Новое

Десять роялей и один маленький орган: что ждёт слушателей в уникальном концертном пространстве новосибирского бизнес-центра?

На культурной карте Новосибирска появилась привлекательная и не совсем обычная локация - концертная площадка в бизнес-центре. Камерная сцена «Арт-Лига» в бизнес-центре «Лига-Капитал» открыла свои двери для любителей классической музыки и других видов искусства. Концерт-презентация нового музыкального пространства удивил зрителей: на сцене одновременно на восьми раритетных роялях играли восемь пианистов. О новой концертной локации, её уникальной акустике и репертуарных планах «Континенту Сибирь» рассказал известный российский пианист, солист Новосибирской филармонии и резидент культурного пространства «Арт-Лига» ДМИТРИЙ КАРПОВ.

- Дмитрий, совсем недавно вы презентовали в Новосибирске новую концертную площадку «Арт-Лига» в бизнес-центре «Лига-Капитал». Как известно, любое серьёзное дело начинается с идеи. Кто автор идеи создания этого культурного пространства? Кто продюсирует проект «Арт-Лига»?

- Верно. Идея - это очень важно. Но в данном случае всё начиналось не с идеи создания зала, а с уникальной коллекции. Дело в том, что в новосибирском бизнес-центре «Лига-Капитал» хранится собрание замечательных инструментов - десять прекрасных старинных роялей разных всемирно известных фирм. Коллекционер - известный предприниматель Александр Эллерт, владелец бизнес-центра «Лига-Капитал». Именно ему принадлежит идея создать пространство, в котором коллекционные инструменты зазвучат в полную силу, а не будут просто предметами мебели, пусть и весьма изысканными. Он же продюсирует развитие этой площадки.

- Почему именно вам доверена миссия презентации нового зала? Какова ваша роль в этом проекте?

- Помимо продюсера развитием камерного зала «Арт-Лига» занимаются две ключевые фигуры - художественный руководитель и арт-директор. Арт-директором зала является Инга Робиньш, а я руковожу художественной частью. Мои задачи - концептуальное наполнение репертуара, сотрудничество с музыкантами, артистами, участие в концертах, одним словом, всё, что связано с собственно творческими процессами.

- Интересно, что бизнес-центр «Лига-Капитал» построен в 2011 году, а концертная площадка «Арт-Лига» открывается для новосибирцев и гостей города в 2024-м. Что было в этом зале до сегодняшнего дня?

- Вы правы, «Арт-Лига», как и бизнес-центр, существует уже много лет. Лично я как концертирующий музыкант давно являюсь резидентом этой площадки. Отчасти данное обстоятельство и способствовало тому, что именно мне в итоге было предложено заняться художественным руководством «Арт-Лиги». Разница лишь в том, что до настоящего времени эта локация функционировала только как корпоративная площадка. Доступ - для избранных. Сейчас это открытое общественное пространство для всех ценителей камерной музыки. Билеты поступают в свободную продажу.



- Кстати, о билетах. Насколько демократичны цены на концерты в бизнес-центре?

- Актуальная стоимость колеблется в районе полутора - двух тысяч рублей за билет.

- Не слишком дёшево, правда?

- На мой взгляд, это далеко не самая высокая в городе стоимость билетов на концертно-театральные события.

- По сравнению с ценами, например, на спектакли МХАТа Горького в НОВАТе билеты в «Арт-Лигу», конечно, почти даром. Но неужели в Новосибирске не хватает камерных залов? За счёт чего «Арт-Лига» будет выдерживать конкуренцию?

- Камерные залы в нашем городе, их акустические характеристики и техническое состояние - это отдельная большая тема, которую, к сожалению, почему-то никто не поднимает. Ни власть, ни СМИ. Сами музыканты молчат, всё боятся чего-то, да и зритель привык, уже не жалуется. А проблема есть. И проблема большая, реальная. Например, камерный зал филармонии в Доме Ленина изначально задумывался как театральная сцена. Это бывший ТЮЗ. Акустика здесь другой природы, она не музыкальная. Ситуация с залом имени А.М. Каца не лучше. Вспомните, сколько критики было в адрес этой концертной площадки. В том же здании на этапе проектирования даже не было заложено пространство для полноценного камерного зала. Что помешало проектировщикам, не знаю. В итоге, помимо большого зала, здесь всё-таки сделали камерный зал - круглую сцену, однако на ней невозможно играть, акустика ужасная. Исполнители, конечно, приспосабливаются, но это же несерьёзно. Подобные примеры можно перечислять долго.

Фото Михаила Перикова

- Признаться честно, ситуация парадоксальная.

- Именно! В огромном городе с такими мощными музыкальными традициями почти нет залов малой вместимости, акустика которых позволяет играть камерную музыку без звукоусилительного оборудования. Одно дело - играть с подзвучкой, в микрофон, совсем иное - живой, летящий звук, естественным образом заполняющий концертное пространство. В Новосибирске очень много именно небольших, камерных коллективов, исполняющих инструментальную и вокальную академическую музыку. Но играть, фактически, негде. Эта ниша пуста. При таком странном положении дел «Арт-Лига» - просто спасение и для музыкантов, и для слушателей. Здесь прекрасная акустика, не требующая никакого звуко-технического усиления, отличная система освещения, замечательная салонная атмосфера. Я думаю, что о технических характеристиках зала и количестве посадочных мест вам точнее расскажет арт-директор площадки Инга Робиньш.


Наш гид во время. Где был Моцарт, когда убивали Командора, и что делал Вивальди 24 февраля? Продолжение сериала

- Давайте вернёмся к коллекции музыкальных инструментов. Чем она замечательна и неповторима?

- Рояли из этого собрания действительно уникальные, с историей. Самому старому, а лучше сказать старинному инструменту фирмы «Дидерикс» исполнилось 184 года. Ещё один инструмент некогда принадлежал моему учителю, легенде новосибирской пианистической школы и профессору Новосибирской консерватории Мери Симховне Лебензон (1931-2020). Среди коллекционных роялей есть также два инструмента знаменитой американской фирмы «Steinway», высоко ценящейся среди профессиональных пианистов. Каждый инструмент по-своему хорош и интересен. Все рояли прошли детальную реставрацию и как предметы мебели, и как музыкальные инструменты. Меняли всё: струны, колки, молоточки. В итоге удалось полностью их восстановить. Вы присутствовали на концерте-презентации «Арт-Лиги» 25 сентября и были свидетелем того, что восемь из десяти инструментов эксплуатировались, что называется, на полную катушку. Теперь это абсолютно рабочие рояли, настоящие концертные инструменты, а не просто предметы мебели или музейные экспонаты. Столь глубокая и основательная реставрация роялей стала возможна благодаря Константину Ломатченко - настройщику новосибирского оперного театра. Константин продолжает оберегать эту коллекцию, следит за состоянием инструментов, занимается их подстройкой.

- Все рояли выглядят и звучат потрясающе, но один из них ярко-красного цвета. Как-то даже неприлично смотрится на сцене.

- Ну и что. Должна же быть и в академической музыке какая-то «перчинка». Между прочим, кроме десяти роялей в той же коллекции оказался маленький орган, правда, без традиционной для этого инструмента ножной клавиатуры. У нашего органчика есть только мануалы - клавиатуры для рук. Зато орган аутентичный, духовой, не электронный.

Мировой премьеры мало. Репин – музыка – новосибирцы: фестивальные заметки на полпути

- Где хранится такое количество инструментов? Не могут же они постоянно занимать сцену «Арт-Лиги»?

- Не забывайте, что «Арт-Лига» располагается в бизнес-центре. Здесь много технических помещений, где могут храниться инструменты, а кроме того, в бизнес-центре «Лига-Капитал» есть холлы, где раритетные рояли смотрятся как дорогое украшение интерьера.

- Как Вы планируете задействовать коллекционные инструменты в концертной деятельности?

- Ближайшие репертуарные планы таковы. 17 октября на сцене «Арт-Лиги» будут стоять четыре рояля. «Джаз замечательных людей» - так называется этот концерт с элементами моноспектакля. Мне выпадет счастье играть вместе с замечательными пианистами Евгением Серебренниковым, Игорем Дмитриевым и Алексеем Пыстиным. В концерте принимает участие джазовая дива Новосибирска Елена Забарская и великолепный музыкант и рассказчик Андрей Иноземцев. 30 октября состоится презентация роялей «Арт-Лиги». Будем вслушиваться в звучание отдельных инструментов. Хочется, чтобы новосибирские ценители фортепианной музыки услышали «голос» каждого рояля из этой коллекции, уловили нюансы, почувствовали особенности тембра разных инструментов, собранных в бизнес-центре «Лига-Капитал». 14 ноября пройдёт очередной сеанс одновременной игры на восьми роялях - такой же концерт, которым мы открыли сезон.

- Что дальше? Каким планируется забег на дальние дистанции?

- Если говорить о более отдалённой перспективе, «Арт-Лига» будет развиваться очень разнопланово: и как камерная площадка для академической музыки, и как центр джазового исполнительства, и как театральное пространство. Духовой орган, о котором я уже рассказал, тоже вскоре станет «главным героем» этой сцены. Мы планируем цикл органных вечеров с участием ведущих музыкантов Новосибирска, а затем и органистов из других городов. Вообще говоря, технические возможности и акустические характеристики этого пространства, на мой взгляд, столь хороши, что оно должно занять позицию одной из лучших камерных площадок Новосибирска. Более того, я считаю, что «Арт-Лига» имеет все шансы стать не только первоклассной концертной локацией, но и настоящим культурным центром - местом встречи и сотворчества представителей разных искусств.

Ставки вверх: что происходит с арендой офисов в Новосибирске и поменяет ли ситуацию запуск новых проектов?

- Нынешний концертный сезон в «Арт-Лиге» открылся сеансом одновременной игры на восьми роялях. Сразу восемь роялей на одной сцене, да ещё и камерной. Такие прецеденты в мире музыки вообще есть?

- Точно знаю, что это большая редкость. Как правило, в концертах участвуют одновременно не более четырёх инструментов. Мне известен один случай, когда на музыкальном фестивале в Вербье в Швейцарии был аналогичный концерт, но восемь инструментов туда привезли специально, только на одно выступление. Это была разовая акция. Мы же в «Арт-Лиге» презентовали не только сам зал, но и прекрасную коллекцию роялей, которая здесь же и остаётся. Повторюсь, что все десять роялей будут активно использоваться в концертной деятельности.

- С какими техническими трудностями Вы столкнулись при подготовке такого концерта?

- Трудностей было немало. Ну, во-первых, настройка каждого инструмента в отдельности - одна история, а их подстройка для совместного звучания - совершенно иная, более сложная задача. Во-вторых, думаю, вы заметили, что во время концерта крышки всех роялей были открыты. Это значит, что в процессе выступления восемь пианистов практически не видели друг друга. Но по-настоящему слаженная игра невозможна без полноценного визуального контакта всех исполнителей, поэтому мы разработали условные знаки-сигналы, с помощью которых общались во время выступления.

- Что за сигналы?

- Нет, не расскажу. Пусть это останется нашим профессиональным секретом.

Последний день Заречья. Пепел и галоген в «Красном факеле»

- На концерте-презентации «Арт-Лиги» прозвучали известные и популярные произведения, но в основном не фортепианные, а симфонические. Кто же делал их переложения для восьми роялей?

- Всё верно, на концерте были представлены такие шедевры симфонической музыки, как увертюра к опере Моцарта «Милосердие Тита», вальс из балета Чайковского «Спящая красавица», «Болеро» Равеля, «Время вперёд!» Свиридова, «Танец с саблями» Хачатуряна и другие произведения. За подбор нотного материала, переложения и обработки, выгодно подчёркивающие фактуру музыкальной ткани, отвечал я как художественный руководитель. В качестве основы взял переложения для четырёх роялей, но пришлось вносить коррективы, которых потребовало звучание целого «оркестра» из восьми роялей. Скажу прямо, мы с коллегами-пианистами, когда готовили выступление на восьми роялях, даже немного опасались, что акустика «Арт-Лиги» слишком хороша для одновременной игры на таком количестве инструментов. Боялись, что в зале будет стоять гул. Опасения не оправдались. Всё прошло замечательно, как мне кажется. И, конечно, этот концерт не состоялся бы без активного участия моих друзей и коллег-пианистов: Марка Парфенова, Германа Таразанова, Павла Третьякова, Валерии Гильдебрандт, Надежды Карповой, Александра Усика, Лейлы Нахметовой, а также солиста Новосибирского симфонического оркестра Станислава Торского (ударные инструменты). Почти все названные пианисты, игравшие на сцене в этот вечер, как и я, являются учениками Мери Лебензон. Мы принадлежим к одной пианистической школе, хорошо понимаем и чувствуем друг друга в музыкальном плане, да и в человеческом тоже. Я очень рад разделить с ними успех этого выступления.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Инга Робиньш,
арт-директор культурного пространства «Арт-Лига»:

- Наш зал относительно небольшой. Его площадь составляет 400 квадратных метров. Поскольку сцены в её традиционном понимании как возвышающейся над залом площадки здесь нет, а зрительские кресла мобильны, пространство можно трансформировать. При разных вариантах рассадки в зал могут войти от 40 до 150 зрителей. Например, наши сеансы одновременной игры на восьми роялях подразумевают круговую рассадку, когда сцена находится в центре зала, а зрители сидят в несколько рядов по периметру. Причём небольшие размеры зала в данном случае являются его преимуществом, поскольку даже задние ряды расположены довольно близко к сцене и музыкантам. Во-первых, всё слышно, акустика прекрасная. Во-вторых, для зрителей такая близость к сцене всегда очень желанна: можно увидеть руки пианистов, рассмотреть музыкальные инструменты. Большое значение имеет осветительная система зала. Освещение модульное, многоуровневое, а значит, его можно менять под конкретный вариант трансформации зала. За счет таких технических характеристик мы имеем довольно широкие репертуарные возможности. Планируется развитие зала «Арт-Лига» в качестве площадки для исполнения классической камерной музыки и как точки притяжения джазовых музыкантов. Отдельное направление - реализация театрально-концертных проектов, в том числе моноспектаклей, малых театральных форм, музыкально-поэтических вечеров.

Юрий Горлатых,
директор Новосибирского областного театра кукол:

- Мне довелось побывать на открытии сезона в зале «Арт-Лига». Это моё первое знакомство с залом, ранее я здесь никогда не бывал. Впечатления остались разнообразные. Назвать «Арт-Лигу» классическим концертным или театральным пространством сложно. Но именно нестандартность, новизна и необычность привлекают. Прямо в зале роскошные барные стойки из тёмного дерева, стеллажи с книгами, зеркала. Атмосфера особая. Мне кажется, создатели этого пространства ухватили тенденцию, которая становится всё более актуальной в концертной деятельности и, особенно, в театральной сфере. Например, в нашем театре кукол есть необычный спектакль «Былое и дамы» в жанре «читакль» по произведениям Надежды Тэффи. «Читакль» не предназначен для обычного зрительного зала, у нас он проходит в театральном буфете. Как только я попал в «Арт-Лигу», у меня сразу созрела идея: это пространство идеально подходит для нестандартных театральных постановок. Думаю, в наступившем сезоне мы сможем сделать с «Арт-Лигой» совместный творческий проект. Это вполне в наших силах.

Из того, что особенно запомнилось в концерте восьми пианистов, могу отметить отличную находку музыкантов: после окончания первой части концерта они поменялись местами, пересели на новые рояли. Вот если бы после каждого произведения была такая пересадка, то зритель был бы в полном восторге. Тогда слушатели, которые сидели по периметру круглой сцены, могли бы не только насладиться музыкой, но и рассмотреть каждого музыканта, движения его рук, концертный наряд. Ведь это всё очень важно для зрителя, потому что оставляет яркие впечатления.

Кстати, о цене билетов могу сказать, что для концертов такого высокого уровня, мне кажется, стоимость вполне адекватная. На сцене в тот вечер были настоящие мастера. Рояли звучали потрясающе. Подбор репертуара очень грамотный, а программа логически и эмоционально выстроена так, что в завершение концерта зрители совершенно искренне кричали «браво» и аплодировали стоя. Это безусловный успех. У этого зала прекрасное будущее.

Юрий Куликов,
архитектор, дизайнер, руководитель архитектурного бюро YURAKULIKOV:

- Необычный эксперимент. Наверное, единственное место, где можно было услышать все инструменты, - это место барабанщика в центре сцены. Конечно, зал акустически не очень подготовлен, но сам эксперимент победил недостатки зала. Концерт восьми пианистов сравнить не с чем, если честно. По масштабности звучания запомнилось «Время, вперед!». Уникальнейшая вовлеченность и эмоциональность. И ещё, явно не хватило буфета с шампанским.

В Новосибирске завершились работы по благоустройству по ремонту теплосетей

Воспитанникам профильного класса вручили погоны кадета МЧС России

Снег выпал в Новосибирской области

Прокуратура проверила наличие мышьяка в водопроводе: жидкость не пригодна для питья

Moscow.media

В Новосибирске завершились работы по благоустройству по ремонту теплосетей

Дорогу к синхротрону СКИФ реконструируют по нацпроекту

Группа «Эталон» продолжает расти, показывая рекордные результаты по итогам девяти месяцев 2024 года

Прокуратура проверила наличие мышьяка в водопроводе: жидкость не пригодна для питья

Музыкальные новости

Новости Новосибирска


Новосибирск

Выиграй поездку на Like Party «ДЕВИЧНИК»



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Новосибирска на сегодня

Другие новости Новосибирска

Частные объявления в Новосибирске



Новости от партнёров Russia24.pro


Мир

В Москве пройдёт агропромышленная выставка «Золотая осень – 2024»



Все новости часа на smi24.net

Новости Новосибирской области

Новосибирск

Mash: дагестанец напал на мужчину, которого шурин прислал мстить за измену


Moscow.media <::
:: Новосибирск на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Новосибирска

Новости Новосибирска


Новосибирск

«Россети Новосибирск» повысили надежность электроснабжения поселка Мичуринский


Авто в Новосибирской области


Спорт в Новосибирской области



Новости тенниса


ATP

Шанхай (ATP). 1/4 финала. Медведев сыграет с Синнером, Алькарас – с Махачем


Здоровье в Новосибирской области


Экология в Новосибирской области


Коронавирус в Новосибирской области


Музыкальные новости


Сергей Брановицкий

Студия Звукозаписи в Москве. Создание Песен, Музыки, Аранжировок.


Россия


Rss.plus


Никас Сафронов

Турецкий актер Бурак Озчивит побывал на выставке Никаса Сафронова в Петербурге


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

Cyprus Business Now: high rents, financial support to wine industry, PwC’s Academy Business Professionals Certificate


Game24.pro