Новое
Эксперты из Якутии и Санкт-Петербурга предложили старт для развития творческого кластера на Сахалине
На Сахалине 31 октября стартовала деловая программа форума Российская креативная неделя - Дальний Восток . На смену мастер-классам, образовательным лекциям и открытым кинопоказам пришли рабочие встречи с участием представителей власти и круглые столы по поиску новых решений для развития индустрии творчества. Одну из панельных дискуссий посвятили перспективам создания креативного кластера в Сахалинской области: спикеры форума, опираясь на собственный опыт работы, предложили несколько направлений для старта этой инициативы. Креативный кластер как точка раскрытия потенциала региона - тема, которую вряд ли возможно обсуждать без погружения как в творческую, так и в экономическую составляющую профильной индустрии. Как отметил модератор дискуссии, генеральный директор творческого индустриального кластера Октава (г. Тула), директор Музея станка, член правления Союза креативных кластеров Дмитрий Барсенков, серьёзная работа в этом направлении начинается с четкого определения терминов и понятий. Что представляет из себя креативный кластер? Существует огромное количество мнений. Для одних это любое пространство, на территории которого создается креативный продукт. Для других - это имущественный комплекс, который объединяет в себе ряд творческих индустрий, нацеленных на создание креативного контента. Я скорее ориентируюсь на вторую версию, она более профессиональная. И в связи с этим мы должны понимать: создание кластера - это в первую очередь площадь, количество резидентов и меры поддержки, которые они могут получить для развития своего вклада в индустрию , - отметил Дмитрий Барсенков. Креативные кластеры сегодня являются одним из приоритетных инструментов прогресса творческой индустрии в России. По всей стране создано более 300 таких локаций: они аккумулируют в себе органичные для локальных продюсеров смыслы, создают яркие события и, что особенно важно в том числе в приложении к Сахалину, привлекают туристов. Практический пример привела заместитель генерального директора общественно-делового пространства Севкабель Порт Валентина Антюшина. Креативный кластер сегодня представляет собой большую территорию на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, и за семь лет работы стал точкой притяжения как для российских, так и для зарубежных художников, музыкантов, искусствоведов, дизайнеров и других представителей творческой индустрии. Событийный туризм - это, как ни крути, основное направление нашей работы. Мы не ставили себе именно эту цель, но в итоге оказалось именно так. На территории нашего кластера сегодня более 400 резидентов, которые проводят около 850 мероприятий каждый год. Это всевозможные выставки и перфомансы, концерты, ночные фестивали И, конечно, масса локальных историй: мы горячо приветствуем, когда резидент создает свой собственный контент, это очень важно. В связи с тем, что у нас меньше условностей и обременений, чем у площадок с господдержкой, отбор резидентов достаточно лояльный - иногда хватает 10 минут общения в чате, чтобы принять новичка. Мы создаем синергию, чтобы наши резиденты не конкурировали друг с другом, а создавали новые продукты сообща. И для них важно прийти к рентабельности: если на первых порах мы лояльно подходили к арендной ставке, то сейчас у нас все резиденты, кроме благотворительного сектора, платят аренду по коммерческим ценам. Потому что наша поддержка помогла им развиться, выйти на самоокупаемость и в дальнейшем на прибыль. Что касается аудитории - в связи с тем, что наши резиденты и проекты интересны активному, мобильному населению, большинство посещающих Севкабель Порт - это молодежь от 18 до 35 лет , - рассказала Валентина Антюшина. Иной подход к формированию творческой территории, уже с учетом дальневосточной специфики и государственной поддержки, представила гостья из Якутии. Директор первого в ДФО креативного кластера Квартал труда Наталья Нарушевич напомнила: первоначально в Республике Саха хотели открыть платформу для дальнейшего развития якутского кинематографа. Культурный феномен, известный во всем мире, необходимо было продвигать и выводить на новый уровень. Однако сегодня, благодаря региональному и федеральному финансированию, Квартал труда - это фундамент для развития креативных индустрий в Якутии. На базе кластера есть все условия для резидентов в сферах it, кино, анимации, моды и дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фотографии, а также видеопродакшена. Я горжусь тем, что нам удалось сформировать положительный опыт работы с настоящим креативом при поддержке государственного аппарата. За полтора года у нас в Квартале труда зарегистрировано 152 резидента, из них 42 арендатора и 110 облачных резидентов. Шестеро, к тому же, являются резидентами ТОР. В сумме за полтора года в креативном кластере создано 713 рабочих мест, произведено 155 единиц контента. Каждый резидент, который регистрируется в ФНС с юридическим адресом у нас, получает федеральную льготу: 0% налога на имущество в первые пять лет работы, а также снижение страховых взносов с 30% до 7, 6%. Это выводит креативные индустрии как таковые из теневой экономики: наши творческие коллеги работают в найме как команды, оформляют свою деятельность официально, легализуются и тем самым становятся источником налогов в бюджет республики , - уточнила Наталья Нарушевич. Экономическая составляющая - важная часть работы над созданием креативного кластера, если подразумевается его существование и развитие с государственной поддержкой. Как отметила заместитель генерального директора Фонда Центр стратегических разработок , экономический эксперт Татьяна Караваева, само существование мер поддержки для резидентов обозначает необходимость нормативо-правового регулирования. А это говорит о том, что кластер в креативной индустрии - это не просто площадка для встреч художников. Это цепочка хозяйственных связей, где все игроки задействованы и заинтересованы в партнерстве друг с другом. Если оценивать ситуацию по России в целом и на Дальнем Востоке в частности, до развития экономической рентабельности креативной индустрии еще далеко. Но именно к этому нужно стремиться , - заявила Татьяна Караваева. Сахалинская область уже сейчас должна быть мотивирована к созданию собственного креативного кластера, это диктует сложившаяся ситуация. В то время как вклад креативной экономики в валовый выпускаемый продукт развитых стран составляет от 8 до 12 процентов, в России по итогам 2022 года он достиг лишь отметки 3, 2%, а в 2023 году - 3, 5%. По поручению президента РФ Владимира Путина к 2030 году ожидаемый рост должен составить не менее 6%. На Дальнем Востоке креативные индустрии развиваются медленнее, чем в остальных регионах страны. Выручка по этому направлению в ДФО составила лишь около 1% от доли всех российских креативных компаний, а вклад в ВВП страны - 1, 8%. Это очень мало. Если рассматривать основные креативные направления, которые сегодня считаются экономически наиболее прибыльными - это гастрономия, архитектура, разработка программного обеспечения, реклама. Именно эти индустрии нужно внедрять в экономику Дальнего Востока, где ключевыми отраслями являются машиностроение и пищевая промышленность. Не использовать креативную составляющую в регионах Дальнего Востока было бы неправильно , - подчеркнула эксперт. По мнению участников панельной дискуссии, работу над проектом креативного кластера на Сахалине нужно начинать с изучения рынка. После того, как появится ясность в выборе специализации, аудитории и видов выпускаемой продукции, можно формировать субъектный состав - предварительный список резидентов, которые зайдут на новую платформу. Не забывайте, что каждой креативной индустрии нужно сопутствующее производство. Если мы говорим о моде, у нас должны в доступности быть текстильное производство, пошивочное производство, дизайн, точки демонстрации и сбыта. Каждая из индустрий специфична и требует своей инфраструктуры, своих обеспечивающих мощностей. А если мы говорим о таких городах-форпостах, как Южно-Сахалинск, здесь важно помнить и об особой экспортной миссии, ведь это дополнительный потенциал развития. Поэтому креативный кластер здесь нужно запускать с ориентацией не только на внутренний спрос, но и на аудиторию АТР , - резюмировала Татьяна Караваева. Наталья Нарушевич посоветовала учесть в будущем кластере креативных индустрий Сахалина возможность создавать коллаборации. Особенно интересным, по ее мнению, такой формат работы будет как раз для творческой молодежи. Я бы на Сахалине открыла площадку для ребят, чтобы они там могли собираться и придумывать общие идеи. Из коллабораций получаются уникальные продукты. Граффитисты и дизайнеры одежды создают классный мерч, который продвигает ценности региона и привлекает туристов. Таких вариантов сотрудничества может быть очень много , - считает руководитель Квартала труда . В свою очередь Валентина Артюшина порекомендовала учитывать общую проблематику удаленных регионов России, которая достаточно остро проявляется и на Сахалине. Речь идет об оттоке молодежи в более крупные города, в том числе для реализации своего потенциала в креативных индустриях. По ее мнению, работа над кластером должна начаться с создания инфраструктуры для молодого поколения, чтобы школьникам и студентам было интересно посещать новую площадку. Должны быть возможности для досуга, разнообразные способы реализовать себя. И, когда сформируется аудитория по интересам, можно создавать площадку для дискуссий и коллабораций. Когда молодежь поймет и почувствует, что такое креативный продукт и зачем он нужен, можно говорить об экспорте. Но к этому времени молодое поколение сосредоточится на развитии креативных индустрий в своем регионе , - считает эксперт из Петербурга. Сахалинская область уже сделала важные шаги к качественному развитию креативных индустрий на местном уровне. При поддержке губернатора Валерия Лимаренко и правительства островного региона представители локальных творческих сообществ получают возможности реализовать свои таланты, получить практические советы экспертов с материка, принять участие в мероприятиях федерального и международного уровня. Особое внимание здесь власти уделяют программам и мероприятиям, которые реализуются в рамках национального проекта Образование . Большая часть из них связана как раз с предоставлением сахалинской молодежи максимума возможностей для развития карьеры на родной земле. Это продвижение престижа рабочих профессий в сотрудничестве с системой среднего профессионального образования; конкурсы профессионального мастерства для школьников, студентов и работающей молодежи; вовлечение юных островитян в волонтерскую деятельность и патриотическое воспитание со школьной скамьи. Уже наработанный опыт будет полезен и при создании собственного креативного кластера на Сахалине. Такой веер возможностей, которые сегодня есть у сахалинской молодежи, сложно было даже вообразить еще несколько лет назад. Островной регион уже который год подряд становится площадкой соревнований, форумов, образовательных интенсивов международного уровня. И в каждое такое мероприятие вовлечена наша молодежь - от чемпионата Профессионалы до форума ОстроVа , от Фестиваля Первых до слета юнармейцев. Везде ребята могут проявить свои творческие таланты, выбрать наиболее близкое им направление и развиваться в нем. Мода и дизайн, архитектура, IT, уличное искусство - для всего этого на Сахалине есть все условия. Я уверен, что нам не нужно ничего изобретать: для креативного кластера у нас уже все есть, осталось лишь объединить это , - отметил директор Сахалинского молодежного ресурсного центра Александр Неустроев.