Виртуально в галерею: Чувашский художественный музей в Третьяковке
Виртуально в галерею: Чувашский художественный музей в Третьяковке
Как-то невольно начала обзор выставки с этой работы художника Константина Чеботарева. Это 1930-е годы, и что подтолкнуло автора создать этакий натюрморт с противогазом – остается только гадать.
Ну, а выставка из Чувашского государственного художественного музея открылась в Москве, в Третьяковской галерее, в рамках проекта «Золотая карта», как раз в начале марта.
Увидеть экспозицию, надо думать, успели немногие – ровно через несколько дней галерея, по понятным причинам, перестала принимать посетителей. Выставка в принципе достаточно длительная – запланирована по начало июня. Хочется надеяться, что ее мы еще сможем увидеть вживе – все-таки живопись лучше видится не через репродукции. Однако давайте все же пока познакомимся с ней в онлайне.
Выставка, как заявлено, охватывает произведения с XVIII по XX век. Музей пошел по нередкому для «Золотой карты» пути – сделать своеобразный срез своих фондов, показать всего понемногу. Впрочем, обнаружилось и XVII столетие – точнее, самый его конец с портретом маменьки Петра I Натальи Нарышкиной.
XVIII век в русской живописи дает нам в основном портреты, и большей частью официального толка. Так что пропустим привезенных царей и их родственников и отправимся сразу в век XIX. Вот Василий Тропинин – портрет сестры Анны.
XIX век активно поставляет нам пейзаж. Причем изначально с большим итальянским влиянием – туда, в Италию, ездили выпускники Академии художеств. Алексей Боголюбов, правда, сначала окончил морской кадетский корпус и послужил во флоте, а после академии служил художником Главного морского штаба. Естественно, марина – излюбленный его жанр.
Иван Вельц (тут как раз классический «академик»), также с итальянским пейзажем.
Другая экзотика – «Вид Каира» у Николая Маковского.
Любил XIX век и жанровые картины. Вполне классический пример такого рода – «Смотрины» Андрея Румянцева. По немногочисленным имеющимся сведениям, этот художник окончил МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) и жил под Москвой в Царицыне.
Не менее любимым было такое ответвление этого жанра, как охотничьи сюжеты. Здесь – Сергей Ворошилов, специалист по как раз таким сценам и вообще анималистике (Владимир Гиляровский упоминал его в «Москве и москвичах», назвав в этом плане «лучшим мастером после Сверчкова» – то есть также весьма известного анималиста).
Передвижники модифицировали жанровую тему на свой лад, придавая ей социальное звучание. Пример такого – «Приезд учительницы в деревню» Алексея Степанова.
Пейзажный жанр между тем продолжает меняться. По сюжету он уже свой, российский. Однако черноморский вид у классика Льва Лагорио по-прежнему сильно «итальянистый».
«Мостик» Сергея Аммосова сохраняет академическую манеру подачи.
А вот вам Василий Поленов (уже знакомый не только с барбизонцами, но и с ранним импрессионизмом).
Абрам Архипов, сначала ученик, а потом и преподаватель МУЖВЗ.
Вот и Валентин Серов. Это 1890-е годы.
Этот натюрморт, между тем, принадлежит кисти Исаака Левитана (он все-таки писал не только пейзажи).
На чем и переходим в ХХ век. Александр Куприн, активный участник «Бубнового валета».
Последователь импрессионизма Леонард Туржанский (из серовско-коровинских учеников в МУЖВЗ).
Ученик Аполлинария Васнецова Николай Крымов.
Константин Юон – еще один выпускник МУЖВЗ и один из основателей Союза русских художников.
Алексей Кравченко – в его образовании соединились МУЖВЗ и мюнхенская студия Холлоши.
Отметим еще и Константина Горбатова – 1914 год, то есть работа из его дореволюционных, доэмигрантских.
Также их этого времени – Роберт Фальк и «Базар в Костроме».
И его же – «Финский пейзаж».
И теперь очень важное для этой выставки имя – Николай Фешин.
Уроженец Казани и ученик Репина в петербургской Академии художеств по возвращении в родной город преподавал в Казанской художественной школе, оказав немалое влияние и на все Предуралье. На выставке представлено несколько его учеников. Собственных же фешинских работ из Чебоксар привезли с полдюжины. Среди них – ну естественно – «Чувашская девушка».
Среди учеников Фешина – уже упомянутый в самом начале Константин Чеботарев, уроженец Уфимской губернии, ставший в 1920-х одним из лидеров казанского авангарда.
Соученица, а потом и супруга Чеботарева – Александра Платунова. Из 1920-х годов – ее «Беспризорники».
Другим ведущим педагогом казанской школы, одновременно с Фешиным, был Павел Беньков. Представлена и его работа – «Дама в красном», разумеется, написана еще до революции.
Некоторые работы явно попали в чувашский музей – а также на выставку – благодаря не столько имени автора, сколько тематике. Таков, вероятно случай и работы Надежды Пешковой (да, это невестка писателя Горького, жена его сына Максима – она увлекалась живописью). А изображена в чувашском народном костюме жена художника Павла Корина Прасковья, сама художник-реставратор.
И конечно, музей привез показать «своих» – первых профессиональных художников из Чувашии. Это, прежде всего, Алексей Кокель, появившийся на свет в чувашской крестьянской семье в Симбирской губернии. Кокель успел поучиться в петербуржской Академии художеств в мастерской Репина. Дальнейшая судьба занесла его в другие регионы СССР, но в Чувашии Кокеля, разумеется, все равно считают своим. Привезено несколько работ художника, среди которых – «Портрет чувашской женщины» (и это портрет сестры художника).
Похожа биография и другого художника чувашского происхождения, Никиты Сверчкова (не путать с однофамильцем Николаем, баталистом и анималистом XIX века). Тоже Казанская художественная школа, тоже затем Академия в Петербурге (мастерская Кардовского). Позже Сверчков возглавит Чебоксарское художественное училище.
Вот его работа 1911 года.
А вот 1938 года – что интересно, с изображением чувашского языческого обряда, «Поклонение Киремети».
Тут можно было бы продолжать еще долго – выставка достаточно объемна. Будем надеяться, что москвичи ее еще увидят непосредственно. А пока можно заглядывать и на сайт ГТГ, и на сайт Чувашского художественного музея – все музеи сейчас изобретают новые онлайн-программы.