Можно ли саентологию назвать религией?
В науках о религии существует более 250 определений этого понятия. Нет единого определения, безоговорочно принятого учёными. Тем не менее, среди многих выдвинутых определений чаще всего встречается ряд элементов:
- Вера во что-то запредельное, сверхъестественное.
- Практики — обряды, кодексы поведения, которые подкрепляют эту веру.
- Сообщество последователей, объединённых этой верой и практиками.
Все эти элементы характерны для саентологии:
- Вера в то, что человек — бессмертное духовное существо.
- Практики, такие как познание и духовное консультирование.
- Сообщество последователей в России и большинстве развитых стран.
Многие специалисты с мировым именем — например, Брайан Уилсон, почётный профессор Оксфордского университета, — изучили саентологию и пришли к выводу, что это полноценная религия. Её относят к категории гностических религий, то есть тех, где главный элемент «гнозис» — знание. К этой же категории относится, в частности, буддизм.
Американский исследователь религий Франк Флинн описал саентологию как «буддизм, который можно применять на практике».
Вот некоторые сходства этих двух религий:
- Центральная фигура — не Бог, а Учитель, который проложил Путь.
- Суть учения — двигаться по пути самопознания и дисциплины, ступень за ступенью приближаясь к духовному идеалу.
- Только проверка на собственном опыте скажет, принимать ли учение.
- Другие верования тоже допустимы. Учение не считается исключительным, единственно верным.
- Идея, что дух продолжает существовать и после смерти (реинкарнация).
- Идея освобождения от бремени ранее совершенных поступков.
Основное различие этих двух религий — сами этапы пути, детально проработанные и описанные современным языком в саентологии.
С. П. Преториус из Университета ЮАР отметил следующие сходства саентологии с христианством:
- Обе религии ориентированы на освобождение человеческой души от оков.
- Обе религии описывают «падение из совершенства», хотя объясняют его по-разному.
Основное их различие: в христианстве спасение достигается через принятие Христа как спасителя. В саентологии — благодаря собственным усилиям по восстановлению способности быть причиной; это не исключает веру в Христа, но не требует её как необходимого условия. Можно описать это поговоркой «на Бога надейся, а сам не плошай».