«Пугало» в кино: из Якутии с любовью
Фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова стал событием задолго до своего выхода в прокат. Он стал первым в истории фильмом из Республики Саха, который вошёл в конкурсную программу фестиваля «Кинотавр» и который, к тому же, получил на нём главный приз. Ажиотаж вокруг этого события стал поводом в очередной раз вспомнить о якутском кино – самобытном и уникальном для России явлении. Кинобум в Якутии случился в 2012 году, начиная с которого в республике стали снимать по 30 фильмов в год в жанрах от хоррора до комедии. На эти малобюджетные киноленты (созданные чаще всего на собственные средства создателей и негосударственные гранты) пошли зрители, им нравилось видеть на экране знакомый ландшафт и понятный быт – залы неизменно были полными. Дмитрий Давыдов – один из тех самых режиссёров, которые стояли у истоков якутского кинобума. Свой первый фильм он снял в 2016 году. «Костёр на ветру» побывал в конкурсной программе фестиваля в Пусане и рассказывал о старике, переживающем самоубийство сына в тюрьме, куда тот попал за непредумышленное убийство. Вторая картина «Нет бога кроме меня» исследовала отношения взрослого сына-лесоруба с матерью, страдающей от болезни Альцгеймера. «Пугало» – четвёртый фильм режиссёра. Его общий бюджет составил 1,5 млн рублей: собственные накопления Давыдова (он, к слову, работает учителем в посёлке Амга и снимает кино во время каникул) и грант фонда «Синет Сахавуд», который появился в Якутии в 2019 году. Пугало – так местные называют знахарку-изгоя. Она – аутсайдер, которого недолюбливают и побаиваются. Героиня – диковата и агрессивна, она одиноко живёт в грязном и полуразрушенном доме, есть как зверь, пьёт как сапожник и обладает целительским даром. Если нужно прогнать смерть от раненого, излечить от импотенции, принять роды, к ней приходят, её зовут в обмен на еду, дрова, иногда деньги, на которые она покупает водку в местном сельпо. Для запоев у знахарки есть причины – она винит себя за давнюю ошибку (о ней пойдёт речь в фильме). Перед зрителями разворачивается современная трагедия. Несмотря на очевидную связь этой истории с местными традициями шаманизма создателям «Пугала» удаётся выйти на обобщение почти древнегреческого масштаба, ядром которого становится вопрос: возможна ли жизнь без жертвы? Под жертвой здесь можно понимать и мясо домашних животных, о котором говорят жители посёлка, и кровь, которой блюёт главная героиня после каждого исцеления, и подарки за её нелёгкий труд, о которых уже шла речь. Так что «Пугало» становится нелишним подтверждением того, что даже самые локальные (но талантливо рассказанные) истории могут быть причастны к глобальному культурному контексту. «Пугало» - подлинно минималистское кино. Кажется, что формальный дефицит средств раскрепощает креативные способности его авторов. Фильм был снят за 10 дней. В нём задействованы непрофессиональные актёры. За время работы в кино Дмитрий Давыдов создал свою «актёрскую» базу из 40 человек. Во время кастинга он выбирает тех, кто наиболее похож на героев из сценария. Режиссёр объяснял на «Кинотавре», что ему проще работать с актёрской фактурой, а не с мастерством, поэтому он иногда меняет персонажа под того или иного актёра. Возможно, из-за этого подхода возникает ощущение аутентичности (а не профессиональной сыгранности) ситуаций и человеческого поведения в «Пугале». Мы видим реальных людей в типичных для них обстоятельствах. А камера оператора Ивана Семёнова позволяет нам их свидетельствовать. Главную роль в фильме сыграла Валентина Романова-Чыскыырай – этнопевица в Театре эстрады Якутска и заслуженная артистка Республики Саха. У себя на родине она давно известна, но в кино снялась впервые. Давыдов рассказывал, что она согласилась сниматься до того, как прочитала сценарий. И это – тоже одно из свойств феномена якутского кино. Люди готовы поддерживать его всеми средствами: непосредственным участием, присутствием в кинозалах. Благодаря «Пугалу» авторское кино Республики Саха впервые вышло за пределы своего региона, к широкому кругу зрителей