Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Мнение Дмитрия Филиппова
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию главу «Мнение Дмитрия Филиппова».
Дмитрий Филиппов работает на «Радио России» (Санкт-Петербург). Он автор и ведущий передач «Музыкальная гостиная», «Невский рок» и «Три четверти». Кстати, несколько лет назад один из выпусков передачи «Невский рок» был полностью посвящён новгородской рок-музыке. Дмитрий имеет два высших образования: техническое и гуманитарное плюс образование музыкальное (по классу фортепиано). В разное время он был капитаном команды КВН, участником Ленинградского рок-клуба, работал на «Радио Фонтанка.FM» и «Радио Imagine». Помимо этого Дмитрий занимается творчеством. Он периодически выступает со своими сольными программами, записывает и выпускает альбомы. Вот его мнение об отечественной популярной музыке.
NB: интервью состоялось в октябре 2020 года.
Дмитрий Иванов (Бардымский, дальше Д. И.): Если условно поделить развитие нашей популярной музыки за последние пятьдесят лет на временные периоды, то, что это за периоды? Чем характеризуется каждый период и кого в каждом можно особо выделить?
Дмитрий Филиппов (дальше Д. Ф.): 70-е были уникальным временем. Молодые парни учились играть рок. Учились писать по-русски. Не имели никакой возможности записывать песни в студиях. Их туда попросту не пускали. Записывались они, где попало и как попало. Но даже по тем крохам, которые каким-то образом сохранились, можно видеть, насколько это были интересные группы. Уже к середине 70-х существовало изрядное количество коллективов и в Москве и в Ленинграде, и, конечно же, в Прибалтике.
По песням «Машины времени» 76-го года, записанным для программы «Музыкальный киоск», можно получить представление, как это все могло бы звучать, если бы группы имели доступ к профессиональным студиям. К сожалению, советская идеология задушила советскую рок-музыку 70-х. И как раз по причине краха советской системы мы и получили рок 80-х и его великолепное наследие.
Новое поколение музыкантов, вдобавок к тем супергруппам, которые вышли из 70-х, дали тот музыкальный материал, который до сих пор составляет золотой фонд отечественной рок-музыки. А вот 90-е в силу экономической ситуации практически полностью убили рок в России. Победила самая низкопробная эстрадная псевдокультура. Единицы самых популярных рок-групп продолжали свою деятельность, без прежнего успеха. И в это время возникла чудовищная смесь русского шансона с электрогитарами и сиротской песни под названием «русский рок». Утрирую? Да. Но суть остается прежней.
Новое поколение молодых людей, не знавшее традиций рока и его образцов, с радостью породило нечто, что ошибочно считается теперь отечественной рок-музыкой. Видимо, кому-то так нужно. Собственно, эта ситуация и перекочевала в 2000-е, не дав ничего нового. А начиналось все в 70-е и 80-е многообещающе.
Д. И.: В чём причина того, что у нас до сих пор нет пока ни одного мирового хита (нет интересных в музыкальном отношении песен, идей, плохо налажен механизм «раскрутки» или тут какая-то другая причина)?
Д. Ф.: Песни есть... У лучших групп много лучших песен. Они имели успех в свое время и стали историей. У нас не было «Битлз», но их не было и в истории рок-музыки других стран. Но у нас есть «Машина времени», а это серьезно. У нас есть «Аквариум», а это океан прекрасной музыки и так далее. Даже поп-рок-группа «Цветы» одарила любителей музыки такой песней, как «Бах творит». А это номер высочайшего уровня. Много очень хороших песен, но кто их передает? Кто их слушает?
Д. И.: Насколько, по-твоему, справедливо мнение, что развитие рок-музыки в мировом масштабе закончилось к середине 70-х годов и самый пик этой музыки это середина 60х – начало 70х годов?
Д. Ф.: Не думаю, что справедливо. 80-е породили «Новую волну», которая придала музыке изрядную четкость, продуманную лаконичность (не в ущерб художественной стороне) ну и, соответственно, количество рок-групп 80-х, выдавших на-гора тонны прекрасной музыки огромно.
Д. И.: Является ли, по-твоему, искусство джаза более тонким и элитарным по сравнению с рок-музыкой?
Д. Ф.: Хотел бы сказать «да», но — нет. Благодаря «арт-року», «прогрессив — року» рок и джаз сравнялись в своей сложности, интеллектуальности и высокой художественности. Причем, рок на голову превзошел джаз в области концептуальных работ. Начиная с битловского «Сержанта», с флойдовского «Dark Side», мир получил десятки шикарных концептуальных альбомов различных рок-групп. Подобного в джазе не было, и не могло быть. Опять же — нет смысла устраивать какую-то конкуренцию между этими двумя родственными музыкальными направлениями. Они самодостаточны, но прекрасно пересекаются друг с другом.
Д. И.: Как лично ты относишься к мнению некоторых джазовых и рок-музыкантов о том, что законченное академическое образование приучает музыкантов к определённому шаблонному мышлению и сковывает музыкальную фантазию?
Д. Ф.: Несомненно. И эту точку зрения поддерживает большое количество музыкантов, в том числе и тех, кто сам «пострадал» от консерваторской муштры. Увы, но подобное отечественное (ибо в других странах подход слегка отличается) образование напрочь уничтожает индивидуальность музыканта, делая его очень профессиональным, но абсолютно безликим исполнителем, способным заменить себе подобного, в любом оркестре, или ансамбле. На то и рассчитано… «Отряд не заметит потери бойца». Протест против этого и был основной движущей силой 80-х. Музыканты, играющие новую волну, не обладали высоким исполнительским мастерством, но отлично понимали, чем настоящая, живая подача отличается от профессионального мертвяка.
Д. И.: Какие примеры сотрудничества отечественных и зарубежных музыкантов известны тебе?
Д. Ф.: В первую очередь, «Аквариум». Начиная с конца 80-х контакты БГ с Дейвом Стюартом стали ярким примером такого партнерства. Коха (группа «Пушкинг»), то есть Костя Шустарев выпустил шикарный диск дуэтов со звездами первой величины. «Рок штат» несколько лет имел контракт с EMI France. Вот только у нас СМИ молчат обо всем этом. Редкостная стойкость. Ну и вершина торжества: запись «Машины» на Abbey road и выпуск альбома, который продюсировал Хэмиш Стюарт при участии Пола Виккенса. Если кто не в курсе, это музыканты, сотрудничавшие с Маккартни. Викс до сих пор с ним играет. Можно и «Цветы» привести в пример, и многих других.
Д. И.: Не возникала ли на «Радио России» идея проводить конкурсы рок-групп?
Д. Ф.: «Радио России» не является музыкальной радиостанцией. Это государственное СМИ, которое удовлетворяет вкусы самой широкой аудитории. Тот факт, что на «Радио России» (Петербург) выходят передачи, посвященные рок музыке — заслуга, увы, конкретно моя. Я счел, что это необходимо, и десять лет назад предложил редакции подобный формат. Редакция не была против. Вот передача и выходит. Если я уволюсь, или мне надоест — передача перестанет выходить. Чистая инициатива, конкретного человека, в моем лице. Никем, никак не поддерживаемая. Но и не попираемая.
Для того чтобы проводить какие-то конкурсы и викторины, нужно иметь какое-то количество групп, играющих примерно в одинаковом направлении и желающих выяснять, кто на свете всех милее. Такой ситуации давно уже не наблюдается. Каждый дует в свою дуду. И конкурировать с рядом играющим просто стилистически никак не может. Посему я и выпускаю каждый месяц радио рок-дайджест, в котором находится место самым разным коллективам. И это, на мой взгляд, хорошо и правильно. Музыка — не спорт, здесь присуждать места, как-то неумно, что ли. Сочинил хорошую песню, записал ее — и слава Богу.
Д. И.: Если бы тебя спросили, какие песни наших групп, записанных в течении последних пятидесяти лет нужно послушать обязательно, что бы ты выбрал(песен десять, можно и больше)?
Д. Ф.: Невозможно из такого океана прекрасной музыки выбрать десять песен. Даже десять групп не выбрать, оставив «за бортом» несколько десятков других. Я бы просто рекомендовал слушать эту музыку. «Машину времени», «Воскресение», «Мифы» Юрия Ильченко, «Санкт-Петербург», «Зоопарк», «Аквариум», «Пикник», «Алису», «Телевизор», «Кино», «Странные игры»... уже получилось 12, а там еще, еще и еще. И у каждой группы не десяток песен, а значительно больше.
Фотографии предоставлены Дмитрием Филипповым.