Брехун Белковский...
Станислав Белковский // программа «Время Белковского», радио «Эхо Москвы», 1 февраля 2020 года:
<...> И сегодня Владимиру Александровичу Зеленскому посвящается наш эпиграф — стихотворение Марины Ивановны Цветаевой из цикла «Отрок». Это стихотворение 1921-го года, изначально оно посвящено малоизвестному по сей день литератору Эмилию Львовичу Миндлину, которому в то время было 21 год, и он был типом юноши, который нравился Марине Ивановне. Впрочем, Эмилий Львович Миндлин, умерший в безвестности уже при Леониде Ильиче Брежневе, внешне даже похож на Владимира Александровича Зеленского. Я думаю, что нынешний украинский лидер понравился бы Марине Ивановне Цветаевой тоже. Поэтому эпиграф здесь более-менее уместен. А кроме того, Дмитрий Львович Быков — известнейший русский писатель и преемник Сергея Донатовича Довлатова в русской литературе,— насколько мне известно, сейчас работает над биографией Марины Ивановны Цветаевой для серии «Жизнь замечательных людей», и он раскопал цитату из Марины Ивановны, которая доселе была неизвестна, обращённая к Эмилию Львовичу Миндлину: «Молодой человек, у вас одна проблема — дефицит контента». Итак, Марина Ивановна Цветаева — Эмилию Миндлину и Владимиру Зеленскому:
Пустоты отроческих глаз! Провалы
В лазурь! Как ни черны — лазурь!
Игралища для битвы небывалой,
Дарохранительницы бурь.
Зеркальные! Ни зыби в них, ни лона,
Вселенная в них правит ход.
Лазурь! Лазурь! Пустынная до звону!
Книгохранилища пустот!
Провалы отроческих глаз! — Пролёты!
Душ раскалённых — водопой.
— Оазисы! — Чтоб всяк хлебнул и отпил,
И захлебнулся пустотой.
Пью — не напьюсь. Вздох — и огромный выдох,
И крови ропщущей подземный гул.
Так по ночам, тревожа сон Давидов,
Захлёбывался Царь Саул.
<...>
Дальше переходим к вопросам — платным VIP-вопросам, по 15 тысяч за вопрос, — но в соответствии с новыми правилами, представили русской интеллигенции имеют право задать… классические представители… один бесплатный вопрос. Эти вопросы идут лично через Алексея Алексеевича Венедиктова. На их отбор и состав лично я — Белковский, ведущий программы — ни коим образом не влияю. И вот сегодня бесплатный вопрос от Дмитрия Львовича из Москвы: «Белковский, скажите, правильно ли это — ненавидеть слово «пошлость», как ненавижу его я?» Многоуважаемый Дмитрий Львович, ненавидеть слово «пошлость» не означает ненавидеть самоё пошлость, поскольку высказывание «ненавижу пошлость» уже достаточно пошловато. И здесь я хотел бы обратиться к законному принципу Белковского (это свод, катехизис, который ещё не издан единой книгой, но, надеюсь, будет издан, когда моё служение, не побоюсь этого слова, в качестве ведущего программы «Время Белковского» закончится; у нас освободится некоторое время для подготовки этой книги), и среди законов и принципов Белковского есть два. В частности, непосредственно касающиеся затронутой Дмитрием Львовичем темы. Первое: банальность плоха тем, всем кроме одного, она почти всегда верна. А пошлость плоха всем, кроме одного, она почти всегда безупречна. Вот, например, известный искусствовед, культуролог, Александр Александрович Тимофеевский, безмерно уважаемый мною, утверждает, что восхищаться живописью Боттичелли и музыкой Вивальди — это пошлость. Да, пошлость. Постольку поскольку Боттичелли и Вивальди совершенно безупречны. И наоборот. <...>
<...> И сегодня Владимиру Александровичу Зеленскому посвящается наш эпиграф — стихотворение Марины Ивановны Цветаевой из цикла «Отрок». Это стихотворение 1921-го года, изначально оно посвящено малоизвестному по сей день литератору Эмилию Львовичу Миндлину, которому в то время было 21 год, и он был типом юноши, который нравился Марине Ивановне. Впрочем, Эмилий Львович Миндлин, умерший в безвестности уже при Леониде Ильиче Брежневе, внешне даже похож на Владимира Александровича Зеленского. Я думаю, что нынешний украинский лидер понравился бы Марине Ивановне Цветаевой тоже. Поэтому эпиграф здесь более-менее уместен. А кроме того, Дмитрий Львович Быков — известнейший русский писатель и преемник Сергея Донатовича Довлатова в русской литературе,— насколько мне известно, сейчас работает над биографией Марины Ивановны Цветаевой для серии «Жизнь замечательных людей», и он раскопал цитату из Марины Ивановны, которая доселе была неизвестна, обращённая к Эмилию Львовичу Миндлину: «Молодой человек, у вас одна проблема — дефицит контента». Итак, Марина Ивановна Цветаева — Эмилию Миндлину и Владимиру Зеленскому:
Пустоты отроческих глаз! Провалы
В лазурь! Как ни черны — лазурь!
Игралища для битвы небывалой,
Дарохранительницы бурь.
Зеркальные! Ни зыби в них, ни лона,
Вселенная в них правит ход.
Лазурь! Лазурь! Пустынная до звону!
Книгохранилища пустот!
Провалы отроческих глаз! — Пролёты!
Душ раскалённых — водопой.
— Оазисы! — Чтоб всяк хлебнул и отпил,
И захлебнулся пустотой.
Пью — не напьюсь. Вздох — и огромный выдох,
И крови ропщущей подземный гул.
Так по ночам, тревожа сон Давидов,
Захлёбывался Царь Саул.
<...>
Дальше переходим к вопросам — платным VIP-вопросам, по 15 тысяч за вопрос, — но в соответствии с новыми правилами, представили русской интеллигенции имеют право задать… классические представители… один бесплатный вопрос. Эти вопросы идут лично через Алексея Алексеевича Венедиктова. На их отбор и состав лично я — Белковский, ведущий программы — ни коим образом не влияю. И вот сегодня бесплатный вопрос от Дмитрия Львовича из Москвы: «Белковский, скажите, правильно ли это — ненавидеть слово «пошлость», как ненавижу его я?» Многоуважаемый Дмитрий Львович, ненавидеть слово «пошлость» не означает ненавидеть самоё пошлость, поскольку высказывание «ненавижу пошлость» уже достаточно пошловато. И здесь я хотел бы обратиться к законному принципу Белковского (это свод, катехизис, который ещё не издан единой книгой, но, надеюсь, будет издан, когда моё служение, не побоюсь этого слова, в качестве ведущего программы «Время Белковского» закончится; у нас освободится некоторое время для подготовки этой книги), и среди законов и принципов Белковского есть два. В частности, непосредственно касающиеся затронутой Дмитрием Львовичем темы. Первое: банальность плоха тем, всем кроме одного, она почти всегда верна. А пошлость плоха всем, кроме одного, она почти всегда безупречна. Вот, например, известный искусствовед, культуролог, Александр Александрович Тимофеевский, безмерно уважаемый мною, утверждает, что восхищаться живописью Боттичелли и музыкой Вивальди — это пошлость. Да, пошлость. Постольку поскольку Боттичелли и Вивальди совершенно безупречны. И наоборот. <...>