Выставка грузинского художника Кирилла Зданевича в Москве
Государственный музей Востока приглашает гостей в московский «Тифлис». До 1936 года «Тифлисом» в России называли столицу Грузии Тбилиси. Недалеко от Тифлиса в конце XIX века родился художник-авангардист Кирилл Зданевич. Его картины не раз появлялись на престижных площадках Москвы, но персонального вернисажа в российской столице не было. Выставка в Музее Востока – первая. Здесь более 80 работ художника. Практически все они из частных собраний. Проект «Тифлис - Москва» охватывает два основных периода творчества Кирилла Зданевича.
Светлана Хромченко, куратор выставки: «Первый период – с 1910-х по 1930-е годы. Потом, к сожалению, был большой перерыв, когда Кирилл Михайлович был в ссылке. Второй – с 1963 года практически до конца жизни».
На выставке впервые показаны многие натюрморты и пейзажи, написанные Зданевичем как раз после ссылки. Но следов ареста и лагеря на его работах практически не осталось. На этих полотнах из 1960-х годов природа играет всеми цветами радуги. Наверно, секрет ярких красок – любовь.
Ольга Бубнова, корреспондент: «В 1963 году на выставке другого грузинского художника - Нико Пиросмани - Кирилл Зданевич познакомился с бывшей балериной Большого Екатериной Абрамовой. Тогда Зданевичу было уже за 70, но своей новой музе он писал письма каждый день: «Здравствуй, дорогая Екатерина Сергеевна! На легком банкете я, наполнив бокал молодым вином, подсел к Аполлону и сказал: «За здоровье моей несравненной Екатерины Сергеевны!» Москва, ноябрь 1966 года».
Балет привлекал художника задолго до встречи с Екатериной Абрамовой. Эти эскизы к «Шехеразаде» на музыку Римского-Корсакова Зданевич написал, когда ему было около тридцати. Ещё молодой художник любил создавать книжные иллюстрации: но даже в простых рисунках карандашом он передавал свое понимание красоты.
Светлана Хромченко, куратор выставки: «В 1916-1917 году в Тифлисе гастролировал Иван Заикин. Это такой известный гимнаст, тяжеловес. Одним из сценических псевдонимов Заикина был «Король воздуха». А эта работа называется «Человек воздуха».
У большинства искусствоведов фамилия Зданевич прочно ассоциируется с Нико Пиросмани. Как говорят в Музее Востока, именно братья Кирилл и Илья Зданевичи «открыли» Пиросмани: они покупали и собирали работы тогда ещё неизвестного грузинского художника. А позже его биографию написал главный герой сегодняшней выставки - Кирилл Зданевич.
Татьяна Метакса, советник Генерального директора Государственного музея Востока: «Когда мы говорим о Пиросмани, у меня перед глазами 1986 год, все залы нашего выставочного пространства, и огромная выставка Нико Пиросмани, которая была привезена из Тбилиси. И одна работа – «Пир» - которая украшает нашу постоянную экспозицию всегда, была представлена на этой выставке».
Эта картина и сегодня украшает коллекцию Музея Востока. Увидеть её можно в любое время. А выставка авангардиста Кирилла Зданевича ждет в музейных залах до 31 июля.
Ольга Бубнова, Антон Косолапов. «ТВ БРИКС».
Светлана Хромченко, куратор выставки: «Первый период – с 1910-х по 1930-е годы. Потом, к сожалению, был большой перерыв, когда Кирилл Михайлович был в ссылке. Второй – с 1963 года практически до конца жизни».
На выставке впервые показаны многие натюрморты и пейзажи, написанные Зданевичем как раз после ссылки. Но следов ареста и лагеря на его работах практически не осталось. На этих полотнах из 1960-х годов природа играет всеми цветами радуги. Наверно, секрет ярких красок – любовь.
Ольга Бубнова, корреспондент: «В 1963 году на выставке другого грузинского художника - Нико Пиросмани - Кирилл Зданевич познакомился с бывшей балериной Большого Екатериной Абрамовой. Тогда Зданевичу было уже за 70, но своей новой музе он писал письма каждый день: «Здравствуй, дорогая Екатерина Сергеевна! На легком банкете я, наполнив бокал молодым вином, подсел к Аполлону и сказал: «За здоровье моей несравненной Екатерины Сергеевны!» Москва, ноябрь 1966 года».
Балет привлекал художника задолго до встречи с Екатериной Абрамовой. Эти эскизы к «Шехеразаде» на музыку Римского-Корсакова Зданевич написал, когда ему было около тридцати. Ещё молодой художник любил создавать книжные иллюстрации: но даже в простых рисунках карандашом он передавал свое понимание красоты.
Светлана Хромченко, куратор выставки: «В 1916-1917 году в Тифлисе гастролировал Иван Заикин. Это такой известный гимнаст, тяжеловес. Одним из сценических псевдонимов Заикина был «Король воздуха». А эта работа называется «Человек воздуха».
У большинства искусствоведов фамилия Зданевич прочно ассоциируется с Нико Пиросмани. Как говорят в Музее Востока, именно братья Кирилл и Илья Зданевичи «открыли» Пиросмани: они покупали и собирали работы тогда ещё неизвестного грузинского художника. А позже его биографию написал главный герой сегодняшней выставки - Кирилл Зданевич.
Татьяна Метакса, советник Генерального директора Государственного музея Востока: «Когда мы говорим о Пиросмани, у меня перед глазами 1986 год, все залы нашего выставочного пространства, и огромная выставка Нико Пиросмани, которая была привезена из Тбилиси. И одна работа – «Пир» - которая украшает нашу постоянную экспозицию всегда, была представлена на этой выставке».
Эта картина и сегодня украшает коллекцию Музея Востока. Увидеть её можно в любое время. А выставка авангардиста Кирилла Зданевича ждет в музейных залах до 31 июля.
Ольга Бубнова, Антон Косолапов. «ТВ БРИКС».