Выставка «Память» в Рязани возвращает нас в сороковые-роковые
Авторские куклы, графика и живопись проекта «Память» – это погружение в события Великой Отечественной войны, героической борьбы и Победы. Только сила этой выставки, открывшейся в Музее истории молодежного движения, – в деталях и пронизывающем душу настроении, которое исходит от каждого экспоната, рожденного переживаниями московской художницы Яны Соловьевой. Смешение трех изобразительных техник в одном пространстве экспозиции создает особую плотность чувства.
Не хватало только музыки, но вскоре зазвучала и она в исполнении трио певицы Елены Братковой, скрипачки Ольги Дьяченко и пианистки Татьяны Мозиной.
Казалось бы, что нового можно сказать об ужасах войны и ее непоправимых последствиях? Яна Соловьева находит образы пронзительного звучания. Работа «История одного мишки» – это кукольный домик, наполненный невообразимой печалью. Четыре комнаты – четыре периода жизни еврейской семьи, испытавшей на себе все ужасы немецкого холокоста. «Работа долго не складывалась в одно целое. Но однажды на одной из выставок девушка Катя подарила автору красного мишку, и пришло озарение. Папа делает игрушку для младенца, это первый сюжет. Потом она оказывается в руках матери в концлагере, разлученной со своей дочерью, и в конце мы видим красного мишку на куче вещей, оставшихся рядом с крематорием.
Скрипач в лагерной робе, опутанный колючей проволокой. Безногий солдат, вернувшийся в войны.
Встреча двух Степанов – героя тыла и мальчика, сына полка. Блокадный Ленинград. Это даже не куклы, а символы, настоящие скульптуры с выразительной мимикой. По признанию автора, она брала образы из любимых книг и кинофильмов. Но иногда бывает по-другому. К ней подходят старые люди и начинают рассказывать о своем военном детстве. Так появляются новые идеи, ждущие своего воплощения. В интерьерах выставки – живой букет сирени. Он, конечно же, оттуда, из мая 45-го, когда вернулась с фронта Ирочка, работавшая, наверное, в медсанбате или связисткой, и увидела, что мама сохранила для нее отрез ситца на платье, который купила еще до войны и сумела сберечь. И кукла в зеленой гимнастерке – словно живой человек, готовый много рассказать нам о войне.