Путешествие по Подмосковью (блог передачи): Выставка в ризнице в Сергиевом Посаде
Путешествие по Подмосковью (блог передачи): Выставка в ризнице в Сергиевом Посаде
Сергиево-Посадский музей-заповедник уже открыл в историческом здании ризницы первую часть ее новой постоянной экспозиции, посвященную периоду по XVII век включительно (о чем подробнее – здесь и в выпуске передачи «Путешествие по Подмосковью» от 5 января).
Теперь в добавление к этому здесь открылась и временная выставка – «Духовное служение. Памяти выдающихся деятелей церкви: святителя Филарета (Дроздова) и преподобного Антония (Медведева)». Первый из них – московский митрополит и настоятель лавры, второй – ее наместник с 1831 по 1877 год.
Митрополит Филарет более всего известен нынешней читающей публике своей заочной полемикой с Александром Пушкиным: это он на стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» ответил своим «Не напрасно, не случайно / Жизнь судьбою мне дана» (ну, полный текст каждый при желании отыщет без труда, как и ответ Пушкина на этот ответ – «В часы забав иль праздной скуки...»).
Интересно, что оба героя данной выставки представлены на хранящейся в Сергиево-Посадском музее картине неизвестного художника XIX века «Император Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой лавры» (она тоже присутствует в экспозиции).
Ризница, как мы знаем, это хранилище реликвий и сокровищ. Уже открытая средневековая экспозиция нам показывает это во всей красе блеска золота и драгоценных камней.
Тут мы попадаем в XIX столетие. И посмотрим на экспозицию внимательнее.
Часть представленного – облачения и богослужебные предметы, они в принципе с годами меняются меньше (ну разве что античный меандр на кайме – отпечаток классицизма).
А вот с декоративно-прикладным искусством в лавре этого периода вышло интереснее. Оба ее лидера проповедовали в этом плане аскетизм – отдавали предпочтение художеству, а не стоимости, вплоть до того, что просто отказывались принимать «вклады» – то есть дары монастырю – из драгоценных материалов Так что мы – не без удивления – видим дерево, стекло, поделочный камень, кость, перламутр, фарфор, но никак не золото с серебром. А вот в плане стиля – тут смешение и классицизма, и барокко, и зарождающегося «историзма».
Вот еще любопытный пример – лампада, устроенная по типу миракля. Ее основное изображение – «Тайная вечеря», написанная маслом, плюс навершие с резным рельефным изображением. Жаль, что в экспозиции это не подсвечено, но составить представление о столь любопытной работе все-таки можно.
Всего на выставке около семи десятков предметов, большая часть из которых ранее не экспонировалась. Выставка будет открыта до августа.
Резонный вопрос: как это посмотреть. Тут два варианта. Во-первых, мы помним, что посещение постоянной экспозиции XIV-XVII веков возможно только в составе экскурсионных групп.
Так вот, после такой экскурсии можно посмотреть и временную выставку (она в отдельном зале) самостоятельно.
Второй вариант – посмотреть эту выставку в составе специальной тематической экскурсионной группы.
Пока для периода XVIII-XIX веков это лишь временная выставка, небольшая и прежде всего мемориального характера. Будущая, расширенная экспозиция ризницы в Сергиево-Посадском музее-заповеднике откроется, вероятно, уже летом.