Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто семьдесят третья: «Два ключа Александра Анисимова»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Два ключа Александра Анисимова
Отмечая 155-летие Новгородского музея-заповедника стоит вспомнить еще одного замечательного человека, который стоял у его истоков. На знаменитом портрете кисти Бориса Кустодиева, выставленном в Государственном Русском музее, изображен мужчина средних лет. У него умное, волевое лицо и проницательный взгляд. Именно таким увидел художник замечательного русского ученого, реставратора и искусствоведа Александра Ивановича Анисимова.
Он родился в Петербурге, в семье земского статистика и с детства впитал качества, присущие настоящим русским интеллигентам: преданность общему делу и личную порядочность. Окончив историко-филологический факультет Московского университета, отправился в Новгород и стал преподавать историю в учительской семинарии, которая находилась в Григорове. Здесь он увлекся новгородскими историческими древностями и с благословения архиепископа Арсения Стадницкого занялся обследованием церквей и монастырей. Собранная коллекция древностей легла в основу церковного Древлехранилища, которое находилось в архиерейском доме в кремле. Впоследствии эта коллекция была передана Новгородскому историческому музею.
Еще до революции Анисимов стал бороться за сохранение историко-культурного наследия Новгорода, что не раз приводило к острым конфликтам с местными властями. Он фактически отстоял вал Окольного города, бурно протестовал против строительства железной дороги Санкт-Петербург-Орел в непосредственной близости от Нередицы, поднимал голос в защиту исторического ландшафта.
Поскольку состояние многих артефактов было плачевным, Анисимов занялся их реставрацией, создав первую новгородскую реставрационную мастерскую. В 1919 году его заметил известный искусствовед и художник Игорь Грабарь и пригласил работать в Центральные государственные реставрационные мастерские. Впоследствии Анисимов возглавлял реставрационные работы в Новгороде и Москве, Ярославле и Ростове, Владимире и Угличе. Среди отреставрированных под его руководством памятников были творения гениальных древних мастеров: новгородские фрески Феофана Грека и легендарная "Троица" Андрея Рублева.
Параллельно с реставрационными работами Александр Иванович заведует отделом Московского исторического музея, преподает искусствоведение в Московском университете и Высших художественно-технических мастерских -- знаменитом ВХУТЕМАСе. Из-под его пера выходят капитальные труды, посвященные древнерусскому искусству.
При всей своей невероятной загруженности Александр Иванович никогда не порывал связей с Новгородом, к которому у него было особое, можно сказать, трепетное отношение. Это был город, где он сформировался и как ученый и как личность.
Невероятно насыщенная и разнообразная деятельность Анисимова оборвалась на самом взлете. Первый раз Анисимова арестовали в 1919 году и освободили по ходатайству жены тогда еще всесильного Льва Троцкого Натальи Седовой. Второй арест случился в 1921 году, но тогда тоже обошлось. Осенью 1930 года Александра Ивановича арестовали по делу " О шпионаже и вредительстве в Центральных государственных реставрационных мастерских" и приговорили к 10 годам Соловецких лагерей. Разумеется, никакого шпионажа и вредительства не было и в помине. Арест Анисимова стал лишь эпизодом развернутой в те годы кампании по пересмотру исторического прошлого России. Под каток репрессий тогда попали многие выдающиеся историки, археологи, музейные работники, краеведы.
Вина Анисимова в глазах карательных органов усугублялась его прямым и открытым характером, органической неспособностью приспосабливаться. Таким он оставался и в заключении. Администрация Соловецкого лагеря отмечала, что "з/к Анисимов настроен резко антисоветски и пользуется громадным авторитетом среди других заключенных". В Кемском лагпунтке Анисимов работал в лагерном музее, реставрировал иконы, читал доклады о русском искусстве.
В 37-м году Александра Ивановича перевели в Беломоро-Балтийский лагерь. Здесь против него возбудили новое дело и по приговору так называемой "тройки" он был приговорен к расстрелу. 27 октября партию из 700 заключенных, в которой находился Анисимов, погрузили на баржу, предварительно связав им попарно руки проволокой, и отправили в неизвестном направлении. Долгое время считалось, что баржу затопили, но как выяснилось, их всех убили выстрелом в затылок в урочище Сандормох в Карелии. Сейчас на этом месте стоит обелиск с надписью "Люди! Не убивайте друг друга!".
Спустя полвека Александр Иванович Анисимов был полностью реабилитирован прокурором Карелии, однако его имя долгое время почти не упоминалось. И даже сейчас в официальных биографиях Анисимова их авторы стыдливо умалчивают о том, как большевистская власть расправилась с этим выдающимся человеком, который посвятил всего себя служению своему народу.
Друживший с Анисимовым поэт Максимилиан Волошин посвятил ему стихотворение "Владимирская Богоматерь", в котором есть такие строки:
Верный страж и ревностный блюститель
Матушки Владимирской, -- тебе --
Два ключа: златой -- в ее обитель,
Ржавый -- к нашей горестной судьбе...