Все, что известно о режиссере Кире Коваленко, получившей Гран-при Каннского кинофестиваля
Кира Коваленко обучалась режиссуре у Александра Сокурова
Кира Коваленко родилась на Северном Кавказе, в Нальчике. В подростковом возрасте ее не слишком интересовало кино. «Честно говоря, я никогда не хотела быть режиссером», — призналась она в интервьюVariety. Но все же девушка оказалась в мастерской Александра Сокурова —режиссера «Фауста», в 2011 году удостоенного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. «Сокуров был требовательным, строгим, и нам иногда было трудно выполнить то, чего он хотел, — поделилась Кира. — Он всегда говорил нам, что мы должны рассказать ему больше о себе: "Покажите нам, как вы любите, покажите нам, как вы живете, как вы относитесь друг к другу, что происходит в ваших семьях". Это всегда было для меня самой важной задачей». На одном курсе с Коваленко учился и Кантемир Балагов —режиссер фильма «Дылда», получивший приз за лучшую режиссуру в Каннах в 2019 году и претендовавший на «Оскар», ипо совместительствувозлюбленный Киры.
Ее фильмы вдохновлены личным опытом
Окончив режиссерский курс, Кира Коваленко скоро приступила к работе над первым полнометражным фильмом «Софичка» по одноименной повести писателя Фазиля Искандера. Съемки прошли в Абхазии — консервативной, патриархальной, преимущественно мусульманской стране, — что, по признанию Коваленко, оказалось сложнойзадачей для женщины-режиссера. «Софичка» была показана на Таллиннском кинофестивале в 2016 году и получила сразу несколько наград, включаялучшую режиссуру в Дублине-2017. Работая над следующей картиной, «Разжимая кулаки», режиссер по-прежнему осталась привержена месту, которое ее сформировало. «Северный Кавказ —это место, где люди очень не любят говорить о своих сложностях. Темы, которые я поднимаю в фильме, могут быть проблематичными, —рассказала она в интервью Variety. — Но мне очень нравится это место, это моя родина. И я чувствую себя комфортно, говоря о ее проблемах». «Самым большим вызовом для меня была постоянная борьба за то, чтобы превратить чувство собственной уязвимости, слабости и беспомощности в художественную форму, — добавила она в интервью Women and Hollywood. —В целом, я чувствую, что создание фильма — это постоянная борьба: борьба за каждый кадр, борьба с обстоятельствами и, самое главное, борьба против самого себя».
«Разжимая кулаки» —это правда о Северном Кавказе, которую замалчивают
Смысловым центром фильма «Разжимая кулаки», получившего Гран-при конкурса «Особый взгляд», стала историяАды(Милана Агузарова) —кавказскойдевушкииз небольшого города в Северной Осетии, Мизура. Она живет с консервативнымстрогим отцом Зауром и двумя братьями. Когда старшийуезжает в другойгород, девушка начинает строить планпобега. Но все усложняется тем, что Аде придется оставить младшего, которомуона заменила мать. К тому жеотец, все еще считающий дочь ребенком, забрал ее паспорт. В интервью «Новой газете» Кира Коваленко призналась: «Мы же читаем, слышим из первых уст эти страшные истории, в том числе о насильственном возвращении дочерей домой. При этом узнаем гораздо меньше того, что происходит на самом деле— многое замалчивается. Я рассказываю то, о чем думаю, что знаю, что волнует, мучает. И никогда не задаюсь специально какими-то социальными вопросами, меня интересует только человек».
Коваленко продолжит работать в России
Сразу после премьеры картины в Каннах Кира Коваленко улетела в Россию на съемки следующего проекта. А награду за нее принял продюсер Александр Роднянский. О новом фильме режиссера не известно ничего, кроме того, что в нем снова так или иначе появится Северный Кавказ и очень личные, особенные проблемы его народа со своим неподражаемым мировоззрением, традициями и обычаями. «В 18 лет я бунтовала — хотелось бури. Перемен. Не хотелось там [на Северном Кавказе] жить, ничего там не любила. Было противостояние вещам, обычаям, меня сковывавшим. Сейчас наблюдаю за собой и фиксирую, как меняется мое мировоззрение, желания, упования, —рассказала она в интервью «Новой газете». — Где хотелось бы конкретно жить, не знаю, но то, что всегда буду возвращаться на Кавказ… Что только там буду черпать ценное, необходимое мне — точно. Признаюсь: в какой-то другой стране жить не смогу».