Приморская краевая библиотека — к 80-летию начала Великой Отечественной войны
К 80-летию начала Великой Отечественной войны в Приморской краевой публичной библиотеке им. А.М. Горького на собственной производственной АРТ-ВИДЕО # ГОРЬКОВКА создали видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть», который рассказывает о самоотверженном труде творческой интеллигенции Приморского края в годы военного лихолетья.
Предваряя День памяти и скорби, 18 июня в два часа пополудни библиотека проводит общественный просмотр (+6) этого хроникально-документального фильма, сообщает «Тихоокеанская Россия».
Видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть» – историческая хроника того, как создавались произведения искусства, писались стихи, издавались книги, как поддерживался ими дух вставшего на оборонную вахту тыла и боеспособность нашей Красной Армии и Тихоокеанского флота.
Рассказ ведётся с помощью архивных материалов, фотографий, аудиозаписей и кинокадров. Которых, к сожалению, и в краевой публичной библиотеке, и в Приморском академическом краевом драматическом театре им. М. Горького, и в личных архивах участников документального фильма и создателей проекта, и даже в Государственном архиве Приморского края сохранилось немного.
Мы всё ещё не научились ценить то, что называется документом времени. Фактологией. Эта небрежность – вопиюща. В темах – сотни незаполненных разделов. Пустоты. Пробелы. Из истории мы знаем, как напряжённо, как драматично протекал тот или иной её период. А документов по этой теме нет. Не собраны. Не представлены. Времена большого террора зачистили не один личный архив. Изъятия производились и в государственных хранилищах.
Вот и в нашем случае – контекст времени есть. Мы его знаем. А вот документальных свидетельств, подробностей того или иного события, деталей, его раскрывающих, время не сохранило. Даже не время, а люди. Люди, которые должны были это делать не по долгу профессии, а по долгу памяти. У памяти, как известно, есть и свои права. И люди обязаны чтить их и соблюдать. Но… «мы ленивы и не любопытны». Увы, написанное Пушкиным 185 лет назад, оказалось на все века. А ещё расточительны. Небрежны и безответственны. Состояние наших хранилищ памяти – тому убедительное доказательство.
Мысли тяжёлые. Но и содержание видеофильма, обращённого в 1941—1945 годы, так же, надо полагать лёгким, не будет.
Приморский край. Кажется, глубокий тыл, до передовой многие тысячи вёрст. Но фронт может в любую минуту открыться здесь. У тихоокеанских берегов. Очевидный противник держит руку на спусковом крючке. Моряки сухогруза «Перекоп», обстрелянного с воздуха и затонувшего у берегов острова Большая Натуна, ещё не стали героями документальной повести Василия Кучерявенко «Перекоп» ушёл на юг», но гибель торгового судна уже стала фактом необъявленной войны.
Писатель Кучерявенко собирал материал о «Перекопе», неся службу помощником капитана, помполита на судах Дальневосточного морского пароходства, ДВМП.
А его более молодые коллеги – поэты Георгий Корешов, Вячеслав Афанасьев, Александр Артёмов – на передовой советского фронта. Дошедшее до нас – это то, что уцелело. То, что не унесла война. Какими они были людьми? Разумеется, что-то они рассказали о себе в своих стихах. Ну, а визуальный образ? От Корешова остались два-три фотоснимка. От Артёмова – один. Какой видеофильм можно снять, располагая одним фотодокументом? И что может поведать о человеке одна, плохо сохранившаяся карточка? Как превратить её в кинокадр? Как преодолеть статику? Всмотреться. Добраться до психологии. Раскрыть её?
Только одним способом. Поиском художественной выразительности. Превращением фотографии в полноценный кадр. Так войдёт в историческое повествование биография Георгия Корешова. И Вячеслава Афанасьева. И тот, и другой оживут в воспоминаниях знавших их людей. В случае с Корешовым это будет его командир, полковник запаса Фёдор Михайлович Мочалов, а о Вячеславе Афанасьеве вспомнит журналистка, автор многих книг о приморском селе Аглая Михайловна Чернеева, рассказчица на редкость. Какие возможности демонстрирует старая аудиозапись! Какие эмоции хранит!
Звук накладывается на изображение. И совершается непостижимое – фотография оживает! Меняется выражение глаз, другим делается лицо. Становится виден характер. То же самое происходит и с Георгием Георгиевичем Халилецким, о котором в нашем проекте рассказывает редактор «Боевой вахты» Андрей Иванович Демьянчук.
Фотографий Халилецкого-краснофлотца не сохранилось. Мы видим зрелого Халилецкого, обликом напоминающего Константина Федина. Мне всегда нравилась эта его «похожесть» на классика отечественной литературы. И тот, и другой были не только писателями, мета особой книжной культуры, принадлежности к ней, покоилась на этих лицах. И непоказное достоинство. «Мудрость седин…» Череда снимков рассказчика – у Демьянчука их много. Его голос, сохранивший «малороссийский» выговор, ракурс лица – его теплота, его воодушевленность – и мы становимся свидетелями превращения фотографии в кинокадр! Давно ушедшее вновь оживает. Снова волнует нас.
А история Нины Николаевны Петропавловской? Окончившей киношколу при Мосфильме. Партнёрши популярнейших народных артистов Михаила Жарова и Игоря Ильинского? Со своими товарищами – Михаилом Глузским, Вэйландом Роддом, Валентиной Телегиной они сформировали фронтовую бригаду и выехали на Северный фронт.
Там, на фронте она встретит свою единственную любовь и отбудет с ней на Тихоокеанский флот, к месту дальнейшего прохождения службы своего героического супруга. Нина Петропавловская станет артисткой Приморского краевого театра юного зрителя. Артисткой «с биографией», главными страницами которой навсегда останутся Северо-Западный фронт, выступления в частях и на передовой.
Приморский коллега Петропавловской – народный артист России, РСФСР Пётр Попов жил по другому распорядку. Но тоже – военному. Он был артистом передвижного театра Дорпрофсожа Уссурийской железной дороги. Театра на паровой тяге, как называли его зрители. Однажды такими зрителями оказалось всё командование советскими войсками на Дальнем Востоке.
И маршал Василевский, и маршал Мерецков. «Комедия «Сады цветут» их очень насмешила, а показывали мы её в четвёртом часу утра, – вспоминал впоследствии Пётр Григорьевич, – как только закончилось заседание Военного совета». Попов – отменный рассказчик. Сохранившаяся аудиозапись – авторская интерпретация событий, свидетелем которых он был и в которых участвовал, и о которых вспоминает живо, достоверно и по-актёрски сочно.
Видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть» – не первое обращение Приморской краевой публичной библиотеки к большой исторической теме. Не первая попытка раскрыть её новыми мультимедийными средствами, когда фотография из личного архива, письмо, удостоверение личности, что-то снятое для себя на камеру, становятся подлинным документом истории.
Разумеется, в тех пределах и в тех возможностях, какими располагает документ. Так создавалась театральная летопись «Спектакли – легенды Приморской сцены», первые части монографического сериала об Александре Фадееве – «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома» и другие… В своё время наши коллеги из Государственного архива Приморского края сумели нас в этом убедить. И это уже от нас – автора этих строк, как автора сценария и режиссёрской разработки материала и моего помощника Андрея Айхерта (съёмка, видеомонтаж и режиссура кадра) зависело, как будет отстроено сюжетное движение найденных исторических документов.
Особую благодарность хочется выразить Лидии Евгеньевне Фетисовой, кандидату филологических наук ведущему научному сотруднику Центра истории культуры и межкультурных коммуникаций Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, взявшей на себя труд комментатора, истолкователя тяжелейших для нашей истории лет и творческого труда художественной интеллигенции, что называется, «мобилизованной и призванной». Время и люди рассмотрены учёным в новом ракурсе и потому снова волнуют.
Жанр видео исследования, фильма-документа, созданного на производственной базе Приморской краевой публичной библиотеки АРТ-ВИДЕО # ГОРЬКОВКА – не видеопроизводства, а именно библиотеки, укореняется. Получает свою прописку. Информационный ресурс перестаёт быть только информационным. Он наполняется широтой ассоциативных связей, философией факта и человеческим содержанием, поскольку всё в нём согрето лирической интонацией и неравнодушием сердца.
Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М.Горького
Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького приглашает земляков и всех желающих в преддверии 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны вновь обратиться к героическим страницам нашей истории, поклониться великим тем годам и посмотреть хроникальный видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть». Общественный просмотр состоится 18 июня в 14 часов (+6).
На фото:
— Василий Кучерявенко на ленд-лизовской вахте, 1943 год.
— 1940 год: патриарх приморской прозы Трофим Борисов в окружении литературной молодёжи, крайний справа – поэт Александр Артёмов, в верхнем ряду – Василий Кучерявенко и Вячеслав Афанасьев.
— Афиша 1942 года, приглашающая на выставку художников-краснофлотцев.