Новое

Интервью с Ильей Альтшулером — о «Пикнике “Афиши”» и доходах фестиваля

«Пикник “Афиши”» возвращается после пятилетнего перерыва. Фестиваль пройдет традиционно в Москве и впервые в Петербурге. CEO «Афиши» Илья Альтшулер, под руководством которого возрождается фестиваль, рассказал «Снобу» о том, как сохранить ДНК «Пикника» в новых реалиях, чем этот фестиваль удивит на фоне прочих в 2024 году, кого хотелось пригласить в хедлайнеры, но не удалось и как устроена экономика события.

Илья Альтшулер 
Илья Альтшулер 

Ты помнишь свой первый «Пикник “Афиши”» в качестве посетителя?

По стечению обстоятельств, я не посещал ни одного «Пикника» за свою жизнь. Я десять лет работаю в медиаиндустрии, моя работа часто связана с командировками, и у меня банально не находится времени посещать все мероприятия, куда приглашают. Но огромное число артистов из тех лайнапов [прошлых «Пикников»] я видел на иностранных фестивалях.

Тот факт, что я не был на «Пикнике», помогает мне избежать какой-то рефлексии и сравнений с тем, что было раньше. Та «Афиша», которую мы переосмыслили и перезапустили за три года, уважает ценности прошлого периода, но она уже совсем другая. Мы хотим избежать ассоциаций с прошлым величием «Афиши». Когда я пришел в «Афишу» три года назад, у меня были амбиции в духе «мейк “Афиша” грейт эгейн», но я счастлив, что смог освободиться от них — мы делаем новую «Афишу». Будет она лучше или хуже, покажет время. Но мы сделаем все, чтобы она была классной и крутой. Вот наша миссия. «Пикник» мы также интерпретируем по-своему, возрождая бренд. И все наши действия сейчас говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении.      

О «Пикнике». 2019 и 2024: расходов стало больше?

Если честно, некорректно сравнивать. У нас изменился формат. В Москве — пять сцен и более пятидесяти артистов, еще два дня в Санкт-Петербурге. Долгожданное возвращение не может быть дешевым. Переосмысливая фестиваль, его текущую сущность в отсутствие больших зарубежных артистов, что было фирменным стилем «Пикника», мы хотим дать возможность выступить большому числу артистов. Я искренне верю в то, что в России огромный потенциал развития музыкантов, есть невероятные кейсы. Просто не так много времени прошло, им надо набрать аудиторию. Миссия нашего фестиваля — в этом.

Выступление группы Cure на главной сцене «Пикника Афиши» в 2019 году
Выступление группы Cure на главной сцене «Пикника Афиши» в 2019 году

Как справляться с грузом двадцатилетнего наследия?

Любое переосмысление бренда и бизнеса происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы таковы, что гастролей крупных иностранных артистов нет. Мы живем здесь и сейчас, наша задача — сделать качественное городское мероприятие. Если взять прошлую концепцию — это лучший выходной в году, где аудитория получает классные возможности провести время с друзьями, семьей, погулять в парке, послушать музыку. В связи с этим мы решили провести столичный «Пикник» в Лужниках: мы видим, как развивается парк, сколько мероприятий там проходит. И МТС Summer Stage, и VK Fest только подтверждают правильность нашего выбора.

Предвосхищая вопрос о конкуренции: мы ее совершенно не боимся. Более того, мы в контакте с коллегами, а с МТС даже шерим техническую инфраструктуру. Это наша общая философия — создавать как можно больше качественного контента в плане мероприятий. Лето — отличный период для этого. И прошлый, и текущий годы только доказывают, что тренд развивается, люди хотят проводить время вне дома. Я не вижу проблем с повторяющимся лайнапом: у нас есть договоренности с коллегами и артистами, «гэп» между выступлениями должен быть месяц. Но я считаю, что, с учетом количества населения в Москве и Питере, такая частота концертов не влияет на спрос. Мы видим интерес, люди покупают билеты. 

Что позволило провести «Пикник “Афиши”» в 2024 году, но что не позволило провести его в 2023 году?

Исключительно внутренние особенности развития бизнеса. В 2023 году у нас были совершенно другие приоритеты. Мы строили бизнес, решали текущие задачи. Сейчас появилась возможность выделить команду, сфокусироваться [на фестивале]. Не буду скрывать: «Пикник» — не то чтобы наша точка прибыли. Это в первую очередь большое имиджевое мероприятие. Конечно, мы планируем делать его безубыточным, но, если говорить о выручке «Афиши», то это не основное направление. 

Основная статья выручки «Пикника» — это билеты?

Я бы сказал, 50/50. Даже так: 40% — билеты, 40% — спонсоры, 20% — торговля: фудкорт, мерч. Мы заинтересованы в том, чтобы снижать в структуре выручки процент билетов, потому что билеты — рискованная составляющая. К примеру, если будет дождь, то билетов продастся меньше. Эти опасения есть и у нас, и у всех наших коллег по индустрии.

Как я уже говорил, нужно больше качественных мероприятий, чтобы бренды в них больше инвестировали, рос интерес к спонсорским интеграциям. Как ни крути, такие коллаборации в ивенты обходятся брендам дорого, с точки зрения стоимости контакта. Но и качество контакта здесь иное — более близкое к человеку.

Создавая качественное мероприятие и собирая кассу, мы сможем нивелировать риски и не так сильно зависеть от сбора билетов. За границей у самых успешных фестивальных кейсов спонсорские поступления доходят до 70% от общей выручки. Мы работаем в этом направлении, я очень благодарен всем нашим партнерам за то, что поддерживают нас.

Что дает брендам спонсорство на «Пикнике “Афиши”»?

Доступ к аудитории стильного мероприятия с качественно составленным лайнапом. И, несмотря на то что «Пикник» не проводился пять лет и «Афиша» переживала разные моменты в истории, мы видим интерес к фестивалю. Это показывает, что мы на правильном пути.  

«Пикника Афиши» в 2019 году
«Пикника Афиши» в 2019 году

У нас на фестивале будут очень интересные и разнообразные зоны и для взрослых, и для детей. Мы постарались сделать насыщенную программу, чтобы люди два дня могли провести время с семьей. С учетом того, что «Афише» в этом году двадцать пять лет, у нас есть аудитория, которая выросла и даже родила детей, — мы работаем уже и на них.

На детей?

На семьи. По нашим подсчетам, аудитория выросла, многим уже 35+, у кого-то есть дети 10 лет и старше. Как минимум для самых маленьких у нас есть интересные активности.

Правильно я понял: по сравнению с тем же 2019 годом, средний возраст посетителя «Пикника» увеличился?

Не совсем так. Речь про кор-аудиторию — тех, кто с «Афишей» продолжительное время. Если ты обратил внимание на лайнап, у нас много молодых артистов. Мы очень сильно сфокусированы на том, чтобы «Пикник» не был инди-фестивалем для повзрослевших хипстеров. За счет лайнапа, в том числе, мы хотим омолодить аудиторию. 

Как это поженить с сохранением ДНК «Пикника “Афиши”»? 

Мы не считаем, что ДНК «Пикника» — нечто отлитое в граните и абсолютно неизменная величина. Мы считаем, что ДНК любого фестиваля меняется вместе со временем. Это масштабное, стильное, комфортное городское мероприятие. Я еще раз хочу подчеркнуть: в первую очередь — это бизнес, и если меняются обстоятельства, мы меняем концепцию нашего бизнеса, который от них зависит. 

Понятно, что вы не рефлексируете, а многие из тех, кто ходил в 2017 году на Kasabian, как раз-таки рефлексируют... 

Я рассуждаю по-другому. Я хочу, чтобы жизнь вокруг улучшалась. Если есть возможность это сделать через фестиваль, давайте пробовать, а не рефлексировать. Я призываю всех прийти на обновленный «Пикник», а потом уже делать выводы.

Что у «Пикника» эксклюзивного по сравнению с другими фестивалями? В чем его УТП?

Отличный вопрос. Для нас это был некий челлендж: придумать какую-то уникальную историю. Я не могу открывать некоторые ходы, которые мы придумали с коллегами, но хочу сказать, что у нас будет много эксклюзивных программ, коллабов артистов, которые возможны только внутри этого фестиваля.

Когда мы с этой идеей пришли к артистам, сразу сказали, что хотим получить некие эксклюзивы, чтобы их программа [на «Пикнике»] отличалась [от других программ]. Это нормальная стратегия: артист выступает, условно, на VK Fest или на Stereoleto, но у нас он участвует с отдельной программой.

На «Пикнике» вы увидите особенные выступления, которых нигде не видели за лето. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали из-за рубежа. Но наши артисты не уступают в качестве. Это опять же фестивальный продукт. 

Boulevard Depo
Boulevard Depo
Dizzy Dutch Duck
Dizzy Dutch Duck
FEDUK
FEDUK
Pharaon
Pharaon
Pompeya
Pompeya
Минаева
Минаева
Найк Борзов
Найк Борзов

Смотри, Stereoleto приходит в Москву, с другой стороны, «Пикник “Афиши”» приходит в Питер, вижу в этом символизм. Как решились на Питер?

Я не вижу здесь символизма и рассуждаю с точки зрения бизнеса. У нас есть уникальная концепция, известный бренд фестиваля, интерес спонсоров. Мы понимаем, что Питер — это второй рынок в России. Мы видим, что люди из Питера специально едут на фестиваль. Почему бы не дать им локально этот продукт? Тем более мы смогли получить невероятную площадку — Елагин остров, это шикарное место.

Лично я обожаю Питер, это мой любимый город. Считаю, что его потенциал не исчерпан, поэтому мы хотим сделать свой вклад. Приход Stereoleto в Москву я только приветствую. Я давно знаю Илью Бортнюка, это серьезнейший человек в индустрии. 

Как много вызовов стояло перед «Пикником» по возвращении из пятилетнего перерыва? Какой из них был самым сложным? 

Сразу не берем в расчет историю с большими иностранными артистами. Этих артистов нет и на других фестивалях, так что мы — и фестивали, и посетители — здесь в равных условиях. Хочешь поехать на иностранный концерт? Если есть возможность, поезжай, здорово, даже на Kasabian.

А самый большой челлендж — экономический. Соберем ли мы спонсорские [пакеты], будет ли запрос со стороны брендов. Но в итоге интерес превзошел наши ожидания. Мы понимаем, что организация фестиваля — это сложная история, и в принципе «Пикник “Афиши”» всегда был в большей степени имиджевой историей для бренда. С другой стороны, делать фестиваль в убыток, продавать рубль по 90 копеек и радоваться бешеному обороту, как в известном анекдоте, — этим мы заниматься точно не будем.

Я имел в виду другое. Сейчас все фестивали оказались в равных условиях: есть определенный пул артистов, которые хорошо смотрятся на фестивалях, могут собрать людей, условно говоря. Со стороны зрителя может показаться, что раз артистов стало меньше, то конкуренция становится больше и гонорары больше.

Мы такого не заметили. В данном случае конкуренции не было. Допустим, с VK Fest у нас небольшое пересечение по артистам. Про другие фестивали: мне неизвестно о фактах конкуренции, чтобы кто-то у нас увел артиста и прочее. Я лично эти вопросы держу на контроле, со мной согласуется лайнап по каждой сцене. Мы делаем оффер артисту. Я понятия не имею, как он принимает решение, как выбирает между нами и другими фестивалями, которые примерно в это же время проходят. Но, если они выбирают «Пикник», это очень приятно, значит, они видят в нас больше возможности для себя, видят вес нашего бренда. 

Был ли такой артист, которого сильно хотелось пригласить, но по разным причинам это не удалось сделать?

Есть. Я мечтал, чтобы Максим Фадеев выступил у нас на фестивале и исполнил альбом «Ножницы». Вторая идея, о которой я до сих пор мечтаю в рамках фестиваля, — воссоединение группы «Гости из будущего». Это исключительно мои идеи, которые были проверены в рабочем режиме. К сожалению, не смогли договориться. Мне кажется, это были бы достаточно красивые истории, которые стильно бы встроились в наше мероприятие. Я продолжаю мечтать и, пользуясь случаем, говорю: мы открыты, если они прочитают это интервью.

Были ли какие-то внешние факторы, которые мешали пригласить желанных артистов?

Никаких проблем не было, и мне о них неизвестно. Я согласовываю лайнап артистов, исходя из предварительной договоренности, которая была достигнута нашей командой.

В 2024 году стало очень много фестивалей. Чего в этом больше — свидетельства здоровья экономики или всплеска спроса зрителей?

Количество ивентов ровно пропорционально спросу аудитории на них. Не секрет, что в России процент людей, которые ходят на мероприятия, достаточно низкий, если сравнивать с общемировым. Есть невероятная радость в том, что эта ситуация меняется, в том числе при помощи брендов и инвестиций крупных компаний. Благодаря работе московских властей, в столице проводят огромное количество бесплатных уличных мероприятий. 

Считаю ли я, что фестивалей стало слишком много? Нет, я так не считаю. Их должно быть еще больше. Мне кажется, они должны проходить каждые выходные. В течение года, не только летом. Все очень просто: в году в среднем около 50 выходных, мы должны стараться максимально интересно их провести.

Более того, я считаю, нужно организовывать разные мероприятия — не только музыкальные, но и образовательные. Например, Amsterdam Dance Event, где в течение дня проходят как обучающая часть про развитие артистов в сфере электронной музыки, так и много шоу-кейсов. Самый невероятный ивент, который мне удалось посетить, — это эдинбургский фестиваль перформативных искусств Fringe. Там собраны музыканты, театры, независимые мюзиклы, стендап. Он идет целый месяц. В 2019 году, по-моему, был рекорд — 50 тысяч событий в рамках фестиваля. В этом году я собираюсь поехать на него в отпуск после «Пикников» — если мы все хорошо сделаем (смеется). 

Что «Пикник» может дать посетителю в других сферах, помимо музыкальной? Есть планы качественно расширяться?

Хотелось сказать о том, чего не удалось сделать сейчас и нужно попробовать реализовать в будущем. Это отдельная площадка для современных, независимых, городских и других театров. Их поддержка — отдельная миссия «Афиши». Из больших кейсов — мы делали гастроли театра «Практика» в этом году. Я считаю, что людям надо давать не только музыкальный, но и театральный опыт, иммерсивные истории. 

 «Пикника Афиши» в 2019 году
 «Пикника Афиши» в 2019 году

Каких точек роста реально достичь «Пикнику» в ближайшем будущем?

Нам надо придумывать интересные активности вокруг территории проведения фестиваля, добавлять какие-то неожиданные уникальные истории, чтобы удивлять людей. Никого не впечатлишь сценой в поле и фудкортом. Это уходит в прошлое. Надо работать над новым, образовательным контентом. 

Мы обязаны делать интересные логистические штуки, оригинальные ходы, учитывая особенности площадок. Мы должны оправдывать цену билета: люди готовы платить за качественный контент и насыщенный опыт. Хотим постоянно превосходить себя. Это наш первый опыт, и я считаю, у нас отличная команда. Уверен, что в рамках вышеперечисленных направлений мы сможем дальше улучшать качество и повышать статус фестиваля.

Беседовал Владимир Завьялов

"Можно использовать только у нас": сперму Дурова нашли в московской клинике

«Восток — дело не такое уж и тонкое» // Дмитрий Дризе — о последствиях убийства лидера «Хамаса»

Возложение цветов в память о героях Первой мировой войны пройдет около Музея Победы

Инженерно-технический лицей на 2200 мест откроют в Лобне ко Дню знаний

Москва на Moscow.media

Гимназию № 23 в Химках отремонтируют к началу учебного года

«Культура» о самых интересных выставках августа. От японской гравюры до ленинградского андеграунда

Сына экс-судьи Кондрата приговорили к 20 годам колонии по делу об убийстве

Русский зодчий: в Москве определили лучших отечественных строителей

Музыкальные новости

Новости Москвы


Москва

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: В Московском регионе свыше 11,3 тыс. неработающих родителей получают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Москвы на сегодня
Мэр Москвы Сергей Собянин



Rss.plus

Другие новости Москвы

Частные объявления в Москве



Новости от партнёров Russia24.pro


Мода

Эти яркие и стильные вещи украсят ваше лето



Все новости часа на smi24.net

Новости Московской области

Москва

Экс-замглавы Тюменской области пытался уехать на СВО из-под следствия


Москва на Moscow.media <::
:: Москва на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Москвы

Новости Москвы


Москва

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: В Московском регионе свыше 11,3 тыс. неработающих родителей получают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет


Авто в Москве


Спорт в Москве



Новости тенниса


Даниил Медведев

Даниил Медведев вышел в третий круг теннисного турнира Олимпиады-2024


Здоровье в Москве


Экология в Москве


Коронавирус в Москве


Музыкальные новости


Михаил Кутушов

Жара? Пейте горячее! Доктор Кутушов назвал метод спасения от жары


Россия


Rss.plus


Сбербанк

Сбербанк подарил Пскову умный фонтан


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

Meet Rayssa Leal: 16-year-old ‘Little Fairy’ of skateboarding hoping to go one better at Paris 2024 Olympics


Game24.pro