Коя си ти, Господарке Олга? (в поисках дунайской родословной Княгини «русов»)
Коя си ти, Господарке Олга? (в поисках дунайской родословной Княгини «русов»)
Как уже поминали в нескольких статьях канала — о Княгине Ольге, до ее замужества с Игорем Рюриковичем известно … почти ничего. «Повесть временных лет» сообщает об одном месте ее рождения (несуществующий на тот год Псков), «Книга Степенная царского родословия» называет отчим домом Ольги «весь (деревеньку) Выбутскую» под Псковом. В Иоакимовской летописи, бывшей якобы под рукой у энтузиаста-историка Татищева, родиной Ольги назначается уже Изборск, что уже ближе к хоть какой-то правде…
Две наиболее популярные версии, в полном анализе, можете читануть на канале, если не лень великая. В течении времени, по ходу переписывания и дополнения летописей — показания родословной Ольги множились, кочевали в другие источники, обрастали (не пойми откуда взявшимися) подробностями. Например, основанием для перенесения родины Государыни из Пскова в село Выбутино послужило Житие Ольги. Что выплыло на свет божий «Великих Четьях-Минеях» митрополита Макария аж в 30-40-х годах XVI века.
«Степенная книга» поздних редакций «неожиданно» что-то припомнила и рассказала, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой. В Никоновской летописи XVI века появилось известие о селе Будутине. Мол, там Государыня первый раз крикнула младенцем… И по старой родовой памяти — сослала туда мать Владимира Ясно Солнышко — рабыню Малушу… Перинатальный центр там был знаменитый, ага… Цепочки этих сказок можно перечислять долго. И говорит сие только об одном… Святым отцам даже близко неведомо ее настоящее происхождение. Это если уж совсем корректно выразиться. Их больше божественный образ занимает во все времена… Что критике не подвергаемо, у всех свой функционал.
Открытие было …революционным. Оказалось, на древней Руси существовала иная, «вне-псковская» версия происхождения Государыни русов. Что относила место ее рождения… на тысячи верст с северов — на юго-запад, в дунайские земли Болгарии. Текст гласил:
«Игоря же Олег жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бе мудра вельми».
Несмотря на господствующую «норманнскую теорию» происхождения государственности, историки стали тщательно проверять новые вводные. Действительно, в первой половине Х века существовал город, название которого давало русифицированную форму летописного «Плескова». Сим градом была — болгарская Плиска (Плискова). Сейчас эта локация находится в районе Шумена. Лингвисты сначала вскинулись, но потом сдулись и признали: соответствие в данном случае просматривается полное.
Тождество Плиски с якобы Псковом-Плесковом подтвердилось множеством исторических свидетельств. Как оказалось, это древняя столица Первого Болгарского Царства, не раз поминаемая в источниках первой половины IX — XII веков. Список солиден: надпись хана Омортага (почитаем как-нибудь), труды Льва Диакона, Анны Комнин, Кедрина, Зонары и т.д. … Болгарская Плиска была большим и людным городом, крупнейшим религиозным центром Балкан с огромным языческим капищем (более 2000 кв.м). В IX веке тамошний материальный Пантеон был накрыт камнем величественного христианского храма, как ОАО «Аллилуя» обожало делать с «намоленными» местами.
В 893 году Плиска была сожжена венграми, обезлюдела и запустела. Резиденция царских правителей Болгарии и архиепископов переехала в Великий Преслав. А разоренная старая столица только через несколько десятков лет возродилась, но былое величие утратила безвозвратно. Превратившись в некий духовный центр для христианских книжников-богословов, видных деятелей церкви, представителей болгарской знати. Этакая Москва во времена расцвета имперского Санкт-Петербурга. Патриархальный культурно-духовный центр всего Царства и балканского региона.
Читая смыслы… Ели взглянуть на ситуацию с женитьбой Игоря строго династически — Плиска выглядит правдоподобно, как место, где стоит поискать невесту. Нет, конечно, Божий промысел столь креативен, что делать это нужно непременно в окрестностях селища кривичей в дюжину дворов. Но предлагаю волшебство и сюжеты «дамских романов» из исторического процесса все же исключать. Что дает еще одну вводную для размышления. Разные списки «Повести временных лет» помещают сообщение о прибытии Ольги (из «Плескова» в Киев) сразу после строк о неудачной войны болгарского царя Симеона с греками и венграми. Локация — несомненно дунайская и балканская. Следом… приезд Ольги… Причинно-следственные связи не просматриваются?
Скептиков (совершенно справедливо) не устраивает личность Ольгиного дяди. Высоковат шесток, по справедливости судя. Если принимать сие за правду — придется полностью отправить в утиль «Повесть временных лет»… Переработать биографии Олега и Игоря. Оставив в покое беднягу Рюрика в новгородской глухомани, пусть там бушкается сколь душеньке угодно с мерью, чудью и прочей лесной братией. Пересмотр традиционной хронологии Повести временных лет …не знаю, способен ли научный мир на такую титаническую работу и подвиг. Скорее «нет», чем «да», хлопотно.
Но сам факт происхождения Ольги из болгарской Плиски уже потихоньку перекочевал из раздела «фантастика» в «нужно проверять», что за счастье. В пользу «царского происхождения» Государыни говорит любопытнейший эпизод, как пища для построения версий. Связан он с этикетом при дворе Базилевса Царьградского… И почести, которыми сопровождались два приема Ольги во дворце Константина Багрянородного:
«Обязательный в таких случаях тройной «прискинесис» (не царских кровей посетитель обязан распростираться на полу перед троном) для Ольги был заменен лишь легким наклоном головы. А затем, сидя в присутствии императрицы и императора, она беседовала с последним «сколько пожелала».
Как правдоподобный вариант: болгарский Царь Петр Симеонович был женат на Марии-Ирине, внучке императора Романа I Лакапина (920-944). Княгиня Эльга (как ее называют византийцы) приходилась императору Константину Багрянородному… свойственницей, так кажется правильно сказать… Плюс ко всему, прибыла в гости она не послом, не «иноземкой», а в статусе главы суверенного государства «русов». Совокупность этих дипломатических тонкостей позволила претендовать на особое отношение, распахнуло двери внутренних покоев Императора.
Есть правда, одно очень толстое такое… Возражение. Что все конструкции «болгарские» рушит. Будь Государыня Ольга болгарской царевной, была бы крещена еще в младенчестве. Без вариантов. Никто и никогда ее за варяга-язычника не отдал бы в жены. Если только силком уволокли… А по чести — не тот шесток, простите. Какие-то неведомые варяги, с обликом бандюгов большой дороги… Или у нас серьезные прорехи в династической родословной Игоря с Вещим Олегом получается….
Но поиск не окончен. Есть еще одна версия, очень любопытная, с немалыми шансами на достоверность. Так что…
=0=0=
Государыня Ольга: родословная восстановлена! (правдоподобная версия происхождения Княгини)
Сегодня, надеюсь, будем ставить точку (а может многоточие) в различных трактовках, предположениях, версиях происхождении супруги Игоря Рюриковича, матери Святослава Игоревича — княгини Ольги. Интересной исторической персоны, чьи труды совершенно определенно — стали основой для государственного становления древней Руси. Предлагаю осмыслить и поспорить над рядом новых вводных, что представлю вниманию искушенному и не очень Читателя…
Степные мотивы? Помимо византийских источников и широко известных богомольных мифов о месте рождения Государыни русов, есть один любопытный документ: сообщение летописца 1606 г. из Погодинского сборника:
«…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь Тмутаркана, князя половецкого».
Другой вариант:
«…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь князя тмутарканского».
Наукой — информация сначала была снесена на обочину, ввиду явной неуместности здесь половцев. Что нарисовались-не-сотрешь в южнорусских степях только в середине XI века. Поскольку сам пергамент попал в руки исследователей в удручающем состоянии, то выше приведенные варианты прочтения — причина споров по сей день. Какой взять за основу — не присоветую. Но для собственной публицистической версии предпочту …второй. Объясню, с какого перепуга…
«Княгиней от Плескова» Ольга помянута Ермолинской летописью (вторая половина XV в.). «Повесть временных лет» сообщает: она получила после свадьбы с Игорем собственный удел — город Вышгород. И село Ольжичи тоже — в полную собственность отошло. Треть дани, что Государыня получала с прибитых варяжским геноцидом древлян, — шла на нужды Ее двора. Немаловажный момент — еще до смерти Игоря, в распоряжении Государыни находилась … «своя дружина». Очень интересный поворот сюжета.
Ну и самый спорный в среде историков момент: каким чудесным образом «простая баба» и вдова смогла получить права Регентши, а потом и «Архонтессы Русов», подчинить варяжскую вольницу столь жестко, что из-под веника видать не было? Вполне спокойно могла мурыжить взрослого «законного наследника» Святослава на второстепенных ролях, ничуть не признавая его прав на киевский престол. Для начала любого анализа вполне достаточно информации, чтобы закралась трезвая мысль: Ольга принадлежала к какому-то знатному княжескому роду, не менее… Могла опираться на мечи немалой воинской силы.
Как солидарный факт — появление в тексте «князя Тмутаркана» органично воспринялось Летописцем, что ничтоже сумняшеся начертал рядышком и «Плесков». Топонимов на Тамани таких нет, но есть в дунайской Болгарии — Плиска. Тутракан, кстати, — рядышком с ней расположен. Если верить местной археологии и источникам — в XI-XIV столетиях тут кочевала долго и постоянно часть Половецкой Орды. Аккурат в «Тутраканской области» Северного Дуная. Летописец написал то, что знал достоверно. А кто был до них — мог и не ведать. Чай не историк, а отец святой…
Читая карты. Что же делать исследователям? Версия кажется стройной, но прямых свидетельств нет. Особенно трудна загадка этнической принадлежности дунайских Тутраканских Князей. Но интересно и другое: град Тутракан лежит именно в той географической локации, которую средневековые источники условно именовали Дунайской Русью. Понятие размытое, спорное, но неплохо может быть очерчено вот чем…
На болгарском Дунае есть целая россыпь городов, что считались «русскими» в «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV в.). Видычев град (современный Видин), Тернов (нынешний Велико-Тырново), Килиа (на Килийском гирле Дуная), Каварна (севернее Варны). Ну и самый известный летописный «на усть Днестра над морем Белгород» (современный Белгород-Днестровский). Выше по Дунаю от Тутракана до сих пор находится город Русе/Русь. Почти у черноморского побережья — город Росица.
Митрополит Макарий в «Истории христианства…» приводит эпизод Псковской летописи (XVI в.) где писано: отец Ольги был русский, а мать «от языка варяжска». Немного в сторону уводит, но указывает на этнические связи Ольги со славянским Поморьем. А мама «рода варяжска» — вполне может быть некоего вендского княжеского Рода. Только так можно устранить все противоречия, а князей Тутракана заподозрить в принадлежности к «от рода русского».
По половецкому следу. Не дает все же покоя именование Ольгиного отца «половецким князем» («дщерь Тмутаркана, князя половецкого»). Ступая на зыбкую почву предположений, вспоминается Мазуринский Летописец, что оставил интересную легенду о пяти братьях, основателей и родоначальников народов Великой Скифии. Двоих там зовут — Рус и Куман. Понятно, что ни «русы», ни «куманы» (половцы) не могли быть в «точке сборки» Скифии единовременно. Но мысль изощреннее…
Очень похоже на то, перед нами устойчивая традиция «нахлёста» друг на друга этнонимов «русы» и «половцы». Было частенько такое. В традиции средневековой историографии присваивать новым народам — название земли, что закрепилось за прежними «владельцами». Славяне, появившись в границах «Великой Скифии», — немедленно были перекрещены соседями … в «скифов». Те «русы», что оказались в Крыму, — стали «таврами» или «тавро-скифами». Летописец вполне мог «прописать половцев» возле Тутракана, имея в уме твердое убеждение, что эта область — «быша Русь». А этнонимы «русский» и «половец» в этом регионе могли быть синонимами.
Говорливый сынок. Самым очевидным посылом всех исследователей на берега Дуная являются, несомненно, слова Святослава Игоревича, сына Ольги. Что в полном осознании некоего своего «наследственного права» считает болгарский Дунай «своей» землей:
«Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в Дунае, яко то есть среда [середина] земли моей…»
Во-первых, норманисты после прочтения этой цитаты должны испариться, аки бесплотные духи со своими скандинавскими «версиями» происхождения государственности Руси. Куда еще доступнее человече им сказал… Но ученые немцы посчитали это пустой похвальбой авантюриста, пусть будет… Если вдуматься, для Святослава низовья Дуная вполне могли быть «серединой его земли». В силу наследственных прав на эту территорию, перешедших к нему от Ольги. Болгары были несколько другого мнения, за что и получили на свои бедовые головушки Великий поход Руси с вдумчивым геноцидом.
В этой версии событий тогда становится понятна фраза Константина Багрянородного, что подробно описывал ежегодное плавание киевских русов в Царьград. Всегда подвисали историки… Базилевс спокойно и уверенно говорит: «миновав дельту Дуная, они (русы) уже не боятся никого». Географический, пардон, кретинизм сошел на венценосного мыслителя и историка? Нет. Муж был трезвый, точный, дотошный в географии всегда. Что тогда делать киевским русам в гирле Дуная? В Киев другим маршрутом ходят, по Днепру-реке, на минуточку.
Заканчивая … Какие выводы будем делать? За Читателем полное право выбрать любую версию: псковскую, изборскую, болгарскую… или же эту, что автору больше нравится. Потому как, с точки зрения исторической вероятности, — женитьба князя Игоря на девушке из болгарского города Плискова или Тутракана куда понятнее… Чем появление простолюдинки Ольги из Пскова, которого тогда не было… Варяги пришли в Киев (Северное Причерноморье), стали там наводить свои порядки. Искать династического союза с уже «своей» северной землей — абсурдное действие. Но контроль над устьем Днепра и женитьба на болгарской «русинке» — это уже политическая целесообразность и логичная государственная амбиция. Так наверное… всё и было.