Новое

«Взаимодействие между художниками и учёными»: куратор выставки «Частоты» — об идеях научного искусства

Фестиваль научного искусства «Частоты» открылся недавно в объединении «Выставочные залы Москвы». Автор идеи и куратор фестиваля художник Елена Ковылина в интервью RT рассказала о течении Science Art («научное искусство»). По её словам, работающие в этой области художники должны обладать определённым уровнем научных знаний, а учёные довольно часто становятся авторами художественных произведений. Научное искусство оформилось в отдельное течение в прошлом веке на волне технологических прорывов. Сегодня Science Art по-прежнему актуально, поскольку помогает объяснять сложные научные концепции с помощью понятных визуальных образов.

— В сентябре в «Выставочных залах Москвы» открылся пятый фестиваль научного искусства «Частоты», он продлится до января. Вы автор концепции и бессменный куратор фестиваля. Темы науки, современных технологий, цифровизации представлены и в вашем собственном творчестве. Когда и как у вас возник интерес к этой теме?

— Желание обратиться к научному искусству возникло после долгого периода работы в области современного перформанса. Постепенно я начала задумываться о том, что искусство должно не только оказывать на человека эстетическое воздействие, но и менять его в лучшую сторону, гармонизировать его психоэмоциональное и физическое состояния. Захотелось, управляя процессом воздействия на зрителя, опираться не только на интуицию, но и на научные знания.

Тогда я начала интересоваться наукой на доступном не учёным, а обычным людям уровне. Конечно, меня всегда завораживала фигура Леонардо да Винчи и связанная с ним концепция универсального человека.

Свои первые science-art работы я начала делать совместно с учёными примерно с 2010 года. Это были исследователи в области квантовой физики, экспериментаторы. Я также увлекалась темой воздействия звуков разных частот на мозг человека и темой альфа-ритмов — это колебания электрической активности головного мозга на особых частотах. Поэтому, кстати, фестиваль научного искусства, который я курирую, называется «Частоты». Его идея — развитие взаимодействия между художниками и учёными.

Елена Ковылина (слева) Максим Бут

— Что представляет собой научное искусство, или Science Art, как оно оформилось в отдельное направление?

— Конечно, научные прорывы интересовали художников и писателей всегда. Я уже упоминала фигуру Леонардо да Винчи, но футуристами были также такие авторы, как Жюль Верн, Рэй Брэдбери и многие другие. Есть целый пласт научно-фантастических произведений кинематографа и литературы, это тоже в своём роде Science Art. Однако данный термин всё же в большей мере закрепился именно за произведениями изобразительного искусства.

В своём современном понимании Science Art окончательно оформилось примерно в 1970-е годы. В СССР термин Science Art, конечно, никто не использовал, однако, как и на Западе, научный прогресс был одной из важных тем творчества писателей и художников.

В середине прошлого века сначала в западных странах, а потом и в СССР разгорелась дискуссия о физиках и лириках — то есть о взаимодействии гуманитарной и естественно-научной, технической сфер. Но пока теоретики спорили, на практике искусство и наука в симбиозе родили множество произведений. Естественно, что культура не могла остаться в стороне от таких невероятных событий, как полёт человека в космос, появление кибернетики и т. п. Наука романтизировалась и на волне этого романтизма привлекала деятелей искусства.

В процессе сближения современных технологий и современного искусства и появилось Science Art. Так, например, уже на протяжении почти 30 лет в австрийском городе Линц ежегодно проходит фестиваль Ars Electronica, посвящённый взаимодействию искусства, технологий и социума. То есть тому, как технологии влияют на человеческое общество. А по мере того, как художники осваивают новые технологии, возникают и новые направления научного искусства.

Фестиваль научного искусства «Частоты» Пресс-служба Объединения «Выставочные залы Москвы»

— Насколько активно в России развивается сегодня Science Art?

— Приведу в пример наш фестиваль «Частоты»: без всякого стороннего финансирования он проводится нашими усилиями уже пять лет. То есть научное искусство в целом востребованно, интересно людям. 

Подчеркну, что Science Art — некоммерческое экспериментальное искусство и в мире, и в России. Оно не интересует аукционную индустрию. Как правило, оно развивается при поддержке государства.

— Кто авторы работ — учёные или профессиональные художники?

— Сейчас среди авторов становится всё больше именно учёных, в основном это романтики, которые хотят попробовать себя в искусстве. Среди художников у нас выставляется много начинающих авторов, так что фестиваль позволяет открывать новые имена. В России ниша Science Art пока почти свободна, так что есть возможности для развития.

Есть ли у научного искусства задача популяризировать научное знание?

— Да, оно выполняет очень важную просветительскую функцию. Искусство рассказывает о науке при помощи понятных людям образов. Ещё в прошлом веке наука ушла далеко вперёд, в том числе в своём понятийном аппарате. Люди, непричастные к науке, уже с трудом могут разобраться в научных терминах и концепциях. Поэтому наука нуждается в медиаторах, если можно так выразиться, которые помогли бы донести сложные истины до людей. Например, в области физики за последние десятилетия появилось много новых понятий и терминов, но они так и не визуализированы в лаконичной и образной форме. Это уже задача художников, людей с богатым образным мышлением, которые способны визуализировать абстрактные понятия. Я общалась на эту тему со многими учёными, с представителями научно-исследовательских центров. Они говорят, что потребность в создании наглядных научных иллюстраций, которые были бы понятны даже детям, действительно есть.

— Нужно ли обладать научной подготовкой, чтобы понимать произведения научного искусства? Или создавать такие произведения?

— Есть люди, которые могут создать обобщённый образ явления, даже не зная толком, как это явление устроено. Это подлинный талант, такие люди могут обойтись и без глубокого изучения предмета, чувствуя суть интуитивно. Но в целом научные знания художникам, работающим с научной тематикой, нужны.

РИА Новости Илья Наймушин

— Наука — это область рационального мышления, а искусство оперирует в большей мере эмоциями, чем фактами. За счёт чего им удалось подружиться?

— Всё же это территория искусства, которое апеллирует в большей мере к эмоциям, оперируя образами. Однако современное концептуальное искусство также часто обращается к интеллектуальной составляющей, разрабатывает новые концепции и идеи, анализирует духовные, общественные аспекты. Научное искусство продолжает эти исследования в рамках научной тематики. Высший пилотаж — это когда визуальный образ точно соединяется с концепцией произведения, в полной мере её выражая. К сожалению, так бывает не всегда: есть немало произведений искусства, которые существуют как бы сами по себе, а описание заложенной в них идеи — само по себе.

Но я считаю, что концепции существуют независимо от конкретных авторов, творцов. Идеи, как известно, витают в воздухе, созревают в общественном сознании, а творцы просто выступают в роли медиаторов, формулируют их в виде визуальных образов, литературных произведений, фильмов и т. д.

Приведу в пример мой собственный художественный проект «Артефакты и гаджеты», который экспонировался во Всероссийском музее декоративного искусства. В основе лежала творческая гипотеза, что мы живём в постцивилизации, которая пришла на смену уже когда-то существовавшей развитой высокотехнологичной культуре. А её отголоски дошли до нас через эпос, мифы и сказания народов мира, а также через предметы декоративно-прикладного творчества. Так, вместе с радиоинженером мы перевели традиционные орнаменты и узоры во фрактальные структуры. И уже на их основе нам изготовили на заводе в Зеленограде фрактальные антенны — опыты показали, что все они работают, каждая на своей частоте. Это пример того, как научное искусство осмысляет культурные, исторические и научные явления.

Эксперт Погосян назвал правильный состав докторской колбасы

Неслучайное место. Где творили первые фотографы Симбирска сто лет назад

Преподавательницу по вокалу в Москве арестовали за растление малолетней ученицы

Центр национальных конных традиций на ВДНХ посетили 120 тыс. человек

Москва на Moscow.media

Неслучайное место. Где творили первые фотографы Симбирска сто лет назад

«Мир грёз для коз»: Kozel Безалкогольное и ведущие ...

Синоптик Леус: Магнитные бури уровня G3 обрушатся на Землю в ночь на воскресенье

В Подмосковье на пешеходном переходе сбили женщину с коляской

Музыкальные новости

Новости Москвы


Москва

Нюша, Катя Лель, Хабиб, ST, Виталий Гогунский, Akmal', Елена Борщева, Наташа Краснова спели Арна "карапули" на "Юмор FM"



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Москвы на сегодня

Другие новости Москвы

Частные объявления в Москве



Новости от партнёров Russia24.pro


Мир

Фонд «Зеленая миссия» запустил акселератор для социальных предпринимателей и продолжает прием заявок на участие в конкурсе



Все новости часа на smi24.net

Новости Московской области

Москва

Ефимов: свыше 2 тыс жителей переселяются по реновации на востоке столицы


Москва на Moscow.media <::
:: Москва на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Москвы

Новости Москвы


Москва

Нюша, Катя Лель, Хабиб, ST, Виталий Гогунский, Akmal', Елена Борщева, Наташа Краснова спели Арна "карапули" на "Юмор FM"


Авто в Москве


Спорт в Москве



Новости тенниса


Андрей Рублёв

Рублев рассказал, что ему грозила ампутация после US Open


Здоровье в Москве


Экология в Москве


Коронавирус в Москве


Музыкальные новости


Георгий Данелия

Как Георгий Данелия создал фильм на все времена


Россия


Rss.plus


Александр Бастрыкин

Бастрыкин затребовал доклад по делу о нелегальном детсаде для мигрантов в Москве


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

Game on: Automakers expand video entertainment options in vehicles


Game24.pro