыка трудна для восприятия.

Проходящий в Казани X Международный фестиваль современной музыки «Concordia» имени Софии Губайдулиной уже успел удивить публику звездным составом исполнителей и яркими премьерами. Но главные сюрпризы припасены на финальный вечер 19 июня. Его участниками станут Государственный симфонический оркестр (ГСО) Республики Татарстан и Александр Рудин, который выступит как солист-виолончелист и дирижер.

О необычной программе, которая разрушает привычное представление о том, что современная музыка трудна для восприятия и доступна не каждому, в эксклюзивном интервью ФАН рассказал маэстро Рудин.

Александр Рудин: Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию

— Фестиваль «Concordia» в прошлом году не состоялся из-за сложной эпидемиологической обстановки, а вы не сыграли заключительный концерт в день своего 60-летия 25 ноября. Но долгожданная встреча с казанской публикой все же состоится. Чем заинтересовал вас проект, организованный маэстро Александром Сладковским?

— Я, честно говоря, никогда не отмечаю свой день рождения специальным концертом или банкетом (смеется). И когда поступило предложение принять участие в фестивале «Concordia», мне оно показалось крайне интересным и я ответил согласием. Дело в том, что мое предстоящее выступление в Казани с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан — это даже не вторая, а третья попытка встать за пульт коллектива, которым сейчас руководит Александр Сладковский.

— Ранее вам не приходилось работать с этим оркестром?

— Можно сказать, что выступление в Казани 19 июня будет моим первым опытом сотрудничества с Госоркестром Республики Татарстан. Правда, много лет назад, когда коллективом руководил еще Натан Рахлин ( с 1966 по 1979 годы — Прим. ФАН), мне довелось играть с этим оркестром. Но тогда была абсолютно другая ситуация, а вот с нынешним оркестром я не работал еще, у меня пока нет собственного слухового опыта на этот счет. Но знаю по отзывам многих музыкантов, что коллектив высокопрофессиональный, прекрасно обученный, дает много концертов, играя с замечательными солистами. Музыканты сделали прекрасные записи, успешно гастролируют по всему миру, играют премьеры.

Так что предстоящее выступление будет тоже своего рода премьерой в плане участников программы.

— Вы сказали о трех попытках выступить вместе с ГСО Татарстана под управлением Сладковского. А когда была первая?

— Мы с Александром Витальевичем давно знакомы, и он ранее уже приглашал меня выступить с его оркестром, правда, без привязки к фестивалю «Concordia». Речь шла об участии в программе, где симфоническим оркестром дирижирует солист. Но концерт по каким-то причинам, не зависящим от меня, отменился.

И вот я в таком формате — как солист и дирижер — наконец-то встречусь с ГСО Республики Татарстан.

— Концерт начнется с сочинения ныне здравствующего армянского композитора Тиграна Мансуряна. Творчество 82-летнего автора меломаны со стажем помнят по музыке из фильма Параджанова, сольным концертам Натальи Гутман и Олега Кагана, а современный слушатель Мансуряна не знает. Почему так получилось?

— У заявленного в программе сочинения «Прелюдии» Мансуряна очень странная судьба. Партитура, написанная композитором в далеком 1975 году, насколько я знаю со слов самого автора, с тех пор исполнялась в концертах лишь один раз! После премьеры этим опусом никто из дирижеров больших симфонических оркестров не заинтересовался. Записей этого произведения также нет.

Я не могу сказать, какие обстоятельства повлияли на то, что о «Прелюдиях» забыли, ведь сама музыка замечательная. Конечно, речь идет о Мансуряне раннего периода творчества, не исповедального, как в более поздние годы, а дерзкого, колкого, модернистского, олицетворяющего «золотой период» советского авангарда, когда громко заявили о себе те же Губайдулина, Шнитке, Денисов смелыми музыкальными экспериментами.

Так случилось, что на сегодняшний день «Прелюдии» Мансуряна никто не знает, кроме него самого. Поэтому можно смело говорить о том, что исполнение этого сочинения в Казани станет грандиозной премьерой.

Александр Рудин: Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию

— Вы включаете в свои концерты музыку московского композитора и педагога Гнесинки Андрея Головина, чье самобытное творчество оказалось вне современного музыкального мейнстрима. В Казани его «Антифоны памяти протоиерея Михаила Правдолюбова» прозвучат впервые?

— Сочинения Андрея Головина я не только много играл на концертах, но и записывал. Его музыка гармоничная и в принципе несложная, в ней нет даже намека на авангардизм, чрезвычайно резких звуковых кластеров, эпатирующие слух. С одной стороны, музыкальный язык Головина можно назвать традиционным, но если быть более точным, то в его произведения нужно вслушиваться, чтобы прочувствовать их глубину, основанную на русском мелодизме, идущем от Танеева, Мясковского, но поданным современно.

Партитуры Головина неодномерны, они не открываются слушателям сразу, музыка очень мудрая, она ни в коем случае не декоративная или же прикладная. Слушать Головина ради получения удовольствия и с целью релакса не стоит, равно как и получения внешнего потрясения, в его сочинениях нет шумовых эффектов и структурных неожиданностей, показного минимализма, загоняющего слух в пугающую однообразность и статику, но есть внутреннее движение, в которое нужно влиться всем сердцем и душой. Музыка Головина рассчитана на интеллектуального слушателя, умеющего мыслить, способного распознать за небольшим количеством нот что-то важное, наполненное духовным и философским смыслом.

— Как так получилось, что в СССР музыку современных советских исполнителей регулярно исполняли в филармониях, а сейчас практически нет?

— Сейчас, к сожалению, сочинения современных отечественных композиторов — мы берем вторую половину XX века и XXI век — живут своей отдельной жизнью. Они не встроены в нынешнюю систему музыкальных координат, на которую ориентируются концертные организации. В афишах нет программ, где бы соседствовала востребованная повсеместно классика и неизвестная большей части слушателей «новая» музыка.

Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию, в программы, подготовленные для нишевой аудитории, специализирующейся исключительно на авангарде. В итоге получается, что потенциальные поклонники этого музыкального направления вымываются из общего потока меломанов, в котором преобладают, условно говоря, любители Реквиема Моцарта и «Времен года» Вивальди.

Я считаю, что крайне целесообразно вернуться к практике, когда «старая» и «новая» музыка мирно уживались в одном концерте. Я не знаю, на каком уровне должна быть принята такая концепция, но, в любом случае, перенастройка филармонических программ была бы крайне перспективной и полезной не только для зрителей, но и артистов, которые не хотят играть годами одно и то же, а, наоборот, стремятся расширять свой концертный репертуар.

Прекрасно, что существует замечательный фестиваль современной музыки «Concordia», пропагандирующий это направление и дающий понять, что интерес к творчеству Губайдулиной, Денисова, Шнитке, Сидельникова и других авторов, привычно причисляемых к авангардистам, все-таки существует у определенной части публики, и про этих людей не забывают. Более того, просвещенный человек по определению интересуется новым словом в культуре, кино, и в этом список должна попадать логично и музыка, которая пишется, как говорится, здесь и сейчас.

Александр Рудин: Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию

— На Западе симфоническим оркестрам выделяют гранты для того, чтобы они играли и записывали современную музыку. Почему мы не идем по такому же пути, а фестивали современной музыки держатся исключительно на энтузиазме отдельных музыкантов — народных артистов РФ Александра Сладковского, Александра Рудина, Алексей Любимова…

— Из названных вами фамилий можно назвать самым одержимым в продвижении современной музыки Алексея Любимова. Он организовал сотню таких мероприятий: и фестивалей, и первых исполнений музыки XX-XXI веков. Эта подвижническая работа — одна из сторон его многогранной деятельности.

Я же, по большому счету, не занимаюсь организацией концертов современной музыки, но охотно включаю ее в свои программы и с радостью откликаюсь на предложения участвовать в таких фестивалях, как «Concordia». Хорошо, что у Александра Витальевича хватает сил и энтузиазма продвигать, проталкивать такие проекты.

А почему на этом пути приходится преодолевать бюрократические препоны? Возможно, музыка, и, в частности, современная — слишком эмоциональный вид искусства, ее трудно использовать в воспитательных целях, каждый человек трактует услышанную музыку по-своему — кто-то слышит в ней горе, а кто-то в этой скорби находит душевное очищение. Музыка воздействует исключительно на эмоции, дает простор воображению и смысловым понятиям.

С кино, театром, другими видами искусства, где есть визуализации, слова — проще: актеры вкладывают в уши зрителей смысл происходящего, доступным образом объясняют сюжет. Такое «понятное» искусство ближе большему числу зрителей, на что и делается ставка.

Кроме того, мне кажется, что нельзя не учитывать тот факт, что люди сейчас стали более ангажированными, жесткими, кругом много лицемерия, разговоров о материальном, а не духовном, и душевной грубости, которая никак не стыкуется с серьезной музыкой.

Александр Рудин: Создается впечатление, что современную музыку загнали в резервацию

Досье

Александр Рудин — народный артист России, профессор Московской консерватории.

Лауреат Международных конкурсов И. С. Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского (1978, 1982) и др.

В 1988 году возглавил оркестр Musica Viva. Репертуар включает произведения для виолончели четырех веков, в том числе концерты Лео, Крафта, Триклира, Фациуса, Фолькмана и др. С оркестром Musica Viva впервые в современной России исполнил произведения Ф. Э. Баха, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. Диттерсдорфа, О. Козловского, В. Пашкевича, А. Алябьева.

Записал компакт-диски как солист и дирижер на фирмах «Мелодия», RCD, NAХOS, OLYMPIA, TUDOR и других.


В школе имени Джалиля в Москве прозвучал последний звонок

В Новочеркасске построят новый нефтеперерабатывающий завод

Вице-премьер Хуснуллин: мы строим альтернативу Суэцкому каналу

Индия надеется, что группа БРИКС станет важной площадкой для обсуждения многополярности

Moscow.media

Салават Миңнеханов судлаша: «Гаеп ташлагансыз икән, җавап бирергә туры киләчәк»

Оверчук назвал истинные причины санкций США против России

Абитуриенты Коми интересуются ведущими техвузами страны

Участникам KazanForum презентовали первые исламские финансовые продукты

Музыкальные новости

Новости Казани


Казань

Более 1 млн проездов по трассе М-12 Восток совершили автомобилисты в майские праздники



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Казани на сегодня

Другие новости Казани

Частные объявления в Казани




Новости от партнёров Russia24.pro


Жизнь

Сотрудники СЛД «Курск» филиала «Московский» ООО «ЛокоТех-Сервис» продолжают проводить экологические акции



Все новости часа на 123ru.net

Новости Татарстана

Казань

Абитуриенты Мурманска интересуются ведущими вузами страны

<

>
Moscow.media <::
:: Казань на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Казани

Новости Казани


Казань

«Метеоры» начнут курсировать из Нижнего Новгорода до Казани в мае


Авто в Татарстане


Спорт в Татарстане



Новости тенниса


WTA

Соболенко вышла в полуфинал турнира WTA в Риме


Здоровье в Татарстане


Экология в Татарстане


Коронавирус в Татарстане


Музыкальные новости


Песня

Вывод Песни, Альбома, Клипа в ТОП Музыкальных Чартов – iTunes, Apple Music, Youtube Music, Яндекс.Музыка, ВК и Boom, Spotify.


Власть


Россия


Rss.plus


Россия

Институт экономики города и СберИндекс впервые исследовали доступность жилья в более чем 700 городах России


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Казани.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Казань на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

MTA reveals new electric buses, charging stations in Queens


Game24.pro