Что смотрят в кино после ухода Голливуда?
Плед и кино — любимая формула осеннего уюта, но просмотр на большом экране в компании друзей или в одиночестве — особый ритуал! Культурный обозреватель Анна Климанц посмотрела нашумевшую премьеру «Сердце Пармы» (16+): достойная работа или дорогая реклама?
Кинотеатры реагируют на спрос
Многие ошибочно полагают, что кинотеатры в России закрыты из-за введения санкций. Это не так. С некоторыми изменениями, но они работают. Сможет ли самая ожидаемая отечественная кинолента сезона, которую уже сравнивают с «Игрой престолов» (18+) и «Викингами» (18+), составить серьезную конкуренцию Голливуду и как индустрия преодолевает кризис?
— Начиная с марта главные голливудские студии отказались от проката своих фильмов в России, но этот контент составлял лишь 15%. Но зато мы получили то, чего никогда в истории российского проката не было: раньше выходило 3-5 новых фильмов в неделю, сейчас — 10-15,
— рассказывает руководитель по PR и рекламе крупной сети кинотеатров Андрей Попов.
В кинотеатрах сегодня представлена разнообразная жанровая палитра: от блокбастеров до арт-хауса. Встречается и американское кино, ведь кроме голливудских существует много независимых студий, которые продолжают работать и выпускать громкие проекты с мировыми звездами.
— Мы продолжаем искать новые формы, чтобы привлечь зрителя. Можно посмотреть и документальные фильмы об искусстве, трансляции спортивных матчей, — говорит специалист. — После таких показов мы раздаем анкеты и любопытствуем: что интересует зрителя? Уже понятно, что существует большой спрос на российские спектакли. Кинотеатр — это живой организм, который реагирует на спрос.
Не то сказка, не то быль
Несколько дней назад в прокат вышел российский фильм «Сердце Пармы» в жанре исторической драмы с элементами фэнтези режиссера «Движения вверх» (6+) и «Метро» (16+) Антона Мегердичева по роману одного из самых экранизируемых авторов, Алексея Иванова. Писатель получил известность благодаря книгам об Урале и роману «Географ глобус пропил» (16+), по мотивам которого в 2013 году был снят одноименный фильм. Вы, конечно, помните эту психоделическую картину о трудных подростках и идущем против течения молодом учителе, переживающем не лучшие времена.
Но если к «географу» вопросов не возникало и после просмотра ленты хотелось помолчать, выпив чашку-другую чая или чего покрепче, то ленты со сложным историческим сюжетом всегда дискуссионны: так ли было на самом деле или создатели снова все приукрасили?
В «Сердце Пармы» во всей своей ужасающей красоте открывается вторая половина XV века. О достоверности событий во время сеанса не думала — оставим жаркие споры экспертам, им виднее. Исследователи отмечают, что «историзм сюжетно значимых героев представляется спорным». Ну и что? С первых кадров понимаешь, что смотреть будем качественную сказку со сложным и хитросплетенным сюжетом, и даже если несоответствия с реалиями имеют место, «Сердце Пармы» от этого не проигрывает. Все-таки это кино, а не лекция по быту и нравам Средневековой Руси. В любом случае картины вроде «Сердца Пармы» мотивируют к более детальному изучению истории своей страны. И это плюс.
Сценарий и картинка в подобных драмах — всегда гипербола. Вспомните культовые работы Мела Гибсона «Храброе сердце» (16+) и «Апокалипсис» (16+), «Трою» (16+) Вольфганга Петерсена или тот же пресловутый «Титаник» (12+) Джеймса Кэмерона — все они основаны на фактах, исторически обоснованных, но в режиссерской интерпретации. Историки ищут несоответствия, критики придираются, а недоверчивые к новым лентам зрители вроде меня, как ни странно… наслаждаются линией любви, которая в контексте «Сердца Пармы» прекрасно проработана. Но обо всем по порядку.
Наше кино
Уход популярных киностудий после февральских событий восприняла с воодушевлением. Порадовало, что кинотеатры взяли в оборот больше авторских и советских фильмов, появились фестивальные картины разных стран, и поедание попкорна при их просмотре воспринимается как что-то инородное. Эта мера была вынужденной, и бизнесу пришлось пойти на риск, чтобы остаться на плаву. Часть аудитории, безусловно, ушла вслед за пластмассовой американской мечтой, ее трудно вернуть в зрительный зал.
Но вот какую любопытную штуку я отметила, когда ходила весной на «Зеркало» (0+) Андрея Тарковского, а летом на «Ассу» (16+) Сергея Соловьева: публика отличалась от той, обожающей наблюдать, как непобедимые США спасают мир от неминуемой гибели и учат человечество прописным истинам.
— В марте мы показали фильмы Балобанова — «Брат» (16+) и «Брат-2» (16+). На эти ленты зрителей пришло больше, чем на фильмы-новинки, — продолжает Андрей Попов. — Вы верно заметили, что кинотеатры стали брать больше классики — Тарковского, золото Мосфильма. Тарковский по-прежнему собирает зрителя, не миллионы, конечно, как в советское время. Если ставим ленту в повторный прокат, мы должны четко понимать: пойдут на нее или нет. Цена нашей ошибки — жизнь кинотеатра.
Большую кассу собрал мультфильм «Финик» (6+). Он не похож на продукцию обычного анимационного характера, таких как «Три богатыря» (6+), создан на высоком уровне. Спросом пользовался и фильм-катастрофа «Одна» (12+), вышедший в начале июня. Замечу, если раньше картина шла 2-3 недели, то сейчас может до полугода.
Два изгоя
При выборе кино первым делом ориентируюсь на режиссера. Отзывы в интернете не читаю, доверяю мнению экспертов, знающих толк в своем деле. Не последнюю роль, разумеется, играет и актерский состав. В «Сердце Пармы» вы узнаете в сложном гриме, соответствующем эпохе, знакомые лица: Евгения Миронова в роли крестителя Иона, Елену Панову, Федора Бондарчука — великий князь Московский Иван III, Сергея Пускепалиса в роли бесстрашного воеводы Полюда —
последняя работа актера.
Главную роль, князя Михаила, сыграл Александр Кузнецов, известный по сериалу «Содержанки» (18+). Не видела этого фильма, соответственно, мой разум был чист от ассоциаций, и я просто наблюдала за перевоплощением актера на протяжении всего действа: как менялся его взгляд во время разговора с врагом и с любимой женщиной, красавицей-колдуньей Тиче (Елена Ербакова).
Перед нами два разных человека, но с единым стержнем. История учит, что настоящая женщина должна быть немного ведьмой, а мужчине не грех и солгать любимой ради ее же спокойствия. А если любовь воистину настоящая, она способна на все. «Только ты меня не боишься…» — скажет она и прижмется к его груди. Главные герои, как два изгоя: он слишком честен и добр, она — «чужая, неверная», ибо креста на ней нет. Она уходит, но возвращается. Снова и снова…
Отдельной линией в ленте представлена природа Пермского края. У Иванова она так же, как и Тиче, наделена магией. Прекрасные панорамные съемки — горы с высоты птичьего полета, леса, долины, реки, зимние пейзажи. Они напомнили мне мою малую родину: пермские леса похожи на бескрайнюю сибирскую тайгу. Специально на берегах рек Усьвы и Косьвы были отстроены уникальные декорации: деревянные и каменные города, дома на сваях, крепости. Атмосферно.
Музыка практически незаметна, отдельных саундтреков я не услышала, мелодии органично подчеркивают настроение событий, будь то битва, любовная сцена или языческие оргии. Неплохо показаны сражения: в фильме три не похожих друг на друга битвы, снятых ярко и динамично, хорошие крупные планы. Кровь с экрана льется рекой, готовьтесь закрывать глаза начиная с первых кадров. Отмечу, что в «Парме» психологически сложная сцена не одна, но самая тяжелая, когда израненные и замерзшие воины по дороге домой самовольно уходили под лед, чтобы не становиться обузой для своих товарищей. Кожей чувствуешь проникающий в каждую клетку холод. Впечатляет эпизод с крещением местного населения: так ли оно было на самом деле или нет? Финальная сцена, где герой возвращается домой и видит своих выросших без него детей, напомнила мне «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Наверное, потому что в обоих случаях речь идет о защите своей Родины и семьи. Иначе и быть не может. Если этого требует время…
Материал подготовила Анна Климанц
Сообщение Что смотрят в кино после ухода Голливуда? появились сначала на Краснодарские известия.