Татьяна Касаткина - о ХХII Международных достоевских чтениях в Старой Руссе
22-24 апреля 2020 года в городе Старая Русса Новгородской области в Музее романа «Братья Карамазовы» пройдут ХХII Международные чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века». Организаторы научной конференции: Новгородский музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. Конференция проводится при финансовой поддержке фонда «Русский мир». Телеграм-канал "ЯМудрый" спросил (https://t.me/novsuru/81) научного руководителя чтений, доктора филологических наук, заведующую центром "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председателя Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН Татьяну Касаткину - чем эти чтения отличаются от обычных конференций и насколько важно их проведение именно в Старой Руссе?
Татьяна Касаткина: "«Обычные конференции» - это все же сильное упрощение, конференции проходят очень разные, но, в общем, вопрос понятен. Думаю, прежде всего, эти чтения, проходящие уже 21 год и начинавшиеся в свое время как круглый стол для старшеклассников (и постепенно развившиеся в общее дело средней школы, высшей школы и академической науки: в заинтересованный диалог людей разных возрастов, образования, национальных культурных традиций), отличаются сочетанием обучающей и научной составляющих. Каждый доклад сопровождается обсуждением, по времени – не меньшим, чем время самого доклада. Задаются вопросы по постановке проблемы, по главным положениям доклада, уточняются источники сведений и логика умозаключений. Выдвигаются встречные предположения и гипотезы. Словом, человек оказывается в круге сомышленников, показывающих ему возможные еще варианты развития его темы, которые он вряд ли бы увидел, если бы на нее не посмотрели другими глазами/глазами другого.
С той же целью всегда объявляется центральное для Чтений произведение Достоевского: его читают все участники, даже если сами они пишут доклады по другим текстам. По этому произведению проводится круглый стол, где становится очевидно, насколько разные ракурсы одного и того же текста открываются разным людям; становится очевидно, что мы друг для друга – возможность, а не препятствие, не утеснение; что мы не вытесняем друг друга, предлагая замеченное нами – а предоставляем друг другу дополнительное пространство видения и понимания, - словом, становится очевидна польза сотрудничества, а не соперничества. И все это возможно, если в центре общего внимания – авторская позиция, выражаемая в полноте лишь всей сложностью художественного текста, а не стремление читателя и исследователя продемонстрировать себя и утвердиться за счет автора и других участников конференции.
Вот это внимание к автору, методологически важное для того способа работы с текстом, который основополагающ для нашей конференции, и делает столь важным проведение Чтений в Старой Руссе – единственном месте на земле, где у Достоевского был, пусть и очень недолгое время, его собственный дом. Дом – это ведь отображение и выражение личности человека, той личности, которая очень непростым образом соотносится с тем, что мы называем «автором текста», поднимающимся в своем творчестве над ограничениями своего «я». А теперь там есть еще и музей романа «Братья Карамазовы» – и разница между писателем в пределах его повседневной биографии (того, что Достоевский называл «насущным видимо-текущим») и автором в пределах текста, достигающим самых глубинных слоев бытия, его «концов и начал», стала наглядной".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Татьяна Касаткина: "«Обычные конференции» - это все же сильное упрощение, конференции проходят очень разные, но, в общем, вопрос понятен. Думаю, прежде всего, эти чтения, проходящие уже 21 год и начинавшиеся в свое время как круглый стол для старшеклассников (и постепенно развившиеся в общее дело средней школы, высшей школы и академической науки: в заинтересованный диалог людей разных возрастов, образования, национальных культурных традиций), отличаются сочетанием обучающей и научной составляющих. Каждый доклад сопровождается обсуждением, по времени – не меньшим, чем время самого доклада. Задаются вопросы по постановке проблемы, по главным положениям доклада, уточняются источники сведений и логика умозаключений. Выдвигаются встречные предположения и гипотезы. Словом, человек оказывается в круге сомышленников, показывающих ему возможные еще варианты развития его темы, которые он вряд ли бы увидел, если бы на нее не посмотрели другими глазами/глазами другого.
С той же целью всегда объявляется центральное для Чтений произведение Достоевского: его читают все участники, даже если сами они пишут доклады по другим текстам. По этому произведению проводится круглый стол, где становится очевидно, насколько разные ракурсы одного и того же текста открываются разным людям; становится очевидно, что мы друг для друга – возможность, а не препятствие, не утеснение; что мы не вытесняем друг друга, предлагая замеченное нами – а предоставляем друг другу дополнительное пространство видения и понимания, - словом, становится очевидна польза сотрудничества, а не соперничества. И все это возможно, если в центре общего внимания – авторская позиция, выражаемая в полноте лишь всей сложностью художественного текста, а не стремление читателя и исследователя продемонстрировать себя и утвердиться за счет автора и других участников конференции.
Вот это внимание к автору, методологически важное для того способа работы с текстом, который основополагающ для нашей конференции, и делает столь важным проведение Чтений в Старой Руссе – единственном месте на земле, где у Достоевского был, пусть и очень недолгое время, его собственный дом. Дом – это ведь отображение и выражение личности человека, той личности, которая очень непростым образом соотносится с тем, что мы называем «автором текста», поднимающимся в своем творчестве над ограничениями своего «я». А теперь там есть еще и музей романа «Братья Карамазовы» – и разница между писателем в пределах его повседневной биографии (того, что Достоевский называл «насущным видимо-текущим») и автором в пределах текста, достигающим самых глубинных слоев бытия, его «концов и начал», стала наглядной".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky