Новое
Роберт Карапетян: Для позитивных кинокартин о регионе необходимо финансирование
На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил режиссер документального кино и тележурналист Роберт Карапетян. В Екатеринбурге в Доме кино с 12 по 17 ноября уже в третий раз пройдет фестиваль «Неделя уральского кино», где покажут игровые, документальные и анимационные фильмы. Один из участников фестиваля Роберт Карапетян — режиссер и главный редактор телевизионного агентства «Скрытая камера» — представит премьеры трех документальных фильмов. Мы решили поговорить с ним о киноиндустрии и узнать, какое место в ней занимает документальное кино. — Роберт, ровно год прошел с премьеры документального фильма «Найден, жив!» о работе поискового отряда «Прорыв». Можете подвести итоги: как его приняли зрители, как сложилась его фестивальная история? — Все показы этого фильма проходили при почти полных залах. Фильм «Найден, жив!» признан лучшим в основной номинации «Документальный фильм» сезона «Весна 2024» Международного кинофестиваля Ural Shorts. Фильм стал финалистом Международного кинофестиваля «СВЕТ МИРУ» в номинации «Неигровой фильм». — Удалось ли привлечь внимание к проблемам отряда, что-то решить? — Благодаря показу фильма нам удалось привлечь внимание к отряду «Прорыв» и решить одну из важных проблем с квадрокоптером. После просмотра фильма неравнодушные зрители и лидер движения «Фитнес Мама» Анна Оглезнева организовали сбор средств и приобрели для отряда квадрокоптер с тепловизором, который сейчас используют в поисках пропавших. Это пример того, как документальное кино приносит пользу людям. — На неделе Уральского кино телевизионное агентство «Скрытая камера» и заповедник «Денежкин камень» представляют программу телевизионных документальных фильмов, где вы выступили в роли режиссера: «По следам животных», «Карбоновый след», «Жизнь без отходов». Расскажите об этих картинах? — Фильм «По следам животных» я снимал с сотрудниками заповедника «Денежкин Камень». Съемки проходили зимой, мы показали зимние маршрутные учеты — как происходит учет животных по следам, которые они оставляют на снегу. Несколько групп по 2-3 человека идут в пятидневный поход на лыжах. Проходят по 160 километров, с собой несут тяжелый рюкзак с едой, одеждой, спальником. На ночлег останавливаются в зимовьях (лесные избушки на территории заповедника). В этом фильме одним из героев стал известный путешественник Олег Чегодаев. Он отправился на учеты вместе с директором заповедника Анной Квашниной. Олег Чегодаев еще и помог со съемками этого эпизода, стал членом съемочной группы. Его кадры, в том числе с квадрокоптера, вошли в фильм. Фильм «Карбоновый след» повествует о работе карбонового полигона Уральского федерального университета. Цель этих полигонов, созданных по всей России, изучать, как леса запасают СО2. Уральские ученые ищут способы увеличить производительность наших лесов по запасанию углерода и снизить разрушительное влияние углекислого газа на природу. После съемок этого фильма я иначе стал относиться к лесам, узнав о процессах, которые там происходят. Например, я узнал, что такое дыхание грибов. Мне кажется, зрителям тоже будет интересно познакомиться с этой темой, после просмотра фильма они смогут гордиться нашими уральскими учеными. В проекте карбонового полигона участвуют ведущие вузы и научные институты региона. Фильм «Жизнь без отходов» — про экожителя Екатеринбурга Дину Хитрову. Она не покупает новые вещи, а подшивает старые. Сортирует мусор и сдает в переработку. Во время пробежки по городскому парку собирает мусор. Не использует пластик, а сама шьет экомешочки. Из использованных кассовых чеков делает акварельную бумагу для своих картин, давая вторую жизнь материалам. А по городу передвигается пешком или на велосипеде, чтобы снизить выбросы транспорта. Этот фильм снимали 3,5 года, нам удалось показать героиню во времени. Очень много эпизодов было снято, один интереснее другого. Например, Дине разрешили побывать на предприятии «Уралвторма», где перерабатывают бумагу, картон и пластик. Например, из пластиковых крышек делают скамейки. Специально для нашей съемочной группы, чтобы продемонстрировать неубиваемость и долговечность изделий из переработанного пластика, сотрудники подожгли скамейку. В ближайшее время этот фильм мы покажем по телеканалам, затем будет фестивальная история, в том числе выставим для участия в национальной премии «ТЭФИ-Регион-2025». — Ближайшие годы в стране и в регионе предполагается развитие креативных индустрий. Кинопроизводство в регионах признается основным драйвером их роста. Помимо прямых инвестиций, предполагается расширение инструментов помощи от государства, включая механизм рибейта. Документальное кино можно отнести к креативной индустрии, или это социальный инструмент? — Документальное кино можно смело отнести к креативной индустрии. Один из моих премьерных фильмов — «Жизнь без отходов» — имеет самое непосредственное отношение к креативным индустриям. Дело в том, что я его снимал в сотрудничестве с Центром креативных прототипов Екатеринбургского театрального института. Аналогичные центры были созданы по всей стране, всего их 26. Это современное технологичное креативное пространство, где каждый желающий может прийти со своими творческими идеями, а специалисты центра помогут их воплотить. В Центре креативных прототипов ЕГТИ мы записали интервью с главной героиней Диной Хитровой, воспользовавшись профессиональной звукостудией. А еще мы там записали промо-ролик. В театральном институте не только современное видео и аудио оборудование, но и прекрасные профессиональные дикторские голоса. — Может ли документальное кино как часть киноиндустрии претендовать на помощь государства? Каким способом, по вашему мнению? — Государство уже оказывает помощь кинематографистам. Министерство культуры РФ ежегодно выделяет студиям субсидии. Конечно, хотелось бы увеличить и размер, и количество грантов. Фильм «Найден, жив!» был снят мной на студии «Уралфильм» именно на грант федерального минкульта. А вот фильм «Жизнь без отходов» на грант Минкультуры России не прошел, и в итоге я снимал этот фильм на собственные средства. Мне повезло, что я сам владею всем технологическим процессом и выступил в роли режиссера, автора сценария, оператора, монтажера и продюсера. — Если для игрового кино существуют формы получение дохода — прокат в кинозалах и продажа картины стриминговым платформам, то какие формы монетизации можно предположить для «документалки»? — К сожалению, надо признать, что сейчас документальное кино совершенно убыточное занятие. О монетизации можно только мечтать. Это продукт не для массового зрителя, хотя интерес к этому жанру с каждым годом растет. В основном это фестивальный продукт. Редкие фильмы видят даже телеэфир. Судьба большинства картин — после фестивалей лежать и пылиться на полке. Мое телевизионное прошлое помогает адаптировать свои фильмы под телеаудиторию, поэтому мне проще договориться с телеканалами на эфир. Но они тоже не платят, их показывают бесплатно. Просто для того, чтобы этот фильм увидело как можно больше людей. Иначе зачем же тогда снимать? После фестивалей и телеэфиров мы выкладываем их в интернет. Спонсорам тоже не интересно выделять средства на съемки документальных фильмов. Не знаю, хорошо это или плохо, но надо же понимать, что документальное кино не может существовать в коммерческой истории. Если здесь будет работать схема «кто платит, тот и заказывает музыку», это уже не будет честное, настоящее и документальное. Министерство культуры России, выделяя средства на фильм, не вмешивается в его содержание, не цензурирует, не просит согласовывать. Это исключительно взгляд автора. И это, я считаю, очень ценно. Например, именно эта помощь государства и позволила мне в 2019 году снять фильм «Мертвая река» на такую острую экологическую тему, как загрязнение рек на севере Свердловской области. Ни одна коммерческая структура не выделила бы средства на эту тему. — При реализации механизма рибейта предполагается использование локаций региона, представление их в положительном ключе, чтобы зрители потом поехали в регион. Документальное кино вскрывает проблемы, регион и территория съемок оказываются связанными с не всегда позитивными фактами. Как это можно увязать с необходимостью продвигать регионы в конкуренции за внутреннего туриста? Будут ли власти регионов и городов финансировать фильмы о проблемах? — Я уверен, что региональные власти не будут финансировать проблемные фильмы. Если только это не глобальные проблемы в региональном аспекте. Например, как влияет глобальное потепление на уральский климат. Но документальное кино не всегда о проблемах. Можно снимать доброе, вечное. Регионы можно прекрасно представить и продвинуть именно в жанре доккино. Это уральская промышленность, это рабочие династии, культура, талантливые личности, уникальная природа, наука, туризм. Позитивных тем гора и маленькая тележка. Только дайте финансирование, и будет вам позитивное кино про регион. Но даже на позитивные темы не выделяются средства. Есть отдельные региональные стипендии, но их недостаточно для съемок фильма. — Проявляют ли стриминговые платформы интерес к документальному кино? — Я вижу, что на этих платформах есть раздел с документальным кино, но у меня лично нет опыта работы с ними. — Как можно вписать документальное кино в стратегию развития региона, в частности, туристической привлекательности? — Туристическая тема прекрасно может быть представлена в жанре документального кино. В нашем уральском регионе тем можно придумать очень много. Еще много природных объектов, о которых мало кто знает. А документальное кино может заполнить эти пробелы, показать не просто очередную гору, а создать вокруг этого целую историю, привлекая туристов, краеведов, историков, показывая инфраструктуру и бизнес вокруг этих природных объектов. Ведь ни один рекламный ролик или презентационный фильм не даст такого спектра эмоций и знаний, как документальное кино. Этот продукт — «нетленка». Его можно смотреть спустя время. И через 10-20 лет, включив такой фильм, зритель получит удовольствие от просмотра. — Расскажите о ваших творческих планах? — Этим летом я снимал документальный фильм на перевале Дятлова о маркировке самого северного участка Большой уральской тропы. Это пример туристического документального фильма, где я снимал весь поход в репортажном стиле, без постановочных кадров. Да там не было ни времени, ни сил на это. Все покажем честно! Как утопали в болоте, как тащили на себе 20-килограммовый рюкзак, как ели снег и строили баню на берегу реки, чтобы помыться, как сражались в 35-градусную жару с северной мошкой и оводами. Группа волонтеров отправилась в девятидневный поход на перевал Дятлова, чтобы нанести на деревья маркировку, которая позволит туристам безопасно ходить по этому маршруту и не заблудиться. Сейчас работаю над монтажом этого фильма. Надеюсь, что в январе-феврале 2025 года презентуем зрителям кино. Напомним, что Неделя уральского кино пройдет в Екатеринбурге с 12 по 17 ноября. Всего в программе запланирован 21 сеанс. Большая часть показов пройдет в большом зале Дома кино. Мероприятие пройдет при поддержке министерства культуры РФ и министерства культуры Свердловской области. Официальный партнер Недели — сеть оптик «Культура зрения». Фото предоставлено Робертом Карапетяном