Почему строительство высотки на кромке долины Егошихи — это плохо для Перми. Объясняют историк архитектуры, писатель и журналист
Павел Гнилорыбов, историк, писатель, главред проекта «Архитектурные излишества»
— У каждого города есть свой капитал — в том числе архитектурный. Он привлекает не только туристов, но и приезжающих в командировки, деловые поездки. И даже города, которые начинаются со сталинских домов, стараются «причесать» себя. А Пермь, город с 300-летней историей, раз за разом уничтожает свои панорамные виды, скайлайн, сложившуюся небесную линию. И это не может не огорчать.
В Перми прекрасно представлена застройка XIX века, благодаря усилиям губернатора Карла Модераха. В Перми классный конструктивизм 20-30-х годов XX века. И если уж строить высотки, то не в историческом центре, а на окраине. Это архитектурная политика во всем мире. Заработать денег и потерять исторический облик в краткосрочной перспективе — это самая простая идея. А сохранить исторический облик города, проложить маршруты и написать путеводители — это долго и сложно.
В отличие от других Поволжских городов, в которых есть сочетание большой реки с городом, Перми есть уникальное и редкое сочетание большой реки Камы и долин малых рек. И пользоваться прорехами в законодательстве, которые написано несколько лет назад, чтобы продать квартиры в 18-этажке на кромке реки Егошихи — это не комплиментарно по отношению к своему городу.
Александр Михайлов, историк архитектуры
— Говоря о новом доме на бульваре Гагарина, стоит обратиться чуть назад и поговорить об истории микрорайона Городские горки. Он был предусмотрен под городскую застройку в конце двадцатых годов и там предполагалась создать новый центр города — эта роль отводилась ему в градостроительных планах начала тридцатых годов. Тогда же начали разбирать деревянные строения и, видимо, вырубать хвойный лес по кромкам долины Егошихи — по крайней мере части этого леса мы можем увидеть на фотографиях двадцатых годов. Ближе к Разгуляю располагалась деревня Городские горки и в ней в 1929 году было 100 домов, а центральной улицей была нынешняя Фрезеровщиков (по сведениям, которые приводит краевед Виктор Семянников, ссылаясь на исследователя Мотовилихи Игоря Кетова).
В связи с войной, начавшаяся было строительство нового центра на Горках приостановили, а по новому градостроительному плану 1949-го года новый центр переехал на Комсомольский проспект по направлению к Пермскому моторному заводу.
На застройке Городских горок это сказалось не лучшим образом. Историк архитектуры Александр Терёхин в книге «Пермь: очерк архитектуры» 1970-го года пишет: «Схематичная планировка кварталов, однообразное расположение зданий Городских Горок не позволяют считать эту застройку ансамблевой. Значительно удачней складывается улица Мира в Балатово».
Это отсутствие ансамбля и радикально изменившаяся повестка советской архитектуры (застройка Уральской и начало улицы Крупской — непарадная, типовая сталинская архитектура, продолжение — типовой модернизм 1960-х) приводят к тому, что Городские горки с точки зрения архитектуры весьма хаотичны, а самый выверенный участок района — модернистский, ансамбль из департамента агропромышленного комплекс (бульвар Гагарина, 10, архитекторы Калмыков и Килунин, 1983 г.) и планетария (1968 г.). Ещё раньше появляется самый агрессивный по отношению к комплексу Егошихинского кладбища объект — многоэтажная башня проектного института ГСПИ «Союзтрансмашпроект» (архитектор Романова, 1975 г.).
Как мы видим, у района нет четкого плана застройки, определенны участки и функция, но не внешний облик.
В 2000-х появляются дома 24 и 26 по бульвару Гагарина, особенно примечательно последнее — это 18-х этажная башня, построенная «Сатурн-Р» с использованием вентфасада — типичной для Перми отделочной плитки. Оно так же вторгается в долину и угрожает виду объекту культурного наследия «Егошихинское кладбище».
Судя по рендеру, ПЗСП предлагает чуть более гуманный вариант — панельную «честную», без вентфасада, типовую архитектуру, идущую от хрущевок, чуть более нейтральную к среде, чем то, что строит «Сатурн-Р».
Недавно мой учитель Николай Малинин писал: «Если бы не знать, как прекрасно это место было раньше, можно было бы сказать, что Дом печати — честное, чистое, хорошо ритмизованное современное здание. Которое к соседнему зданию МВД Карла Росси является „нейтральным“, „фоновым“, оттеняющим, так сказать, его сияние. Но какая тут, к черту, „нейтральность“, когда ради Дома печати снесли рынок Линевича и Воскресенскую церковь?.. Вопрос же мой к друзьям-петербуржцам такой: если в Москве главным символом хрущевского обновления стал Новый Арбат, разметавший арбатские переулки, то что является таковым в Питере?»
Городские горки целиком такого рода «хрущевское обновление», по мне бы лучше сосны, пихты и ели по кромке, внизу новый, спроектированный ландшафтный парк и капитальная программа реновации Городских город хотя бы лет через 20.
Архитектурный ансамбль Городских горок — мешанина разных типовых и авторских проектов, начиная от 60-х годов. Жилые дома в микрорайоне часто несоразмерны друг другу — это дома разных серий, разной этажности. На горках хороший рельеф и качественно сделанная сетка улиц, но, здесь я согласен с Терёхиным, ансамбль не сложился. Дом ПЗСП — модификация серии Э-600, в этом смысле он потомок других типовых домов, что расположены здесь же в районе. Это «никакая» архитектура. Для советского градостроения — это усредненная единица, ну на рендере её раскрасили довольно странно. Архитектура дома 26 по бульвару Гагарина хуже, потому что прикрывается вентфасадом из плитки, таким аналогом сайдинга.
Иван Козлов, журналист, поэт
— Пермский застройщик задумал воткнуть 18-этажную панельку в одном из красивейших ландшафтных ансамблей города, и это решение противоречит вообще всему: инфраструктурному удобству, всей логике развития территории, генплану и мастер-плану, минимальному эстетическому чувству и элементарной безопасности будущих жителей, которые, к тому же, будут прокляты до седьмого колена, потому что вид этой многоэтажки на склоне Егошихи, думаю, будет вызывать такую волну негатива у горожан, что построить её на старом индейском кладбище было бы и то безопаснее для кармы. Всё это — акт вопиющего пренебрежения к городу, а этот проект (объективно — и в статье подробно расписано, почему) не нужен никому, кроме застройщика, которому на всех нас демонстративно насрать. Давайте сделаем хотя бы то немногое, что в наших силах прямо сейчас.