Лихие 90-е. Свобода без границ
В прошлом году я уже рассказывала про Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков. В этом мы выбрались туда ещё раз – на выставку «Лихие 90-е. Свобода без границ». И хоть выставка уже закончилась, я хочу о ней рассказать (но на будущее надо мне с этой порочной практикой рассказывать постфактум прощаться – все-таки я не хочу просто хвастаться, где была, я хочу и в реале приобщать друзей к прекрасному, как сама приобщаюсь благодаря многим из вас).
О том, какие изменение произошли в стране в 90-е, думаю, рассказывать смысла не имеет. И никого не удивит, что изменения эти коснулись творческой сферы. Тогда нам открылся новый мир, поражающий своим многообразием. К этому мы были не готовы, поэтому ни о каком выборе речи не шло – тащили все. Поэтому искусство девяностых отличалось вавилонским многообразием. Стало можно все, и появились оригинальные инсталляции, претенциозные перформансы, скандальные акции, сарказм и сатира, откровенные сцены, провокации. Смело, ново, абсурдно. Кто-то воспринимал новый мир с энтузиазмом, кто-то наоборот с тоской наблюдал за нравственной деградацией.
Ценность представленных на выставке работ в том, что это не воспоминания и представления о 90-х, это именно работы того времени, т.е. отражение эпохи. Я ожидала немного другого – мои воспоминания о тех славных деньках сильно отличались от увиденного. Поэтому я бы сказала, что дух эпохи я не почувствовала. Но, скорее всего, дело в разных мирах, в которых вращались художники и моя семья.
Надо признать, что я и фамилии-то ни одной знакомой не встретила. А представлены были произведения Владислава Мамышева Монро, Василия Комара, Александра Меламида, Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича, Тимура Новикова, Беллы Матвеевой, Ольги Тобрелутс, Марины Колдобской, Гиппер-Пуппера, Виктора Данилова, Михаила Гавричкова, Остапа Драгомощенко, Василия Голубева, Александра Лоцмана, Евгения Тыкоцкого, Владимира Канищева, Гелия Коржева, Виталия Тюленева, Алексея Штерна, Виктора Мымрина, Натальи Нестеровой и многих других – всего участвовало более ста российских мастеров.
Знаете, что отличает все эти работы от современного искусства? Несмотря на творящуюся вакханалию про них, в общем-то, нельзя сказать «он художник, он так видит». Потому что каким бы оригинальным ни было это видение, чувствуется, что люди умели рисовать и понимали, что они делают. В то время как сейчас любой криворукий чудак может объявить себя художником и выставить свои «работы» на всеобщее обозрение. И если кто-то посмеет сказать, что король-то голый, в ответ узнает о толерантности, свободе самовыражения и прочих вроде бы и правильных вещах, только вот, к сожалению, уже извращенных до предела.
И закончу наиболее понравившейся мне картиной – Семенов Арсений «Похищении Европы» (1998 г.). Злободневно, я бы сказала :)
17 марта в музее откроются три новые выставки - «Мастерская в лицах» (выставка, приуроченная к 80-летнему юбилею петербургского живописца Анатолия Заславского), «Коломяжская утопия» (выставка, посвящённая творчеству двух петербургских скульпторов — Александра Позина и Марины Спивак), «Игра с облаками» (выставка Евгения Расторгуева, московского живописца, скульптора, книжного графика, одного из представителей либерального крыла Московского Союза художников).
Не могу сказать, что какая-либо из них меня заинтересовала настолько, что я точно пойду, но уверена - будет интересно. Я рада, что открыла для себя этот музей.