Самара. Самый центр.
И вновь вернемся в Самару. Сегодня мы прогуляемся по двум центральным площадям города, Куйбышева и Чапаева, а также по прилегающим к этим площадям улицам. Начнем с площади Куйбышева, на которой стоит здание Театра оперы и балета имени Шостаковича.
Здание было построено в 1936-1938 годах.
Его авторы - Н. А. Троцкий и Н. Д. Каценеленбоген. Троцкий, как известно, архитектор питерский, а Каценеленбоген до революции также активно работал в Питере, а после нее перебрался в Самару, так что непосредственно строительством руководил именно он.
Здание получилось очень эффектное, хоть по виду и не "театральное". Если бы я не знал, каково назначение этого здания, я решил бы, что оно предназначалось для какого-то правительственного или военного учреждения, тем более, огромная площадь перед зданием весьма удобна для парадов, которые здесь и проводятся. А декоративная символика также не очень подходит для музыкального театра (скорее для учебного заведения).
Перед театром стоит памятник Кубышеву, созданный М. Г. Манизером и открытый в 1938-м году, одновременно со зданием театра.
А так выглядит боковой фасад театра (до заднего фасада добраться мне не удалось - улица была закрыта на реконструкцию):
Насколько я понимаю, одноэтажное строение в центре кадра - вход в "Бункер Калинина", еще один бункер, построенный в годы войны. В отличии от "Бункера Сталина", который стал музеем, этот бункер является действующим убежищем для городского руководства.
Как я уже упоминал, в наши дни театр носит имя Д. Д. Шостаковича. Это не случайно, так как именно в Самару был эвакуирован Шостакович и здесь он заканчивал свою знаменитую 7-ю Ленинградскую симфонию, премьера которой как раз состоялась на сцене театра. В память об этом около театра стоят два памятника. Один - обычный, сделанный Церетели и РВИО:
Другой - забавный, но куда более симпатичный: огромные очки. Моя супруга даже пожелала сняться на их фоне:
Квартал, расположенный с запада от театра в основном застраивался зданиями для наркомата обороны по проектам архитектора П. А. Щербачева. Непосредственно на площадь выходит жилой дом начсостава ПриВО, построенный в 1937-1941 годах, очень изящный пример постконструктивизма с использованием классических мотивов:
К нему примыкает здание Окружного дома офицеров имени Ворошилова, выходящее фасадом на улицу Шостаковича. Это часть огромного Дома Красной армии, построенного в 1930-м году.
Перед зданием стоят бронзовые статуи, изображающие танкиста, моряка, летчика и пехотинца:
Обратите внимание, что пехотинец в обмотках:
Это бронзовые повторения гипсовых статуй, которые когда-то стояли перед зданием. до 1960-х годов. Стояли они правда, несколько иначе, не лицом к улице, а боком:
Выполнил их скульптор И. И. Мельников. Он же стал автором памятника Александрийскому гусарскому полку.
Скульптор придал статуе черты лица одного из погибших в Первую Мировую офицеров полка, уроженца самары Константина Батюшкова.
Однако самая впечатляющая сторона квартала обращена на улицу Фрунзе. Это часть Дома Красной армии, предназначенная для размещения штаба округа (он размещается здесь и сегодня) - великолепный памятник конструктивизма, одно из самых красивых зданий Самары:
А эта пристройка, похоже уже сделана в хрущевские или брежневские времена, но выдержана в стиле здания:
Напротив конструктивистского Дома Красной армии, на противоположной стороне улицы Фрунзе стоит изящный особняк в стиле модерн:
Это бывший особняк Е. Ф. Новокрещеновой, построенный в 1909-м году:
Его автор - архитектор М. Ф. Квятковский:
На той же стороне улицы Фрунзе, на углу с улицей Шостаковича стоит еще одна работа Щербачева: жилой дом крайисполкома, построенный в 1932-м году.
Мемориальные доски на нем сообщают о том, что здесь жили Димитров и Шостакович:
Мы вышли на площадь Чапаева. Как и площадь Куйбышева, она также является "театральной" - на ней стоит здание Самарского драматического театра: имени Горького:
Оно было построено в 1886-1887 годах по проекту архитектора М. Н. Чичагова.
А в центре площади стоит памятник Чапаеву, установленный в 1932-м году:
Его авторы - скульптор М. Г. Манизер и архитектор И. Г. Лангбард
Манизер сделал сложную, многофигурную композицию, которую можно долго рассматривать в деталях:
Интересно, что копия этого памятника стоит у нас в Питере. Ее сделали в 30-е годы по инициативе Кирова на заводе "Монументскульптура", который отливал и оригинал, но сразу почему-то не установили. Поставили ее (сперва на временный пъедестал) в дни блокады во дворе Академии связи имени Буденого по инициативе курсантов, обучавшихся там во время блокады. Увы, в наши дни двор перекрыт решеткой и подойти к памятнику нельзя.
На ту же площадь выходит изящный деревянный особняк Ю. И. Поплавского, построенный в 1899-м году. Его автор - архитектор А. А, Щербаков, отец П. А. Щербакова:
Еще одно здание на площади - бывшее Общественное собрание (сейчас здесь Музей Приволжско-Уральского военного округа):
Оно было построено в 1911-1914-м годах по проекту архитектора Д. А, Вернера.
Теперь прогуляемся по улице Куйбышева, на углу которой и стоит здание Общественного собрания. Через один дом от него стоит здание в духе северного модерна:
Это бывшее самарское отделение Дворянского земельного и крестьянского поземельного банков, построенное в 1909-1912 годах
Автор здания - еще один питерец А. И. фон Гоген.
Соседнее с ним здание - бывший особняк А. Н. Наумова, губернского предводителя дворянства, будущего министра земледелия Российской империи.
Особняк был построен в 1900-1905 годах. Это еще одна работа А. А, Щербачева.
Для своего времени здание выглядит старомодно и особенно контрастирует со своим соседом. В мемуарах Наумова есть забавный эпизод: «Столыпин, будучи в Самаре, заехал, между прочим, ко мне и любовался нашим домом. Около него, незадолго до приезда министра, была закончена постройка обширного каменного здания для отделений Крестьянского и Дворянского Банков… Я сильно досадовал на это непредвиденное и уродливое соседство, совсем не гармонировавшее с красивым очертанием моего особняка. Недаром Столыпин, отойдя на противоположную сторону улицы, и показывая на эти два смежных здания, дал им такое сравнение: «Чистокровная арабская лошадь и вьючный верблюд»
На некоторых зданиях Самары можно встретить лозунги, высеченные, вероятно первые годы революции. Есть он и на этом здании:
Впереди виднеется еще один памятник конструктивизма - здание Дома промышленности:
Это здание недавно отреставрировали и смотрится оно теперь очень эффектно.
Построено оно было в 1929-1934 годах по проекту архитектора В. К, Сухова.
Изначально вход в здание располагался на углу, но после реконструкции в 1961-м году вход с угла перенесли.
Теперь вестибюль разместился здесь, на месте бывшего проезда во двор:
Теперь свернем на Красноармейскую улицу. Здесь выделяется здание Кухмистерской. Ее построили по заказу Альфреда фон Вакано, владельца Жигулевского завода в 1903-м году:
Строилось это здание по проекту архитекторов немецкой фирмы "Швальбе", поэтому и облик у него совершенно "немецкий".
Продолжая путь по Красноармейской улице обратил внимание на очень интересный старый люк телефонной канализации:
Подходим к зданию Дома радио, построенному в 1930-38 годах.
Большое здание состоит из нескольких корпусов. Начинали его строить в стиле конструктивизм:
Закончили уже в стиле сталинской неоклассики:
Перед зданием стоит пафосный памятник "Борцам за установление советской власти в Самаре":
И памятный знак - репродуктор:
Здание было построено в 1936-1938 годах.
Его авторы - Н. А. Троцкий и Н. Д. Каценеленбоген. Троцкий, как известно, архитектор питерский, а Каценеленбоген до революции также активно работал в Питере, а после нее перебрался в Самару, так что непосредственно строительством руководил именно он.
Здание получилось очень эффектное, хоть по виду и не "театральное". Если бы я не знал, каково назначение этого здания, я решил бы, что оно предназначалось для какого-то правительственного или военного учреждения, тем более, огромная площадь перед зданием весьма удобна для парадов, которые здесь и проводятся. А декоративная символика также не очень подходит для музыкального театра (скорее для учебного заведения).
Перед театром стоит памятник Кубышеву, созданный М. Г. Манизером и открытый в 1938-м году, одновременно со зданием театра.
А так выглядит боковой фасад театра (до заднего фасада добраться мне не удалось - улица была закрыта на реконструкцию):
Насколько я понимаю, одноэтажное строение в центре кадра - вход в "Бункер Калинина", еще один бункер, построенный в годы войны. В отличии от "Бункера Сталина", который стал музеем, этот бункер является действующим убежищем для городского руководства.
Как я уже упоминал, в наши дни театр носит имя Д. Д. Шостаковича. Это не случайно, так как именно в Самару был эвакуирован Шостакович и здесь он заканчивал свою знаменитую 7-ю Ленинградскую симфонию, премьера которой как раз состоялась на сцене театра. В память об этом около театра стоят два памятника. Один - обычный, сделанный Церетели и РВИО:
Другой - забавный, но куда более симпатичный: огромные очки. Моя супруга даже пожелала сняться на их фоне:
Квартал, расположенный с запада от театра в основном застраивался зданиями для наркомата обороны по проектам архитектора П. А. Щербачева. Непосредственно на площадь выходит жилой дом начсостава ПриВО, построенный в 1937-1941 годах, очень изящный пример постконструктивизма с использованием классических мотивов:
К нему примыкает здание Окружного дома офицеров имени Ворошилова, выходящее фасадом на улицу Шостаковича. Это часть огромного Дома Красной армии, построенного в 1930-м году.
Перед зданием стоят бронзовые статуи, изображающие танкиста, моряка, летчика и пехотинца:
Обратите внимание, что пехотинец в обмотках:
Это бронзовые повторения гипсовых статуй, которые когда-то стояли перед зданием. до 1960-х годов. Стояли они правда, несколько иначе, не лицом к улице, а боком:
Выполнил их скульптор И. И. Мельников. Он же стал автором памятника Александрийскому гусарскому полку.
Скульптор придал статуе черты лица одного из погибших в Первую Мировую офицеров полка, уроженца самары Константина Батюшкова.
Однако самая впечатляющая сторона квартала обращена на улицу Фрунзе. Это часть Дома Красной армии, предназначенная для размещения штаба округа (он размещается здесь и сегодня) - великолепный памятник конструктивизма, одно из самых красивых зданий Самары:
А эта пристройка, похоже уже сделана в хрущевские или брежневские времена, но выдержана в стиле здания:
Напротив конструктивистского Дома Красной армии, на противоположной стороне улицы Фрунзе стоит изящный особняк в стиле модерн:
Это бывший особняк Е. Ф. Новокрещеновой, построенный в 1909-м году:
Его автор - архитектор М. Ф. Квятковский:
На той же стороне улицы Фрунзе, на углу с улицей Шостаковича стоит еще одна работа Щербачева: жилой дом крайисполкома, построенный в 1932-м году.
Мемориальные доски на нем сообщают о том, что здесь жили Димитров и Шостакович:
Мы вышли на площадь Чапаева. Как и площадь Куйбышева, она также является "театральной" - на ней стоит здание Самарского драматического театра: имени Горького:
Оно было построено в 1886-1887 годах по проекту архитектора М. Н. Чичагова.
А в центре площади стоит памятник Чапаеву, установленный в 1932-м году:
Его авторы - скульптор М. Г. Манизер и архитектор И. Г. Лангбард
Манизер сделал сложную, многофигурную композицию, которую можно долго рассматривать в деталях:
Интересно, что копия этого памятника стоит у нас в Питере. Ее сделали в 30-е годы по инициативе Кирова на заводе "Монументскульптура", который отливал и оригинал, но сразу почему-то не установили. Поставили ее (сперва на временный пъедестал) в дни блокады во дворе Академии связи имени Буденого по инициативе курсантов, обучавшихся там во время блокады. Увы, в наши дни двор перекрыт решеткой и подойти к памятнику нельзя.
На ту же площадь выходит изящный деревянный особняк Ю. И. Поплавского, построенный в 1899-м году. Его автор - архитектор А. А, Щербаков, отец П. А. Щербакова:
Еще одно здание на площади - бывшее Общественное собрание (сейчас здесь Музей Приволжско-Уральского военного округа):
Оно было построено в 1911-1914-м годах по проекту архитектора Д. А, Вернера.
Теперь прогуляемся по улице Куйбышева, на углу которой и стоит здание Общественного собрания. Через один дом от него стоит здание в духе северного модерна:
Это бывшее самарское отделение Дворянского земельного и крестьянского поземельного банков, построенное в 1909-1912 годах
Автор здания - еще один питерец А. И. фон Гоген.
Соседнее с ним здание - бывший особняк А. Н. Наумова, губернского предводителя дворянства, будущего министра земледелия Российской империи.
Особняк был построен в 1900-1905 годах. Это еще одна работа А. А, Щербачева.
Для своего времени здание выглядит старомодно и особенно контрастирует со своим соседом. В мемуарах Наумова есть забавный эпизод: «Столыпин, будучи в Самаре, заехал, между прочим, ко мне и любовался нашим домом. Около него, незадолго до приезда министра, была закончена постройка обширного каменного здания для отделений Крестьянского и Дворянского Банков… Я сильно досадовал на это непредвиденное и уродливое соседство, совсем не гармонировавшее с красивым очертанием моего особняка. Недаром Столыпин, отойдя на противоположную сторону улицы, и показывая на эти два смежных здания, дал им такое сравнение: «Чистокровная арабская лошадь и вьючный верблюд»
На некоторых зданиях Самары можно встретить лозунги, высеченные, вероятно первые годы революции. Есть он и на этом здании:
Впереди виднеется еще один памятник конструктивизма - здание Дома промышленности:
Это здание недавно отреставрировали и смотрится оно теперь очень эффектно.
Построено оно было в 1929-1934 годах по проекту архитектора В. К, Сухова.
Изначально вход в здание располагался на углу, но после реконструкции в 1961-м году вход с угла перенесли.
Теперь вестибюль разместился здесь, на месте бывшего проезда во двор:
Теперь свернем на Красноармейскую улицу. Здесь выделяется здание Кухмистерской. Ее построили по заказу Альфреда фон Вакано, владельца Жигулевского завода в 1903-м году:
Строилось это здание по проекту архитекторов немецкой фирмы "Швальбе", поэтому и облик у него совершенно "немецкий".
Продолжая путь по Красноармейской улице обратил внимание на очень интересный старый люк телефонной канализации:
Подходим к зданию Дома радио, построенному в 1930-38 годах.
Большое здание состоит из нескольких корпусов. Начинали его строить в стиле конструктивизм:
Закончили уже в стиле сталинской неоклассики:
Перед зданием стоит пафосный памятник "Борцам за установление советской власти в Самаре":
И памятный знак - репродуктор: