Самара. По улицам Куйбышева и Фрунзе до площади Революции
Вновь совершим прогулку по Самаре. На этот раз мы прогуляемся по двум центральным улицам города, идущим параллельно друг другу - улицам Фрунзе и Куйбышева. Мы частично уже смотрели их, когда осматривали центральные площади города, а сегодня мы посмотрим эти улицы на участке от Красноармейской улицы до площади Революции и улицы Венцека.
Начнем с небольшого дома на улице Куйбышева, стоящего как раз рядом с Домом промышленности:Теперь перейдем на улицу Фрунзе. Рядом с Музеем Модерна стоит интересное здание католического костела Пресвятого Сердца Иисусова:
Строилось здание в 1902-1906 годах
Проект разработал московский архитектор Ф. О. Богданович-Дворжецкий, а непосредственно руководил строительством А. А, Щербачев.
На углу следующего квартала стоит здание Самарской филармонии:
Изначально на этом месте располагался цирк-театр "Олимп":
Здание было построено в 1907-м году по проекту архитектора П. В. Шаманского.
Здесь выступали такие звезды как Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Козловский, Владимир Маяковский, Александр Блок, а Валериан Куйбышев именно здесь провозгласил в Самаре советскую власть.
В 1974-м году было принято решение о реконструкции здания, но в итоге реконструкция обернулась сносом:
А новому зданию филармонии (оно разместилось с несколько большим отступом от красной линии) придали сходство в угловым объемом "Олимпа", воспроизведя рисунок окон и декор.
На противоположной стороне улицы находятся дома, принадлежавшие до революции губернскому земству. Здание слева - дом Губернской земской управы, было построено в 1899-м году по проекту А. У. Зеленко:
Расположенное справа угловое здание Самарского земства было построено в 1913-1914 годах с использованием существовавших на его месте домов.
Проект самого здания разработал Н. Н. Белобородов, а проект оформления фасадов - С. В. Смирнов.
На следующем перекрестке с 1865-го года располагалась Казанско-Богородицкая единоверческая церковь. В конце XIX века ее реконструировали по проекту А. А. Щербачева.
А в 1936-м году последовала еще одна "реконструкция" здания,
в результате которой оно превратилось в клуб швейников "Рассвет":
Что интересно, руководил этой реконструкцией П. А. Щербачев, сын А. А. Щербачева.
Здание богато украшено разнообразной скульптурой.
Есть и круглая скульптура:
И довольно комичные барельефы:
Особенно забавен вот этот, с новаторскими методами изучения географии:
А вот барельеф с пловцами как раз получился очень удачным:
Еще одна статуя девушки с книгой, которая стояла рядом со входом на пилоне в наши дни утрачена:
На противоположном углу - симпатичный дохоный дом в стиле модерн:
Теперь сворачиваем на улицу Некрасова и по ней вновь выходим к улице Куйбышева. В угловом сквере сидит бравый солдат Швейк. Сидит он здесь не случайно, поскольку в доме на противоположном углу жил его автор Ярослав Гашек:
А на брандамауэре дома за ним интересная советская мозаика, посвященная "Аэрофлоту":
На противоположной стороне находится здание лютеранской кирхи Святого Георга:
Интересно, что строить ее начали в 1854-м году как католический костел, но в 1863-м году, после польского восстания к католикам относились весьма негативно и католическая община отдала почти построенный храм лютеранам.
Окончательно его достроили в 1865-м году.
Алтарь в храме украшен гобеленом:
Интересная икона - подарок из Эфиопии:
На здании кирхи мемориальная доска в память о самарском губернаторе Константине Гроте:
Симпатичный дом на другой стороне улицы:
Через один дом от него находится здание Художественного музея, о котором я уже писал, а напротив - здание гостиницы "Бристоль-Жигули", очаровательнейший образчик провинциального модерна:
Свой современный облик она приобрела после перестройки в 1908-1909 годах по проекту архитектора М. Ф, Квятковского:
Вновь смотрим на противоположную сторону. Дворец Труда занимает бывшее здание Русского для внешней торговли банка:
Построено оно было в 1914-м году.
Его автор - гражданский инженер П. И. Балинский, более всего известный своими проектами наземного метрополитена в Петербурге и Москве.
А напротив стоит еще один образчик модерна - дом Сибирякова, построенный в начале XX века архитектором Н. Г. Мошковым:
А через один дом стоит еще одна работа А. А. Щербачева - дом Хреновой:
Построенный в 1891-1892 годах свой нынешний облик он приобрел после перестройки Щербачевым в 1907 году:
Один из углов следующего перекрестка занимает интересное здание почты:
Изначально это был обычный трехэтажный дом, построенный по образцовому проекту в 1880-е. Большую часть здания арендовала самарская почтовая контора.
Свой современный облик здание получило после перестройки в начале 1910-х годов:
Над главным входом появился земной шар и рельеф под ним:
Я сперва думал, что это что-то советское, но как оказалось, это вариация на тему рельефа Константина Менье "Индустрия":
Здание является памятником культуры с очень забавной формулировкой:
А на противоположном углу стоит импозантная сталинка, построенная в 1940-е:
К нему примыкает здание Самарской публичной библиотеки, читателем которой был Ленин (говорил жене, что идет к любовнице, говорил любовнице, что идет к жене, а сам в библиотеку и работать, работать, работать):
К нему примыкает бывший особняк Аржанова:
Свой современный облик он приобрел после перестройки в 1917-м году по проекту архитектора Д. А. Вернера.
А если пройти еще немного вперед, то на противоположной стороне можно увидеть еще одну работу А. А. Щербачева, на этот раз в Мавританском стиле:
Это бывший дом Белоусова, построенный в 1898-м году.
Выходим на площадь Революции. В центре нее стоит памятник Ленину на необычной формы постаменте:
Сам Ильич отлит по типовой модели скульптора М. Г. Манизера (аналогичная статуя стояла в Пушкине, а потом оказалась в Германии)
Фигура вождя выглядит слишком маленькой для этого постамента. Это не случайно. Дело в том, что изначально здесь стоял не Ильич, а Александр II, причем не один, а с целой группой символических фигур на постаменте. Памятник был поставлен в 1889-м году по проекту В. И. Шервуда и выглядел так:
В 1918-м году Алекандра II сняли с постамента, а на его место поставили памятник "Освобожденному труду": рабочего, сжимавшего в одной руке винтовку, в другой факел, у ног которого лежали серп, молот и наковальня. Памятник окружали четыре бюста видных марксистов (видимо на месте аллегорических фигур). Автором памятника стал скульптор самарского Пролеткульта Николай Копылов. Однако уже в марте 1920-го года комиссия решила, что рабочий разваливается на части, да к тому же и он и бюсты выполнены "нехудожественно", поэтому их следует снять. Вместо рабочего на постаменте поставили обелиск:
И наконец, к 10-летию Октября был установлен памятник Ленину, который и стоит здесь в наши дни (интересно, что покупался он городом в рассрочку - 25% при подписании договора, 25% - при доставке скульптуры в Самару, а оставшиеся 50% - в январе 1928 года):
Одно из самых заметных зданий площади - Окружной суд:
Изначально он был построен в 1857-м году для купца Светова, но в 1869-м году он был конфискован в казну за неуплату налогов и в нем разместился суд (что интересно, проект реконструкции здания был разработан еще за два года до конфискации, в 1867-м году).
Позднее, в 1902-1903 годах здание было еще раз реконструировано по проекту архитектора Ф. П, Засухина. Именно с этой реконструкцией связаны мотивы модерна в декоре фасада.
В этом здании в качестве помощника присяжного поверенного работал Ленин, о чем напоминает очередная мемориальная доска:
К зданию суда примыкает бывший дом Назарова, в котором размещалась типография газеты "Самарский вестник". В ней успел опубликовать свою статью Ленин, что тоже отмечено мемориальной доской.
За площадью, рядом с ее углом стоит бывший дом Любимова - еще одна работа архитектора Г. Н. Мошкова:
Он был построен в 1912-м году и оформлен в духе рационального модерна.
Еще один образец модерна, стоящий в юго-восточном углу площади - дом Тареева, приобревший свой современный облик в 1917-м году:
Теперь вновь вернемся на улицу Фрунзе и по ней пройдем немного назад. Во дворе одного из домов можно встретить очаровательный домик с фахверковыми конструкциями.
И напоследок - свидетельство проникновения высокой питерской культуры ;-)