Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от Ru24.net и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Кино, танец, Зарека

ИА «Республика»
582

Проект «Город-тело: кинотанец как инструмент исследования культурных кодов городского пространства» организовали хореограф Александр Козин, музыкант Александр Леонов и фотограф Юлия Утышева, которая стала руководителем лаборатории. Не местные эксперты — Дина Верютина, специалист по кинотанцу в России, хореограф Ольга Васильева и урбанист, эксперт в области изучения городов Святослав Мурунов. Организатором лаборатории выступила Академия фотографии. Все встречи проходили на двух площадках креативных индустрий: в ремесленно-медийном лофте «Синий коридор» на месте бывшего ОТЗ и в арт-пространстве на Ригачина, 47, в помещении бывшей трикотажной фабрики. Лекция про кинотанец прошла в медиацентре «Vыход».

Саша Козин в процессе. Фото: Михаил Никитин

«После Нового года мы встретились с Юлей Утышевой, директором «Академии фотографии», и решили придумать какой-нибудь интересный совместный проект на тему движения. Взаимно понравилась идея, связанная с исследованием жанра кинотанец. Быстро оформился концепт, мы написали заявку на грант и получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив», — рассказывает «Республике» Александр Козин.

Больше всего кинотанец похож на зафиксированный перформанс. Иногда в готовом произведении визуального искусства с непривычки очень трудно распознать собственно танец. Разговариваем об этом с руководителем лаборатории Юлией Утышевой.

Юлия Утышева на вернисаже «Сакральной геометрики». Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

«Кинотанец существует давно, впервые он появился где-то в 1940-х годах в американском кино, рассказывает Юлия Утышева, — Интересно, что кинотанец может быть без танца вообще, но тогда есть какой-то ритм, какая-то последовательность в монтаже, динамичная камера. К кинотанцу может относиться, например, сцена в кино, снятая одним планом. В фильме «Якуба» есть восьмиминутная сцена, где камера движется в пространстве в определенном ритме, в кадре сменяются люди, – это все относится к кинотанцу. Или в фильме Тарковского «Ностальгия» есть эпизод, когда Олег Янковский идет со свечой через пустой бассейн. Мы погружаемся в это движение, в котором участвует актер, его дыхание, колебания свечи. Это тоже танец. Есть американский фильм «Танцующая под дождем», там есть фрагмент, когда они идут по улице под дождем – это классика кинотанца».

Рабочий момент лаборатории. В ритме города и места. Фото: Михаил Никитин

Юлия говорит, что познакомилась с кинотанцем на лекциях Аллы Ковган, одной из самых известных исследователей этого жанра в России. В 2019 году Алла Ковган сняла полнометражный фильм «Каннингем» про американского хореографа Мерса Каннингема, который начинал свою карьеру в Нью-Йорке после Второй мировой войны.

По словам организаторов лаборатории, целью встречи в Петрозаводске стала идея использовать кинотанец как инструмент для изучения города.

«Когда мы приглашали урбаниста Святослава Мурунова, то не знали, во что выльется наша затея синтезировать исследование города и кинотанец. Оказалось, что мы хорошо попали в проблематику, связанную со взаимодействием человека и города. Город здесь стал не фоном или декорацией к фильмам, а материалом для высказывания. Важными стали история какого-то дома, места, людей, которые попали в кадр. Результат превзошел наши ожидания», — говорит Александр Козин.

Урбанист Святослав Мурунов. Фото: Михаил Никитин

Для изучения кинотанца в Петрозаводск приехало 20 участников, большинство из других регионов и стран. Хореографы, танцовщики, режиссеры приехали в Карелию из Минска, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тарусы, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Мурманска, Вологды, Великого Новгорода. У каждого – свой опыт. Кто-то уже давно снимает документальное кино, другие впервые держали камеру в руках. Главным достижением лаборатории стала хорошая командная работа.

«Процесс был лабораторным, горизонтальным, без доминирования кураторов над участниками. Нам так понравилось это, таким хорошим был процесс и результат, что мы начинаем думать о том, как кинотанец можно развивать в нашем городе», — рассказал «Республике» Александр Козин.

 

Просмотр первых рабочих версий четырех фильмов, которые сняли участники лаборатории, прошел 1 августа. Группа разделились на четыре команды, каждая снимала свою историю. Кто-то обратился к детским воспоминаниям, другие попытались мимикрировать и слиться с цветом и фактурой города. Команда, которая снимала кино в морском центре «Полярный Одиссей», придумала своих мифологических героев, другая группа провела социальный эксперимент, предложив прохожим создать свой танец.
По словам Юлии Утышевой, увидеть готовые работы можно будет в сентябре. Фильмы покажут в одном из кинотеатров города.

Воспоминание и движение. Фото: Михаил Никитин

Для участников лаборатории теоретик кинотанца Дина Верютина, автор телеграм-канала «кинотанец_туда_обратно», прочитала лекцию об истории этого жанра искусства. Мы записали основные моменты.

Кинотанец. Конспект лекции

Сейчас в России появляется все больше работ, посвященных кинотанцу. До недавнего времени узнать о том, что это такое, можно было только из книг на английском.
Термин «кинотанец» прижился в России благодаря Аллае Ковган. В начале 2000-х годов в Петербурге она организовала одноименный фестиваль, который просуществовал 10 лет. На фестиваль приезжали американские и европейские режиссеры.

На лекции Дины Верютиной в «Vыходе». Фото: Михаил Никитин

В мире этот жанр называют по-разному: screendance, dancefilm, cinedance. Термин cinedance предложил японский художник Такахиро Тамуро. Он считал, что придумал новый жанр. (Параллельно жанр примерно в это же время придумали в Америке) Тамуро снимал перформанс и одновременно был его участником. Он ходил по сцене с камерой, перекатывался, нависал над участниками. Это было очень смело.

По мнению Аллы Ковган, одной из точек отсчета истории жанра в нашей стране можно считать опыты Александра Ширяева, солиста Мариинского театра. На рубеже XIX —  он начал создавать анимационные балеты. В своей гостиной он соорудил игрушечный театр, смастерил кукол-балерин, взгромоздил камеру на штатив и стал снимать движения, кадр за кадром воссоздавая балеты Петипа. Получается, что он одним из первых создал кинематографический танец.

 

Братья Люмьер были одержимы движениями Лои Фоллер, основательницы танца модерн. Она прославилась, в том числе, исполнением танца «Серпантин». Ее костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. Люмьер снимали танец «Серпантин» неоднократно.

Танец «Серпантин»

Жоржа Мельеса считают одним из основоположников мирового кинематографа. Он жил с Люмьерами в одно время в Париже. Приобрел камеру. Вместо документального кино придумывал сказки. Экспериментировал с появлениями и исчезновениями персонажей, летающими головами. Вовсю использовал монтаж, который, как известно, придумал Люмьер, когда у него заела ручка камеры и слиплись два кадра, и он понял, что можно делать потрясающие трюки. Так начинался игровой кинематограф.

Участница лаборатории Соня Чаудхари. Фото: Михаил Никитин

Танец для первых кинематографистов был не художественным приемом, он был как исчисление времени, хронометр. Им можно было снимать все, что движется, доказать, что мы можем снимать время, фиксировать его. Поэтому авторы обращались к спорту и к танцу.

Первым танец как художественное средство использовал Дэвид Гриффит, ключевая фигура в истории мирового кинематографа. Он первым увидел, как по-другому работает телесность актера. Увидел, что театральная телесность в кино выглядит плохо, что нужно искать другие способы и отправил всех своих актрис в Сент-Дени заниматься танцами. Гриффит ввел крупный план, появилась уже другая работа и с жестом. Постепенно танец перестал быть просто украшением или развлечением.

 

Следующий этап развития кинотанца связан с эпохой авангарда. Появился «Механический балет» Фернана Леже, Рене Клер создал жанр музыкального фильма. И здесь использовался как танец в прямом виде, так и танец предметов, монтажа. Интересно экспериментировал с монтажом и Дзига Вертов. Очень ритмично, очень хореографично это выглядит в его фильме «Человек с киноаппаратом».

Следом за авангардом 1920-30 годов появляются Голливуд и мюзиклы. Но это больше про украшения и эстетику. Массовая хореография потрясающая, но человека там нет. И в это же время в Америке появляется Майя Дерен. Она считается матушкой авангардного кинематографа и матушкой кинотанца. У нее точно нужно посмотреть фильм «Полуденные сети» как пример авангардного кинематографа. Я советую его смотреть в паре с «Андалузским псом» Бунюэля, там много параллелей.

 

Тема сновидений, подсознания у Дерен очень сильная во всех ее фильмах. Так же как и тема ритуалов, физического выхода за границу сознания. Фокус внимания Дерен сосредоточен на поэтическом кинематографе. Она вывела принцип, что в нарративном произведении у нас горизонтальный принцип построения, от события к событию, а поэзия движется по вертикали: мы останавливаемся на событии, смотрим на него, углубляясь, углубляясь… Может ничего не происходить, мы только углубляем наше ощущение, наше восприятие события. Важно не ЧТО происходит, а КАК это ощущается и что это значит. Что может значит ь движение, если убрать его функциональность? Получается образ.

 

Вслед за Майей Дерен в 1960-х годах американские художники пытаются понять, что такое cinedance. Практик и мыслитель кинотанца Эми Гринфилд доказала, что кинотанец не должен выглядеть как танец. То есть, нужно убить танец и создать для фильм свой новый.

До 1980-х годов все американское направление было завязано на эксперименте и авангарде. За 13 минут можно понять, что такое кинотанец, посмотрев фильм Хилари Харрис «Девять вариаций на танцевальную тему». Она берет связку из пяти или семи движений и ищет варианты, как это можно снять и как смонтировать. И от первой вариации мы приближаемся к танцу, полностью перекроенному по своему усмотрению. Где-то гравитация меняется даже.

 

В 1980-е появляется психологический театр DV8. Они сняли четыре фильма, все разные, и это стоит посмотреть. Важная фигура того времени — Дэвид Хинтон, один из самых знаменитых режиссеров, работающих в жанре танцевального фильма. Однажды он шокировал зрителей, сняв 10-минутный фильм «Бёрдс», смонтированный из записей движений птиц. Известно, что он монтировал этот фильм вместе с профессиональным хореографом. Фильм монтировал с хореографом.

Групповой портрет участников лаборатории «Город-тело: кинотанец как инструмент исследования культурных кодов городского пространства». Фото: Михаил Никитин

В 2020 и 2021 годах на Новой сцене Александринского театра проходил фестиваль «Кинотанец.Weekend», посвященный развитию российского кинотанца. Во второй раз программа была с уклоном в использование новых технологий в кинотанце и его продвижение на большой экран. В Москве проходит фестиваль BODYSCOPЕ, единственный в России международный кинофестиваль короткометражных пластических фильмов. Адепты и популяризаторы кинотанца надеются на развитие этого жанра в нашей стране. Возможно, лаборатория «Город-тело: кинотанец как инструмент исследования культурных кодов городского пространства», которая прошла в Петрозаводске, внесла свой вклад в это хорошее дело.

Сообщение Кино, танец, Зарека появились сначала на "Республика".

Почетный житель города горняков Карелии отметил 106-й день рождения

Природный газ пришел в село Видлица, подключили первый дом

Стало известно, какие парки лидируют в голосовании на благоустройство

«Не обращайте внимания на потерянные вещи», — в МЧС Карелии объяснили, что делать в толпе

Moscow.media

Растет популярность «арктической ипотеки»

Стало известно, какие парки лидируют в голосовании на благоустройство

Победители акции «Ты, я, Карелия!» провели незабываемые выходные

В Петрозаводске больше нельзя выходить на лед

Музыкальные новости

Новости Петрозаводска


Петрозаводск

Мост в центре Петрозаводска скоро закроют минимум на два года



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Петрозаводска на сегодня

Другие новости Петрозаводска

Частные объявления в Петрозаводске




Новости от партнёров Russia24.pro


VIP

Врач дерматолог-косметолог Мадина Байрамукова: когда от чистки лица лучше отказаться



Все новости часа на 123ru.net

Новости Карелии

Петрозаводск

В Петрозаводске больше нельзя выходить на лед

<

>
Moscow.media <::
:: Петрозаводск на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Петрозаводска

Новости Петрозаводска


Петрозаводск

Мэрия отчиталась об уборке Петрозаводска


Авто в Карелии


Спорт в Карелии



Новости тенниса


WTA

Теннисистка Александрова оказалась сильнее полячки Швентек на турнире WTA в США


Здоровье в Карелии


Экология в Карелии


Коронавирус в Карелии


Музыкальные новости


Диана Арбенина

Певица Диана Арбенина опубликовала редкое фото матери


Власть


Россия


Rss.plus


Арцах

Грязная азербайджанская пропаганда на трагедии россиян


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Петрозаводске.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Ru24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Петрозаводск на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Top 10 Love Affair Movies of the 2000s and 2010s


Game24.pro