В филармонии прошел фестиваль «Музыкальная осень в Твери»
В Тверской филармонии в 54-й раз состоялся фестиваль «Музыкальная осень в Твери». Об этом сообщают «Тверские ведомости».
По традиции, открытие произошло в Международный день музыки. Начался праздник увертюрой к опере Антонио Вивальди «Олимпиада». Произведение этого композитора, Кончерто гроссо ре минор, вошло в программу концерта, как и его знаменитого предшественника – Арканджело Корелли, Кончерто гроссо №8 соль минор. Жанр Кончерто гроссо, что означает большой концерт, возник в конце XVII века в Северной Италии. Как для всякой музыки эпохи барокко, для Кончерто гроссо характерны сильные контрасты. В его основе лежит принцип светотени – когда небольшая группа солирующих инструментов противопоставляется общей массе оркестра. Все 12 концертов Корелли, одного из основоположников этого жанра, были опубликованы в 1714 году. Один из них, Кончерто гроссо №8 соль минор, написан для ансамбля, состоящего из двух скрипок и виолончели, струнных и баса континуо, и был предназначен для исполнения под сводами церкви.
Во втором отделении концерта прозвучало гениальное произведение Перголези «Stabat Mater», основанное на средневековом тексте о страданиях Пресвятой Богородицы у подножия Голгофы. К этой теме обращались многие композиторы, но шедевр духовной музыки Перголези – безусловная вершина среди всех этих произведений. В Тверской филармонии прозвучала версия для солистов, смешанного хора, камерного оркестра и органа.
В истории музыки Джованни Батиста Перголези остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Многие исследователи полагают, что если бы он умер не в 26 лет, а хотя бы в 35, как Моцарт, то его имя могло бы стоять в одном ряду с именами самых величайших композиторов. За десять лет творчества он оставил впечатляющее наследие и сделал для своего времени блестящую карьеру, он взбудоражил Париж, привезя туда первую в мире комическую оперу «Служанка-госпожа», которая положила начало этому жанру. Но самым лучшим, непревзойденным шедевром мастера остается «Stabat Mater».
Композиция представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров, где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются разные по характеру части, лирические и драматические, что делает ее близкой к опере. Созданию кантаты предшествовала личная драма Перголезе: он был влюблен в юную неаполитанку, она отвечала ему взаимностью, но родители были против ее союза с бедным музыкантом. Девушку отправили в монастырь, где она вскоре скончалась от чахотки. На фоне душевных терзаний болезнь одолела и самого композитора. Весь последний год своей жизни, когда он работал над «Stabat Mater», в его комнате было изображение Девы Марии, напоминавшее ему умершую возлюбленную. Страдания молодого гения нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сейчас, спустя почти триста лет с момента ее написания, она вызывает очень сильные чувства.
Директор филармонии Владимир Белов отметил высокий профессиональный рост тверских музыкантов и вокалистов, о чем свидетельствует программа, которую он назвал колоссальной, и сообщил, что эти произведения будут исполнены в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в том же составе, который был на фестивале: губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» (дирижер – Андрей Кружков), губернаторский камерный хор «Русский партес» (хормейстер – Максим Перадзе), ведущие солисты филармонии Ольга Атрохова (меццосопрано) и Эмма Штуко (сопрано).
Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» продолжался две недели, зрителям были представлены программы разнообразных жанров, звучала музыка оркестровая, камерная, органная, джаз. А завершился фестиваль вечером фортепианной музыки, которую исполнил один из виртуозов нашего времени Валерий Кулешов.
The post В филармонии прошел фестиваль «Музыкальная осень в Твери» first appeared on Tverlife.ru.