Об отношении к русским в Азербайджане

Об отношении к русским в Азербайджане

Погромы в Баку (1990 г.)

Шамхорская резня и погромы на Мугани

В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.ru/node/18959) доктор политических наук Михаил Александров затронул важную тему об отношении к русским в Азербайджанской республике. В условиях современного флирта Кремля с бакинским нацистским режимом на эту тему в российских СМИ наложено глухое табу.

Уbитые русские во время погромов в Баку в 1990 г.

Уbитые русские во время погромов в Баку в 1990 г.

Александров, в частности, пишет:

«Не знаю, кто в руководстве РФ испытывает «симпатии» к Азербайджану, но среди обычных российских граждан никаких симпатий не замечал. Напротив, постоянные конфликты, драки и убийства, совершаемые азербайджанцами в России, свидетельствуют скорее об антипатии к Азербайджану, а не наоборот. К тому же, хорошо известно, что Баку проводит политику по вмешательству во внутренние дела РФ с использованием поистине фашистских методов, включая возбуждение уголовных дел против российских граждан и других форм запугивания политологов, экспертов, журналистов и ученых, высказывающих критические замечания в адрес режима Алиева. Какая может быть при этом симпатия?»

Беженцы

Беженцы

Отметим, что негативное отношение к русским со стороны азербайджанских националистов имеет глубокие исторические корни, начиная со времен покорения Ширвана и Баку русскими войсками, то есть тех времён, когда никакого «Азербайджана» севернее Аракса не было и в помине.

Пышным цветом это отношение проявилось в процессе распада российской империи и создания на её обломках псевдогосударства под названием «Азербайджанская демократическая республика».

Не случайно, лидер Белого движения Юга России Антон Иванович Деникин, говоря о несуразности новоявленного «Азербайджана», писал о территориях, на которые претендовали мусаватисты в своих «Очерках русской смуты»: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом и доныне ещё сохранившие черты кочевого быта. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона и в дальнейшем - просто по инерции» (А. И. Деникин. Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России. Распад Российской империи. Октябрь 1918-январь 1919. Воспоминания. Мемуары. Минск. Харвест. 2002, стр. 297-298).

Шамхорская резня и погромы на Мугани В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.-4

Но ещё до вторжения турок в Закавказье миссию «освободителей» края от христианского населения взяли на себя лидеры азербайджанцев, называемых тогда «кавказскими татарами». Последние в армию в годы Первой мировой не призывались, и, как оказалось, ждали своего часа ударить русским в спину.

И этот час пришел в конце декабря (по старому стилю) 1917-го, лишь только «азербайджанцы» заполучили первое оружие нескольких запасных полков и награбили его в Шамхоре. До 6 тысяч человек было тогда предательски, - вполне в духе кавказско-татарской «доблести», - истреблено, ограблено и брошено умирать вдоль железной дороги близ станции Шамхор.

Шамхорская резня и погромы на Мугани В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.-5

Об этом преступлении мусаватистов (при содействии их приспешников грузинских меньшевиков) против солдат русской Кавказской армии, массово хлынувших с фронта по домам, известном как «Шамхорская бойня», написано немало.

Шамхорская бойня

Шамхорская бойня

Далее последовали события, о которых в российской (не говоря о советской) историографии как-то вспоминать было не очень принято. А речь, между прочим, шла о судьбе целого региона Закавказья – Мугани.

Некогда малярийные и дикие муганские степи, по которым лишь проходили кочевья мусульман, в XIX веке были заселены и обустроены русскими крестьянами-переселенцами. Этот край был превращен в цветущий оазис и к 1918 году был родиной как минимум для трёх поколений русских людей.

Вот что писал о трагедии русской Мугани в своих «Воспоминаниях о революции в Закавказье (1917-1920 гг.)» глава Русского национального совета Баку Борис Байков (Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991, стр. 114-115;
(см. также http://www.dk1868.ru/history/ZAKAVKAZ.html).

«Муганская степь, расположенная в нижнем течении рек Куры и Аракса и северной части Ленкоранского уезда, до того совершенно бесплодная и кишевшая всякими гадами, в течение последних 40-50 лет, с поселением на ней русских, по большей части сектантов (главным образом, молокан) и с устройством на ней ирригации, расцвела и превратилась в одну из плодороднейших и богатейших местностей не только Закавказья, но и всей Российской Империи. Появились богатейшие поселения подчас с населением, доходившим до нескольких тысяч человек. Хлопок, клещевина, клевер, всякие хлеба, с одной стороны, рыбные промыслы — с другой давали трудолюбивому русскому населению (и сектантам, и православным) огромные излишки, сверх необходимого на прожиток. Население богатело и примером своим будило к подражанию и косное татарское население, которое начинало перенимать у русских их способы обработки… И русские, и татары жили мирно и добрососедски. Правда, порою приходилось слышать от ярых националистов татар, что русское правительство неправильно заселило богатейшую Муганскую степь русскими выходцами и лишило туземное население этих богатейших земель (к слову сказать, в течение столетий остававшихся незапаханными и бесплодными)».

Так одним из объектов притязаний названа «русская Мугань». И это не случайно, ибо оседлым элементом там были исключительно русские. Соседи-мусульмане были лишь частично оседлыми, и их «сёла» представляли собой сезонные поселения-полукочевья.

Глава Русского национального совета Баку Борис Байков, пишет далее в своих «Воспоминаниях о революции в Закавказье (1917-1920 гг.) об азербайджанской политике в отношении русской Мугани.

«С началом революции и по мере все большего ее углубления и соответственного ослабления русской власти татарские националисты стали все громче подымать свой голос. Лозунг «Закавказье для кавказцев» решал, по их мнению, все вопросы о дальнейшем существований русского населения в Закавказье. Всё чаще (даже и в прессе) раздавались голоса, что русским пора уходить из Закавказья, уступив насиженные ими места природным их владельцам — татарам.

В конце декабря 1917 года, точно по приказу, начался разгром татарскими вооруженными бандами цветущей верхней Мугани. Было разгромлено до 30-ти богатейших селений; разгром этот начался так неожиданно, что русское население не оказало почти никакого сопротивления. Но уже Средняя и Нижняя Мугань не только подготовились к защите, но и сами, в свою очередь, истребили все те татарские поселения, которые находились или в ближайшем их соседстве, или вклинившись в полосу русского поселения. Мугань стала вооружённым станом в особенности после возвращения с фронта солдат, уроженцев Мугани. Та же приблизительно картина наблюдалась и в частях Геокчайского и, в особенности, Шемахинского уездов, где также имелось много русских поселений. Этому русскому сельскому населению не на кого было опереться с падением русской национальной власти. Власть же кавказская — Закавказский Комитет — была занята своими внутренними и внешними национальными делами и ей было не до защиты чуждого ей в этот момент русского населения»3. По мнению Байкова, «целью Азербайджанского правительства было разорение Мугани, что заставило бы русское население уйти оттуда, и Мугань стала бы свободной для заселения на ней татар и их тюркских сородичей».

Этническую чистку азербайджанцы-мусаватисты начали в конце декабря (по старому стилю в изложении Байкова), что практически соответствует по времени (с опозданием на пару дней) Шамхорской бойне – 9-12 января, по новому стилю. То есть русское оружие подоспело в руки турко-мусаватистов вовремя, как раз к началу «очищения» Мугани от «гяуров».

Не желая признавать над собой национальную власть марионеточного «Азербайджана», население Мугани провозгласило Муганскую республику, независимую от засевших в Баку мусаватистов. В союз с Муганью вступили населявшие Ленкорань персоязычные талыши, также не желавшие над собой власти про-османского Азербайджана. Однако в 1919 году, при поддержке англичан, экспедиционный корпус азеро-мусаватистских войск вторгся в Мугань и разорил большинство русских сел.

Поэтому «в Сальянском и Ленкоранском уездах из 41 тысячи русского населения 1914 года в 1921 году осталось лишь 14,3 тысячи» («Известия» АзЦСУ. 1923, N 1 (7), стр. 47) По данным же Байкова, на начало 1918 года русская Мугань была «с почти 100-тысячным населением» (Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991, стр. 139). Сильно пострадало и русское население Шемахинского и Кубинского уездов.

В Советское время русские постепенно уступили свои насиженные места новоявленным (так их стали называть с 1937 года) «азербайджанцам», которые переходили на оседлость в ими же ранее разоренных русских селах Мугани и оставляемых русскими уцелевшие в ходе 1918-1920 г. села.

Таким образом, на рубеже 1917-1918 гг., то есть в период формального перемирия на Кавказском фронте, турко-мусаватисты подготовили и начали антироссийскую войну и этнические чистки на территориях, на которые претендовали мусульманские ханы и их османские хозяева. Тем самым они предали интересы России (которая не осуществляла призыв кавказских татар в армию) и открыто выступили на стороне Османской Турции.

Как видим, первыми массовыми жертвами этнических чисток в Закавказье в 1918-20 гг. со стороны азербайджанских мусаватистов стали даже не армяне, а именно русские - демобилизованные солдаты и крестьяне Мугани.

Продолжение следует

Александр АНДРЕАСЯН

Точка зрения авторов может не совпадать с позицией редакции

СЕНСАЦИЯ О ДЕЛАХ ЖУРНАЛИСТОВ ГОЛУНОВА И САФРОНОВА.

Экскурсия «Изварино. Краеведческой тропой» состоится 29 июня во Внуковском

В Павшинской пойме Красногорска отметят день молодежи 29 июня

Свыше трех тонн консервированной фасоли изъяли в Нижегородской области

Москва на Moscow.media

В метро Москвы изменится режим пересадки со станции "Парк культуры" на Кольцевую

На трассе М-2 «Крым» в Подмосковье мост через Оку достроят в IV квартале 2025 г

Свыше трех тонн консервированной фасоли изъяли в Нижегородской области

Белгородская область вошла в топ-20 регионов по экономическому потенциалу

Музыкальные новости

Новости Москвы


Москва

Состоялась церемония вручения премии Men Today Trends



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Москвы на сегодня

Другие новости Москвы

Частные объявления в Москве



Новости от партнёров Russia24.pro


Мир

Туристов предупредили о распространении в популярной европейской стране двух смертельных инфекционных заболеваний: кровососущие клещи не щадят никого



Все новости часа на smi24.net

Новости Московской области

Москва

Чемпионка мира по самбо Эльмира Кахраманова провела мастер-класс в Мытищах


Москва на Moscow.media <::
:: Москва на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Москвы

Новости Москвы


Москва

Инновации в логистике: какие технологии изменят логистику в России в ближайшем будущем


Авто в Москве


Спорт в Москве



Новости тенниса


Дарья Касаткина

Дарья Касаткина с уверенной победы стартовала на травяном турнире в Истбурне


Здоровье в Москве


Экология в Москве


Коронавирус в Москве


Музыкальные новости


Елена Волкова

TheGirl Russia подвели итоги конкурса-премии «Будь theGirl!»


Россия


Rss.plus


Алексей Тузов

Инновации в логистике: какие технологии изменят логистику в России в ближайшем будущем


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

Commentator’s curse strikes immediately as LIV golf hothead Tyrrell Hatton swears live on TV after losing it at the WIND


Game24.pro