В музее им. Коваленко открылась выставка работ Василия Кандинского и Казимира Малевича
В юбилейный год первого полета человека в космос сотрудники Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко предлагают поразмышлять о сложных материях, буквально попасть в «черную дыру» у картин Василия Кандинского, Казимира Малевича и других соборных художников мироздания.
Таких мастеров еще называют художниками-оркестрами. Они, кроме живописи, совмещали в себе сразу несколько видов и направлений деятельности. Философы, музыканты, искусствоведы, театралы, педагоги, музееведы. В их авангардных картинах как раз и возможно разглядеть Космос, как бы погрузиться в материю Вселенной.
Выставка юбилейная вдвойне: в этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Василия Кандинского.
В фондах музея хранятся три работы мастера. Особенно интересна одна из первых абстрактных, картина 1910 года – «Беспредметное». Сам Кандинский так описывает создание своих произведений: «Когда самого предмета не видишь, а только слышишь его название, то в голове слышащего возникает абстрактное представление, дематериализованный предмет, который тотчас вызывает в сердце вибрацию».
После эта вибрация своими нестандартными волнами выливается на полотно. Это возможно почувствовать и по-своему понять изображение беспредметного. У каждого это понимание и принятие именно этой предложенной художниками Вселенной будет свое, в зависимости от эмоционального настроя, но оно точно будет космическим.
У Казимира Малевича, который жил в России, другая история, рассказала куратор и одна из создателей выставки Катерина Данильян. Его первая выставка футуристических картин «Ноль –
десять», где был представлен знаменитый «Черный квадрат» и первые беспредметные работы, состоялась в СССР лишь спустя 5 лет после выставки Кандинского. Свое познание Космоса в работе «Мир как беспредметность» Малевич описал такими словами:
«Погружаясь во время, в пространство, приобретаем новые средства, выявляющие нашу цель. Все строится не иначе как в условиях времени и пространства».
Выставка «Авангард и русский космизм» представляет работы не менее космических художников: это живописно-архитектурные картины Любови Поповой, визионера Ивана Удода, графика Александра Древина, нетипичные для своей эпохи биоморфные живописные абстракции Марии Эндер.
Есть графические произведения Павла Филонова. В работе он использовал созданную им же «аналитическую» методику работы, а произведения часто называл формулами. Куратор выставки Катерина Данильян рассказала, что космические работы Филонова и создавались космически.
У мастера была теория: когда кисть касается листа, линии и рисунки начинают размножаться чудесными орнаментами, как в калейдоскопе, смотришь в него, а картинки создаются, тут же меняются и преображаются в совершенно иные образы с иными цветами. Это ли не Космос?
Кстати
11 картин из коллекции краснодарского музея входили в экспозицию легендарной «Первой русской художественной выставки» в Берлине в 1922 году.