Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
«Это большое счастье — вернуться домой», — с этих слов Теодора Курентзиса и началась пресс-конференция, посвящённая Дягилевскому фестивалю. Она проходила в излюбленной атмосфере маэстро: в зале полумрак и сценический туман, небольшое опоздание спикеров, девушки-секьюрити шикали на журналистов, которые хотели тайком сделать фото (дирижёр доверяет только «своим» фотографам).
Художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис щедро одаривал комплиментами Пермь и губернатора Дмитрия Махонина, который, как бы это точнее сказать, чувствовал себя в не совсем типичной атмосфере, сидя на стуле за маленьким барочным столиком. «Дягилевский фестиваль — главный проект, который я создал за последние 10 лет, поэтому это большое счастье, что мы сюда вернулись», — говорил Курентзис.
«Фестиваль — это не приглашённые артисты и события, а особая атмосфера. Поэтому фестиваль не мой, а ваш. Моя работа — создавать эту атмосферу», — говорил Курентзис. Он также заявил, что появилось много фестивалей, которые копируют эту атмосферу 10-дневного Дягилевского.
В дальнейшем проведением и развитием фестиваля займётся специально созданный фонд. Об этом сказал губернатор Дмитрий Махонин. Задача фонда — проведение фестиваля, обучение юных дарований и сохранение в крае культурных объектов, которые связаны с именем Сергея Дягилева.
Фестиваль должен быть насыщен не только культурными событиями, он должен решать вопросы привлечения детей к искусству и музыке, сказал Махонин. По его словам, Курентзис изъявил желание заниматься с подрастающим поколением. В этом году в Перми будет построена новая музыкальная школа, в ней маэстро планирует проводить мастер-классы.
Третье направление фонда — сохранение культурных объектов, которые связаны с семьёй Дягилева. Это усадьба, которая требует восстановления, и Дягилевская гимназия.
Руководство края намерено привлечь инвесторов для создания фонда Дягилевского фестиваля. «Сейчас мы проводим консультации с крупнейшими финансовыми организациями и промышленниками Пермского края и будем приглашать их участвовать в наблюдательном совете фонда», — отметил Дмитрий Махонин. По его словам, вопрос должен быть решён в течение года, «предстоит решить много юридических нюансов».
Отныне фестиваль будет проходить два раза в год: летом публика увидит большой 10-дневный, а в декабре — 3-дневный «Дягилев+», сказал губернатор.
Ни одно событие Дягилевского фестиваля в этом году не проходит в Пермском театре оперы и балета. Две основные площадки — ДК Солдатова и Завод Шпагина. По словам Курентзиса, это сознательный шаг: «Проводить фестиваль в театре, где нет руководства, — риск, поэтому мы создавали программу, которая не нуждалась в Пермском театре оперы и балета».
Чтобы создавать фестиваль, нужно слияние эстетики и видения, а если этого нет, фестиваля не получится, дополнил он: «Когда я был руководителем театра и фестиваля, такое слияние было, а сейчас я не знаю, может ли это быть». По словам Теодора Курентзиса, Пермский театр оперы и балета должен научиться развиваться без его участия.
«Артёма Абашева (главного дирижёра Пермской оперы, — Прим. ред.) и других людей я пригласил в театр. Но они „дёргаются“, когда их ассоциируют со мной. Они хотят своей жизнью жить, а не быть всё время тенью Теодора. И это правильно. Поэтому им нужно дать пространство для развития. А у нас есть определённая эстетика, и если то, что они делают, нам подходит, значит я буду счастлив и рад их подключать».
Он также добавил, что хороший фестиваль — это фестиваль, который следует внутренней линии, но при этом всегда обновляется. «А значит и театр должен следовать линии качества, но при этом постоянно обновляться. Как знать, может быть, ключ к этому обновлению и есть мой уход? Это покажет время», — сказал Курентзис.
На данный момент Оперный театр является организатором Дягилевского фестиваля, бренд принадлежит театру, а дирекция фестиваля — структурное подразделение театра, ответили на запрос интернет-журнала «Звезда» в краевом минкульте и Пермском театре оперы и балета. На вопрос, почему Теодор Курентзис заявил на пресс-конференции, что театр не участвовал в подготовке фестиваля, там затруднились ответить.
«Руководитель театра отвечает за административно-организационную часть (вместе с дирекцией фестиваля). За художественные и организационные вопросы отвечают дирекция и художественный руководитель. Фестиваль имеет бюджетное финансирование, а также спонсорские средства и собственные средства театра», — уточнили в краевом минкульте.
Сразу после Дягилевского фестиваля в Пермском театре оперы и балета 25 и 26 июня пройдут премьерные показы оперы «Иоланта». Для выпуска спектакля требуется почти две недели репетиций на сцене. Чтобы обеспечить эту работу, было решено задействовать площадки, на которых уже ранее проходили события Дягилевского фестиваля, добавили в краевом минкульте.
«Для каждого мероприятия были подобраны оптимальные варианты площадок. Мероприятий, для которых потребовалось бы проведение именно на сцене театра, в программе фестиваля нет», — сказали в пресс-службе Пермской оперы.
Симфонические концерты открытия и закрытия Дягилевского фестиваля пройдут во Дворце культуры им. Солдатова. Его зал вмещает больше зрителей, чем зал Театра оперы и балета, здесь 1 100 мест (в зале театра 843 места) — благодаря его использованию большее число зрителей сможет увидеть события фестиваля. На время его проведения на сцене ДК устанавливается акустическая ракушка театра, дополнили в пресс-службе Пермской оперы.
Сам Теодор Курентзис не намерен вовращаться в Пермский театр оперы и балета. Он сказал, что это первый год его жизни, когда он не участвует в оперных постановках: «Когда ты свободен, ты постоянно мечтаешь об опере, а когда ты в опере, ты всегда мечтаешь о свободе». Курентзис также рассказал о том, что думает о сегодняшнем положении дел в Пермской опере:
«В театре работают новые люди, и мы должны им оказать доверие. В каком-то смысле я житель этого города. И я буду рад, если в театре будут качественные постановки. Как зритель и житель города, я об этом мечтаю. Но у меня сейчас другой период. А театру нужно дать возможность создать своё».