Когда-то храмы самых разных конфессий строили рядом друг с другом. Утраченное прошлое Омска
Сибирский край всегда был многонациональным. А Омск – многоконфессиональным. Когда-то здесь были земли кочевых народов. Пришли русские, принесли на берега Иртыша имперский флаг и православный крест. Но не было на сибирской земле гонений иноверцев.
Фото автораЗдравствуйте!
Продолжаю рассказ об омских храмах – навсегда исчезнувших, восстановленных, устоявших под ветрами суровой эпохи. Каждый храм – это не только культовое здание, но и жемчужина архитектуры, и памятник истории. За каждым – чаяния, надежды и труд многих людей, имена которых затерялись в суматохе лет.
Российская империя в нашем сознании предстаёт как православная держава, в которой представителям иных конфессий подчас приходилось несладко. Но история омских зданий убедительно свидетельствует о том, что здесь с уважением относились к вере каждого.
Кирха
Среди птенцов гнезда Петрова немало было немцев. Один из них – Иван Дмитриевич Бухгольц – считается основателем Омска. Отряд под его командованием заложил на месте впадения Оми в Иртыш крепость, которая и дала начало городу.
Немцем был основатель первой Омской крепости, и инициатор строительства второй – каменной – тоже. Иван Иванович Шпрингер. При нём был утверждён проект новой крепости, включавший новые ворота, православный воинский собор и лютеранскую церковь имени Святой Екатерины – в честь императрицы.
В петровские времена поступившие на русскую службу немцы часто принимали православие. А при Екатерине немцев в Россию приехало много – значительная их часть заселила Поволжье. Представителей нового российского народа охотно брали на службу, а они служили доблестно и честно. Можно сделать вывод, что в те времена значительную часть гарнизона составляли немцы. По происхождению – немцы, а душой и сердцем россияне.
Иван Иванович Шпрингер не дожил до воплощения своего проекта. После него начальство над Омской крепостью принял генерал фон Штрандман.
Воскресенский военный собор выстроили в 1773 году, а строительство лютеранской кирхи завершили в 1791. Строили без пышности, но аккуратно. Небольшое каменное здание в стиле барокко, увенчанное восьмигранной башней с куполом. В начале ХХ века её заменили готической башенкой с высоким навершием. Среди прихожан кирхи был и знаменитый омский губернатор Густав Христианович Гасфорд, герой Отечественной войны. Как можно заметить, принадлежность к иной конфессии в те времена не мешала продвижению по службе.
Фото из альбома "Старый Омск"Это здание – одно из немногих, сохранившихся доныне. Немногочисленная лютеранская община собиралась здесь и после революции. Но в тридцатых годах кирху закрыли, здание передали на нужды города. Готическая башенка постепенно ветшала, и в семидесятых годах её разобрали. А в здании расположился музей УВД Омской области. Министерство внутренних дел добилось, чтобы здание было признано памятником архитектуры и взято под охрану.
Мечеть
Строили Омскую крепость как защиту от воинственных джунгар и кочевых киргиз-кайсацких родов. Но постепенно растущий город становился местом торговли. Здесь оседали мусульмане, обживались, строили собственные предместья. И в начале ХІХ века представители уважаемых семейств обратились к тогдашнему генерал-губернатору П.М.
Обратите внимание: 1110: Год, когда наша луна исчезла с неба.
Капцевичу с прошением о строительстве мечети. Губернатор ходатайствовал в Сибирский комитет Министерства внутренних дел. Оттуда ответили:Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведен не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года.Основные финансовые тяготы взяла на себя казна, часть денег собрали мусульманские семьи, немалые по тем временам личные средства – 3384 рубля – добавил губернатор.
В 1829 году первая соборная мечеть была построена – монументальное здание в стиле классицизма с элементами традиционной мусульманской архитектуры.
Фото из альбома "Старый Омск"Купол высотой 14 метров и минареты (13 метров) были зелёными. Золочёные шпили венчали белые полумесяцы. Внутри выложили голландские печи
После строительства мечети зажиточные мусульманские семьи стали охотнее присылать детей в Омск на учёбу, не опасаясь, что они поменяют веру. Так в городе оказался сын султана Чокан Валиханов.
Для служения в мечети прибыл представитель высшего духовенства – ахун. Когда в степи в 1840-х годах усилились волнения, только ахун смог уговорить взбунтовавшиеся роды вернуться к местам прежних кочевок. Мечеть была залогом мира между русским городом и южной степью. При ней построили гостевые дома для кочевых вождей, приезжавших в Омск, школу.
Мечеть закрыли в тридцатые годы. А само величественно здание снесли в 1964 году, когда стали застраивать проспект Маркса. Крепкие стены разбирали с помощью тяжёлой военной техники. А фундамент засыпали землёй.
Во внутреннем дворе этого дома, по предположениям краеведов, сохранился фундамент мечетиКостёл
Прямо напротив мечети, как символ единства многочисленных конфессий под крылом Российской империи, в 1860-х годах возвели римско-католический храм. Инициатором выступил омич польского происхождения надворный советник Поклевский-Козелло. Советник мечтал о здании в готическом стиле со стрельчатыми окнами, порталом и окном в виде розы на главном фасаде. Архитектор Сибирского казачьего войска Вершинин воплотил мечту поляка – и среди сибирского города, рядом с казачьим собором, мечетью и зданием Общественного собрания появилось готическое здание. Иконостас расписали ссыльные поляки, по распоряжению властей привезли и собрали орган. С тех пор в Омске не переводятся любители органной музыки.
Фото из альбома "Старый Омск"В 1888 в России произошла крупная железнодорожная aвapия, в которой чудом спаслась царская семья. В честь этого события омские католики собрали деньги на строительство колокольни.
Колокольня костёла. Фото 1920-х годов из альбома "Старый Омск"После революции здание отобрали у католиков и разместили в нём подсобные помещения летнего театра. А в 1965 году уникальную жемчужину сибирской готической архитектуры снесли. На этом месте теперь находится здание ТЮЗа.
Синагога
Здание синагоги в Омске было построено в 1874 году по прошению купца Второй гильдии М.М. Хаймовича на приобретённой им земле. Проект выполнил областной архитектор В.К. Гейде. Здание на кирпичном цоколе, увенчанное восьмигранными башнями с куполами. Украшением здания были окна второго этажа – с подковообразным завершением. Газеты писали, что в декоре присутствуют мавританские мотивы, но местные жители находили, что здание украшено в соответствии с традициями иудаизма. Здание было уничтожено пожаром в 1895 году.
Фото из альбома "Старый Омск!Цените тех, кто рядом, во что бы они ни верили!
Историю омских храмов читайте под рубрикой #омск златоглавый
О Бухгольце, Чокане Валиханове и других людях в истории Омска:
Между храмом и казематом: Омск ДостоевскогоЯМадама11 ноября Омский кадетский корпус: ложка дёгтя в славной бочке мёдаЯМадама16 сентября Старинная Омская крепость. Из четырёх её ворот только одни - подлинныеЯМадама28 августаЕще по теме здесь: История.
Источник: Когда-то храмы самых разных конфессий строили рядом друг с другом. Утраченное прошлое Омска.