Живут же некоторые!
Послесловие к двум спектаклям из «Больших гастролей» в Рязани Брянского театра драмы имени А.К. Толстого
Напомню, пятидневные обменные гастроли с 22 по 26 сентября стали возможны в рамках реализуемой Росконцертом программы по Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Брянский театр показал рязанскому зрителю шесть спектаклей, четыре из которых – комедии. Я побывала на открывшей гастроли «Поминальной молитве» (драма Григория Горина) и закрывшей их комедии по рассказам Василия Шукшина «Люди добрые!». При всей разнице жанров, сюжетов и режиссеров этих спектаклей главные герои их мучаются в поисках ответа на вопрос: «Как и зачем жить?»
Хорошо там, где нас нет, а мы теперь – везде…
Поначалу все в жизни молочника Тевье упорядочено и ясно. Есть крепкая семья – любящая жена и дочери. Он беспрестанно обращается к Богу, размышляя о своих земных делах и заботах. Есть священная суббота и вечер пятницы. И, кажется, так будет в его жизни и жизни других земляков всегда. Ведь по таким правилам на этой земле жили их предки. Но незыблемость житейского порядка оказывается шаткой. Без изначального согласия родителей выходит замуж за любимого, но бедного портного старшая дочь Цейтл. И средняя дочь Годл перебарывает родителей, выбирая активного студента в мужья. Тевье и его жена принимают решения дочерей и смиряются с их выбором. Старый порядок в семье молочника ломается окончательно, когда третья дочь Хава выбирает в мужья русского парня, которого любит, и начинает ходить в православный храм. Тевье отказывается от своей дочери, тяжело переживая ее отступничество. Для него это трагедия.
И когда Тевье вместе с соседями узнает о страшном распоряжении властей – в три дня евреи должны покинуть деревню – он говорит уряднику: «Я – русский человек еврейского происхождения, иудейской веры. Вот моя Троица. И ни от чего не могу отказаться». Обезумев от горя и отчаяния, молочник хватается за топор, чтобы срубить дуб, который когда-то посадил у дома его отец. Не может жить дерево без корней и ветвей – так и человек без семьи и родной земли становится перекати-полем… Куда бежать? Как дальше жить? И зачем, если нет родной деревни и близких людей рядом? В последний момент слышит Тевье откуда-то сверху звук удара в колокол. Опомнившись, молочник отбрасывает топор в сторону.
Сцена, когда земляки встали в круг и, обхватив друг друга за плечи, в полной тишине прощаются друг с другом, предками и всей своей прошлой жизнью, – кульминационная в развитии действия. Ведь в эти мгновения, вдруг оторвавшись от корней, символический дуб зависает между небом и землей…
Как один день
В родную деревню Сростки приезжает погостить Василий Шукшин. И застает обычную жизнь земляков. Где смешное и грустное так переплетено, что не знаешь, куда она повернет, эта деревенская жизнь. Здесь все друг у друга на виду. Смеются, плачут, частушки поют, обнимаются, а через минуту дерутся…
Но это внешняя круговерть. В распахнутых настежь душах шукшинских героев есть и сокровенное. Как живут? Для чего? Во что верят? Эти вопросы каждый решает по-своему.
Вот бригадир Шурыгин – страшно быстро, за считанные минуты в три трактора «уговорил» церковь. Все соседи удержать его не смогли – разрушил, потому как нужен кирпич церковный – «халява». А то, что храм старинный, XVII века, так кому он нужен, ведь и не ходили в него свои, деревенские, молиться…
Но, оказывается, сильно болит у этого грубого и злого мужика с топором в руках душа. Так болит, что ни водкой не зальешь ее, ни горькими слезами, ни руганью с женой…
Жизнь «не вышла» и у Петьки Краснова. Всю жизнь потратил «не на то». И тоскует он: «Родиться бы еще раз!», и просит: «Господи! Дай Ты мне билетик на второй сеанс!»
Но второго сеанса не будет. И мужики об этом знают. А как к самому образованному и живущему теперь в Москве, но все-таки оставшемуся своим, деревенским, обращаются они к Ваське Шукшину: «Во что веровать?» Этот герой и сам сомневается в ответе, и не знает точно, «куда это все устремилось». Но он понял одно: «Бог есть! Имя ему – жизнь!»
Свой ответ ищет и каждый из нас.
Людмила Трухина
Фото Александра Щербакова