Выставка-летопись «Непостижимая тайна творения Андрея Рублева»
«Во всякой национальной культуре есть свои идеалы, к которым она стремится. Национальные идеалы культуры русского народа полнее всего выражены в творениях двух ее гениев: Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте»
Академик Д.С. Лихачев
Более половины тысячелетия минуло с той поры, когда в городах и монастырях Северо-Восточной Руси жил и творил гениальный художник – монах-иконописец Андрей Рублев (около 1360 – 1430), с именем которого связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.
К 660-летию со дня рождения одного из величайших древнерусских живописцев библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь приурочила выставку-летопись «Непостижимая тайна творения Андрея Рублева», цитатой которой выступили восторженные строки русского поэта Серебряного века Николая Гумилева: «Все это кистью достохвальной/ Андрей Рублев мне начертал,/ И в этой жизни труд печальный/ Благословеньем Божьим стал».
«Андрей Рублев» В. Сергеева из серии «Жизнь замечательных людей», «Мировоззрение Андрея Рублева» В. Плугина, «Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева», «Из летописи русского искусства: о прославленных памятниках нашего древнего зодчества и живописи, книжного и ювелирного дела и о создававших их искусных мастерах», «Шедевры древнерусской живописи» и другие издания из фонда библиотеки рассказывают о жизненном и творческом пути русского мастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, причисленного Русской православной церковью в честь тысячелетия Крещения Руси к лику святых.
Жизнь и деяния Андрея Рублева вызывали и продолжают вызывать споры историков – сведения о том, к какому сословию Рублев принадлежал, кто были его родители, где он родился и какое имя получил при рождении (Андрей – имя, данное ему при постриге) затерялись в толще веков. По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублево, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы, по другой – его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Единодушны историки в том, что Андрею Рублеву выпало жить в суровые, но славные времена Отечества. Ему было чуть больше 20 лет, когда в 1380 году Великий московский князь Дмитрий Иванович, получивший впоследствии прозвище Донской, «повел к Дону войско ратное на битву с ордынцами». Глубоко в сердце запали юному иноку просветленные лица дружинников – впоследствии этот свет, покой и умиротворение «идущих за Русь святую на смерть» Рублев отразит в своих иконах. «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные».
Но если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в оценке его искусства информация схожа. Современники чтили Рублева не только как искусного мастера – его называли «иноком смиренным», «мужем в добродетели совершенным», «всех превосходящим в мудрости», другими словами – человеком чистых высоких помыслов и редкого ума.
«Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева, столь высоки, что они были бы чудом, – пишет Лихачев, – если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюдать в действительности».
По преданию, в число «богоугодных деяний» Рублева входит участие в настенных росписях Благовещенского собора Московского Кремля (вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца); написание фресок и икон в Успенском соборе во Владимире (вместе с Даниилом Черным); написание иконы, получившей впоследствии название «Звенигородский чин»; совместное с Даниилом Черным руководство работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, в котором Рублевым была написана всемирно известная икона «Троица».
Составленное в XVII веке «Сказание о святых иконописцах» повествует, что икону «Троица» («Святая Троица») Рублев написал по повелению Никона (ученика основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского) – «в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу». «Троица» стала «венцом творения», самой знаменитой работой Рублева, о которой известный русский священнослужитель, богослов, религиозный философ и поэт Павел Флоренский писал: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог». По мнению ряда богословов и искусствоведов, одной только иконы «Святой Троицы» было бы достаточно, чтобы ее гениальный творец навечно вошел в историю мировой культуры. К сожалению, о «Троице», хранящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи, сегодня знают гораздо больше, чем об иконописце Андрее Рублеве, имя которого считается символом древнерусского искусства, символом Святой Руси.
Незадолго до своей кончины в 1430 году Рублев вместе с Даниилом Черным расписывал Спасский собор московского Андроникова монастыря и, по утверждению искусствоведов, там же и был похоронен. В 1947 году «для спасения архитектурного ансамбля Спасо-Андроникова монастыря и сохранения памяти о похороненном здесь великом русском иконописце Андрее Рублеве» в нем был основан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, перед входом в который установлен памятник великому русскому живописцу.
Советский историк-славист, специалист в области истории и культуры России X-XIX веков Михаил Тихомиров пророчески отмечал: «Образы эти стоят перед нашими глазами и восхищают нас, как восхищали современников Андрея Рублева, и будут восхищать всех любящих прошлое и настоящее русского народа».