Новости Тюмени
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Замдекана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института РАНХиГС – об этичности цифровой эпохи

Замдекана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института РАНХиГС – об этичности цифровой эпохи

В рамках Гайдаровского форума, проходившего 13-14 января, участниками экспертной площадки «Этика цифровизации» стали также ректор Московского института психоанализа Лев Сурат, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе» Галина Солдатова, проректор, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Игорь Чубаров.

Площадка подняла крайне важные и не до конца понятные вопросы этичности современного цифрового мира. SK-NEWS.RU приводит экспертное мнение заместителя декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, старшего преподавателя кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Сергея Решетняка.

«Мы делаем первые шаги в эпоху цифровизации и только задумываемся, каким будет новый мир, по каким правилам он будет функционировать. Его границы не в полной мере описаны и понятны. Самое важное, непонятно, совпадают ли границы с теми, в которых мы находимся сейчас. Речь об этических и правовых границах, которые для любого социума механизм контроля за поведением людей в обществе.

Уже сейчас понятно, что пределы доцифрового мира будут преодолены, поскольку меняется наше представление о технических возможностях и том, как они влияют на человека и общество в целом. Резонный вопрос: необходимо ли адаптировать имеющиеся регуляторы к цифровым реалиям или стоит подумать о создании новых механизмов регуляции или саморегуляции. Есть две позиции. Одна – в том, что мир и человеческое общество меняются, но системообразующие принципы и нормы неизменны. Они совершенствуются, эволюционируют, но кардинально не меняются. Последователи второго подхода говорят, что в современном мире становится больше акторов. Помимо человека уже сейчас ими становятся и машины, и программы, и искусственный интеллект в целом; меняется и восприятие человека. Обезличивание некоторых вещей за счёт технических новаций, например появление автоматизированных систем ведения войны, меняет восприятие человека и самой войны. Не случайно в технологически развитых странах люди перестали бояться ужасов войны, потому что уверены – воевать лично им не придётся. Сражения будут дистанционными. Отсюда и стирание границ приемлемости во время ведения боевых действий. Война превращается в компьютерную симуляцию, где как в игре человек перестает быть разумным организмом, а превращается в цель поражения – юнита.

В этих условиях и для таких новых акторов потребуется сформировать новую этику. Современная личность с новыми возможностями получения знаний и навыков становится более творческой. Это требует формирования нового требования к этике. Если раньше её нормы создавались коллективным бессознательным и приобретали статус нерушимой нормы, сейчас человек не готов принимать истинность норм на веру. Он хочет принимать те нормы, в процессе создания которых лично участвовал. Это постулаты новой демократичной личности и критерии, при которых современная этика может сформироваться как этика творческих саморегулируемых сообществ. Это приведет к существованию параллельно нескольких этических констант. Сейчас мы видим параллельное существование классической этики и этики новой нормальности. Причем не в масштабах разных государств, которые могут быть на разном уровне цивилизационного развития, а в масштабах одного общества. Самый наглядный пример – американское и европейские общества.

Важно, какой будет система образования, она должна транслировать этические догмы. Классическое образование упор делало на воспитании моральной личности. Мы наблюдаем переход на цифровые формы обучения, способные передать знания, но пока не способные транслировать моральные нормы, адаптировать личность в социум. Возникает проблема формирования новых внутренних этических правил, по которым будет проходить обучение. Например, норма включения как во время онлайн занятий и выключения микрофона, когда говорит лектор.

Меняется образ современного обучающегося. У многих сформировано кликовое мышление, когда для получения ответа требуется нажать одну кнопку или подать голосовой запрос. Современное подрастающее поколение чаще находится в онлайне, происходит симбиоз человека и технологии. Требуется не просто оцифровывание старых моделей обучения, а создание новых подходов при условии, что их интегрируют в представление общества об этичности.

Сейчас эти функции на себя берут правила эксплуатации программных продуктов и их администраторы. Но любая нормативная система является жесткой и не способна адаптироваться к гибким моделям. Так, например, правила Фейскук или Инстаграм, приняв нормы новой нормальности, вынуждены отказаться от классического этического подхода. Человеку дают выбор. Либо он принимает этические постулаты сообщества и коммуницирует в нём или он из него исключен или в принципе не пойдет туда. Это и есть новая этика сообществ.

У такой этики есть свои плюсы и минусы. Она формирует однобокое представление у членов сообщества о том, каким должен быть человек, как должен выглядеть и что делать. Кто не способен или не хочет соответствовать этим критериям, фактически становится изгоем или получает букет психологических проблем. Это особо актуально, поскольку общение в сети позволяет не сдерживать эмоции, человек становится более чувственным за счёт эмоционального раскрепощения, в то же время более уязвимым для эмоциональных атак со стороны, не всегда способен принимать удары в реальном мире.

Эти проблемы нам ещё предстоит даже не решить в ближайшее время, а хотя бы до конца понять. Важно, что такие дискуссии проводят на высоком уровне, они привлекают внимание экспертного сообщества, поскольку это не просто теория, это то, что станет для нас реальностью в скором времени».

РСХБ: более четверти россиян заказывают в ресторанах блюда, приготовленные из фермерских продуктов

Автомобилист на полной скорости въехал в обелиск Славы в Тюменской области

Новосибирский ресторатор Денис Иванов планирует открыть бары по франшизе за рубежом

В СберСтраховании рассказали, как минимизировать риск укуса клеща

Moscow.media

Новосибирский ресторатор Денис Иванов планирует открыть бары по франшизе за рубежом

РСХБ: более четверти россиян заказывают в ресторанах блюда, приготовленные из фермерских продуктов

РСХБ: более четверти россиян заказывают в ресторанах блюда, приготовленные из фермерских продуктов

РСХБ: более четверти россиян заказывают в ресторанах блюда, приготовленные из фермерских продуктов

Музыкальные новости

Новости Тюмени


Тюмень

Росгвардейцы и кадеты в Тюменской области участвуют в патриотических мероприятиях в преддверии Дня Победы



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Тюмени на сегодня

Другие новости Тюмени

Частные объявления в Тюмени




Новости от партнёров Russia24.pro


Мода

Аналитическое исследование «585*ЗОЛОТОЙ» показало, сколько тратят на обручальные кольца в 2024 году в разных городах России



Все новости часа на 123ru.net

Новости Тюменской области

Тюмень

Автомобилист на полной скорости въехал в обелиск Славы в Тюменской области

<

>
Moscow.media <::
:: Тюмень на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие города России

Новости Тюмени

Новости Тюмени


Тюмень

«Спасение» федеральной трассы Тюмень-Омск от затопления


Авто в Тюменской области


Спорт в Тюменской области



Новости тенниса


Андрей Рублёв

Рублев о победе на "Мастерсе" в Мадриде: у меня нет слов


Здоровье в Тюменской области


Экология в Тюменской области


Коронавирус в Тюменской области


Музыкальные новости


Юрий Шевчук

"Вся лажа этим заканчивается": Шевчук со сцены в Дубае призвал зрителей к революции


Власть


Россия