Новое
Премьера в новом жанре: Тверской зритель увидел драму Анны Карениной
В минувшие выходные, 26 и 27 октября, Тверской театр драмы представил спектакль-дайджест «Анна Каренина». Это произведение Льва Николаевича Толстого знакомо каждому зрителю. А крылатая фраза «всё смешалось в доме Облонских» давно стала народной. И если с произведением в общих чертах всё довольно понятно — семейная драма из-за вспыхнувшей страсти, то что же такое спектакль в жанре дайджест, и как рассказать историю, занявшую 700 страниц книжного текста, на сцене за три часа? Вопрос риторический. Режиссёр Дмитрий Петрунь представил своё видение классики. Нельзя сказать, что это вышло схематично, как предполагает жанр, но некоторые моменты всё же оказались в тени. На них мы более подробно остановимся чуть позже. А пока прозвучал третий звонок, и гул зрительного зала затих в ожидании пролога. С первых минут спектакля мы погружаемся в атмосферу галантного века с яркими образами, танцевальными мотивами и разговорами о сердечных делах. Здесь всё размеренно и, казалось бы, спокойно, точно выверено и предсказуемо. Вероятно это застаёт главную героиню врасплох. Она ощущает глоток свежего воздуха с появлением молодого, эффектного кавалера Вронского. Однако перемена в её характере после нахлынувших чувств, на мой взгляд, не сильно прослеживается. По роману Анна прожила в браке с мужем восемь лет, выйдя замуж примерно в 16, как и почти все девушки её времени. Алексей старше на 20 лет, что, конечно, не могло не отразиться на их взаимоотношениях. Он холодный, рассудительный и конкретный, она эмоциональна и переменчива. Это отношения, где человек любил, как умел, как позволял темперамент. Его понимание ситуации и милосердие заслуживает уважения. Настоящую решительность и непреклонность Каренин проявил только в отношении сына, которого не оставил с матерью после измены. Не совсем понятно, почему Анна в одном из диалогов с Вронским называет мужа страшной машиной, что ни перед чем не остановится. На деле совсем наоборот: он не единожды просил её сохранить доброе имя и всё сгладить, думая о будущем их общего ребёнка, но Анна вновь проявила непостоянство. Эта черта сквозит почти в каждом поступке. Если рассмотреть детально, то даже совершив страшный христианский грех, она получила шанс быть прощённой, но угрызения совести и сомнения в своём выборе гнетут её до конца жизни. Звонкий рёв поезда в нескольких сценах спектакля, как предвестник фатального исхода. Также его можно сравнить с резким контрастом между семейными парами, на которых ставил акцент Толстой. В противопоставление Карениным мы видим на первый взгляд благополучную семью Левиных. Её глава с большей вероятностью автопортрет Льва Николаевича. Многие истории из жизни писателя стали биографией персонажа. Для Толстого идеал семьи тот, где пара многое прошла, узнав друг друга в разных ситуациях и преодолев кризисы. Левиным это удалось, хотя их отношения можно считать неоднозначными: Кити с появлением детей ушла в бытовые хлопоты, а её муж растворился в духовных исканиях и стал ещё более отрешённым от мира. Здесь хорошо заметно сходство с героями «Войны и мира» Пьером Безуховым и Наташей Ростовой. Счастливы ли обе эти пары — вопрос дискуссионный, ведь, по Толстому, самореализация для женщины наступает только с материнством. Финал Анны Карениной — трагическая точка не только одной конкретной семьи, но и целого общества, где нет ничего ценнее человеческой жизни. Мы можем только предположить, как сложилась бы судьба героини, не соверши она роковой поступок. И на последнем аккорде спектакля в голове возник немой вопрос: а так ли сильно Анна любила сына, если добровольно решила оставить его без матери? Тяжёлая философская драма, оставляющая поле для размышления после просмотра. Хочется поблагодарить труппу театра и поздравить с новой яркой вехой, интерпретацией классики в необычном жанре дайджеста, который, хоть и предполагает акцент только на основных мотивах, всё же позволил зрителю полноценно прожить эту историю.