Новости Москвы
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Музеи эпохи застоя

Novayagazeta.livejournal.com
211
«Посещение выставки приносит радости почти как новый айфон, да еще и дешевле».


Открытие Дома культуры «ГЭС-2» в Москве. Фото: РИА Новости

Сто два года назад критик и активист авангарда Николай Пунин писал фактическому наркому по делам живописи Давиду Штеренбергу: «интерес к искусству до крайности упал в слоях буржуазии, а пролетарских масс мы так до сих пор и не приобрели. Общее политическое положение хотя и благоприятно в данный момент, но нельзя не отметить, что энергия почти везде, не исключая и Петроградского совета, почти вдвое спала, и уж, во всяком случае, если что-нибудь сейчас интересует правящие круги, то не культурное строительство».

Почувствуйте разницу. Жизнь в искусстве сегодня бьет ключом, новая буржуазия только ею и дышит. Государство хоть и равноудаляется от всех видов изобразительных искусств, за исключением разве что монументальной скульптуры — страну спасает частная инициатива.

Музеи открывают, публика туда валит валом, арт-рынок чувствует себя на коне, и даже не хромающем. Да, пандемия, да, выбор мест для развлечений невелик, инфляция настигла и мир искусства, цены на прекрасное растут вслед за ценой на гречку, отложенный спрос наконец-то разложился. Выставочные залы полны, новые институции входят в моду, заменяя лабутены, кафе «Вог» и Теодора Курентзиса, посещение выставки приносит радости почти как новый айфон: must have, да еще и сильно дешевле.

Что приятно в стране проигравшего социализма: частные инвесторы вкладываются в музейную инфраструктуру не хуже, чем в яхты и острова,

тем более, что само государство перестало заниматься новыми зданиями музеев еще в советскую эпоху. Зато теперь даже винодельни между Анапой и Темрюком обзаводятся своими выставочными проектами и делают выставки столичного уровня, если не международного. Расцветают и частные премии. Только что на Винзаводе прошло награждение новой премией Анатолия Зверева. В Нижнем Новгороде открывается выставка победителей премии Кандинского за последние 15 лет — одно из самых ярких начинаний нового века, основанное Шалвой Бреусом. Первым лауреатом был Анатолий Осмоловский, среди последующих — Андрей Кузькин.

Среди последних новостей, потрясших московское медиапространство, — долгожданное открытие «ГЭС-2», которая должна по замыслу устроителей возродить традиции советских домов культуры на новом витке истории. Трудно понять, как будет развиваться эта идея в условиях кризиса идей, тем более что внешних заморозков никто не отменял, а правила игры ухудшаются на глазах. Они сказываются на музейной жизни, которая делает вид, что политики и политического не существует, и людей интересуют лишь курсы макраме. Сами музейные будни становятся для публики все праздничнее и наряднее, но их содержание недалеко уходит от царящей в обществе атмосферы сонного царства: главная цель — никого не расстроить.

Открытие Дома культуры «ГЭС-2» в Москве. Фото: РИА Новости

Политкорректность в выставочной деятельности настигает, прежде всего, частные институции, возможно, потому, что в случае конфликта в государственном музее можно потерять должность, но вряд ли закроют сам музей, а вот частный музей закрыть можно. Не поэтому ли частные музеи сосредотачиваются на проектах из серии «искусство ради искусства», изо всех сил камуфлируя общественную и политическую значимость представленного настойчивым интересом к форме, к тому, как сделано? На Западе такое сокрытие было бы вряд ли возможно, в той же Германии музеи стали в последние полвека частью политической жизни, публичных баталий и образовательных процессов. Но у нас воцарившаяся атмосфера умолчания в государственных и близких к ним СМИ, исключают практически отовсюду, включая музейную жизнь, всякие признаки актуальности.

Музеи так или иначе фокусируются на феномене красоты — эстетическое важнее и уж точно безопаснее политического.

Успехи здесь очевидны — достаточно вспомнить две отличные выставки в Петербурге, «Психея, душенька…» в Эрмитаже или «Ученье — свет!» в Мраморном дворце. Успехом эти просветительские и научные проекты обязаны и каталогам. Без них ни одна выставка не может считаться полноценной, но у нас каталоги выпускают далеко не всегда. Вот и впечатляющая ретроспектива наших классиков Елены Елагиной и Игоря Макаревича в столичном Музее современного искусства на Гоголевском бульваре обошлась без него. И на фантастической по социальной силе «Одержимых успехом» Лоры Гринфилд в Мультимедиа Арт Музее — исследовании чокнувшихся на собственном успехе людей — тоже нет книги-исследования. А ведь здесь не только фотографии, сделанные от Китая до Арабских Эмиратов, — новые русские тоже не лишены внимания. Их вкусы видны на снимках, а вот что у них творится в головах…

Художники Елена Елагина и Игорь Макаревич на своей ретроспективной выставке «Обратный отсчет», 2020 год. Фото: Дмитрий Коробейников / ТАСС

Каталоги — вид рефлексии, занятия, не самого популярного там, где актуальную повестку вынуждены имитировать, подменяя насущные вопросы второстепенными. Рефлексия стала непопулярной, в том числе и в музейной среде, та не может принципиально отличаться от общей атмосферы в стране. Размышления, вопросы и сравнения все больше выглядят иноагентно, теперь это скорее признак не ума, но стойкости — неумения идти на компромиссы, правильно говорить на работе, а неправильно — дома. Не потому ли так в моде у нас монографические выставки? Они безопасны — собрал в одном пространстве работы одного мастера и экспозиция готова.

Сопоставления, конфликты и контексты — удел западных коллег, в России музеи — не место для дискуссий. Исключений немного, каждое становится событием. В этом году «Мечты о свободы. Романтизм в России и Германии» в Третьяковке и открытая там же сейчас выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы» обе хороши отбором экспонатов и неожиданным их сопоставлением, обе — совместные проекты с немецкими партнерами.

Посетительница выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы». Фото: РИА Новости

Благодаря этим выставкам становится понятно, что российские музеи — часть мирового пространства, что они тоже способны делать проекты, заставляющие думать, искать новые формы экспозиций.

Интерьеры Даниэля Либескинда для «Романтизма» поразили многих. Петербургский «Манеж» тоже склонен к экспериментам, его новый подход к дизайну, причем не только визуальному, но и саунд-дизайну, проявился и на весеннем проекте, связавшим оперу и скульптуру, и в почти минималистично сделанном проекте о русском бидермайере — музыку для него написал Антон Батагов.

На этом фоне бурной жизни мало кто обратил внимания на ползучую контрреволюцию в Москве. После неожиданной и выглядевшей бессмысленной смены руководства в объединении выставочных залов, когда к власти пришли люди, катастрофически далекие от искусства, постепенно стали вымываться профессионалы и среди руководителей галерей. Закрыли, в частности, знаменитый «Электромузей», которым руководил Аристарх Чернышев — его выставки сделали бы честь любой европейской столице. Политика московских властей в сфере культуры все больше располагается между эйджизмом и созданием синекур, восхищение юным возрастом чиновника оказывается важнее его навыков.

Хорошо, что мир искусства определяется не деятельностью этих самых чиновников. Радостным примером иного рода в Москве уже девять лет служит галерея «Электрозавод» — содружество независимых художников, устраивающих небольшие выставки, куда редко доходят кураторы из больших музеев, зато приходят люди, которым важна современность. Сейчас галерея переехала с Преображенки в Электрический переулок, но и завод «Фазотрон», где она разместилась, скоро тоже снесут.

Миграция и неприкаянность, физические или внутренние, — спутники свободы.

Алексей Мокроусов, Специально для «Новой»



К Абрамсу уже принесли цветы...

Оперативные бригады «Россети Тюмень» устраняют последствия вчерашней стихии

Впервые за семь лет: Якутянин Лев Павлов вышел в финал чемпионата России по вольной борьбе

Врач Тяжельников рассказал о рекомендациях на разговение на Пасху

Москва на Moscow.media

Впервые за семь лет: Якутянин Лев Павлов вышел в финал чемпионата России по вольной борьбе

Беременная Малахова пришла на ММКФ в прозрачном белье

Признаки хороших кулича и творожной пасхи назвала эксперт

Специалисты рассказали, что может улучшить качество жизни после 55 лет

Музыкальные новости

Новости Москвы


Москва

Форум Доноров представил результаты первой лаборатории проекта «Музеи и меценаты»



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Москвы на сегодня

Другие новости Москвы

Частные объявления в Москве




Новости от партнёров Russia24.pro


VIP

Россия и Дети: театр кукол Ульгэр в Бурятии покажет концерт-представление "Вальс Победы"



Все новости часа на 123ru.net

Новости Московской области

Москва

Оперативные бригады «Россети Тюмень» устраняют последствия вчерашней стихии

<

>
Москва на Moscow.media <::
:: Москва на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Москвы

Новости Москвы


Москва

Почти 350 малышей появились на свет в роддоме МОЦОМД в апреле


Авто в Москве


Спорт в Москве



Новости тенниса


ATP

Российский бизнесмен обвинил Алькараса в договорных матчах. Он направил письмо в ATP


Здоровье в Москве


Экология в Москве


Коронавирус в Москве


Музыкальные новости


Полина Гагарина

Полина Гагарина опровергла «уход на пенсию» и рассказала о новом рубеже


Власть


Россия


Rss.plus


Казахстан

Тверская область: ввозили хлопок из Казахстана, саженцы из Германии


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Москве.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Москва на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?


Game24.pro