Сохранить образ победителя
В Великом Новгороде открылся школьный музей военного костюма времен Великой Отечественной войны
Коллекция униформы красноармейцев демонстрирует трансформацию внешнего облика защитников Отечества. Элементы костюма военнослужащих отразили все этапы военного лихолетья – от тягот отступления до победной весны.
С подобными экспозициями знакомят различные музейные собрания нашей страны, однако для школьного формата такая коллекция – крайне редкое явление.
– Создатели музея в непростое время сохранили самое дорогое – память: о событиях и героических людях, которые ценой своей жизни одержали победу над грозным и страшным врагом. Уроки той войны должны оставаться с нами, – сказал посетивший церемонию открытия музея мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин.
В качестве экскурсоводов будут выступать ученики школы. Одиннадцатиклассница Дарина Бойкова считает своим долгом не только сохранить информацию, связанную с Великой Отечественной, но и передавать ее – сначала младшей сестре, а в будущем – своим детям.
По мнению автора концепции музея, учителя истории школы № 4 Андрея Большева, экспозиция – своеобразный рассказ о Великой Отечественной войне сквозь призму вещей, сопровождавших воинов.
– Самая банальная пуговица или ремень могут рассказать о войне очень многое. По вещам солдат и офицеров можно проследить ситуацию со снабжением. А обмундирование и его элементы, произведенные кустарным способом, передают, что значил для людей призыв «Все для фронта, все для Победы!», – эти предметы советские граждане делали в свободное время, чтобы помочь фронту.
Основу экспозиции составили личная коллекция Андрея Большева и собрание краеведческого школьного музея, всего – 200 экспонатов. Тематические разделы экспозиции совпадают с периодами войны. Так, на одном из манекенов – летнее обмундирование красноармейца. Хлопчатобумажные гимнастерка и галифе, кожаные подсумки, поясной ремень, саперная лопатка, кирзовые сапоги и стальной шлем – так в конце июня 1941 года выглядели рядовые и сержантский состав.
В другом разделе – так называемый зимний подшинельный комплект, в обиходе – ватник. До войны ватные телогрейка и брюки не являлись самостоятельными элементами – их использовали как дополнение к другому обмундированию, а выдавали военнослужащим только в период холодов. Но в условиях войны знаменитый ватник стал самостоятельной и почти всесезонной униформой.
Еще один экспонат коллекции – тулуп, или бекеша. Этот элемент обмундирования, знакомый многим по военным фильмам, первоначально был предназначен для караульных в зонах сурового климата. А в годы войны в таких полушубках сибиряки воевали под Москвой. Поскольку представить сибиряков-панфиловцев без тулупа невозможно, эта форма тоже является символом победы.
1943 год – переход от обороны к наступлению, меняется положение на фронтах, а с ним и внешний вид защитников. В связи с вновь введенными в армии погонами изменился фасон гимнастерки – появился знаменитый воротник «стойка». До той поры он был отложной – на него нашивались петлицы, выполнявшие роль знаков различия у солдат, у командиров их дополняли нашивки на рукавах.
Отдельный раздел экспозиции представляют вещи солдат и офицеров вермахта. Информация на стенде вносит ясность, почему немецкая форма выглядит добротнее на фоне экипировки наших бойцов: карта свидетельствует о том, что к 22 июня 1941 года вермахтом были захвачены практически все страны Европы, остальные были союзниками нацистов. Исключение – лишь Швейцария и Португалия.
– При этом нейтральные страны поставляли сырье – руды, материалы, еду. По сути, вся объединенная экономика Европы работала на нацистскую Германию. Отсюда швейцарские часы, португальские сардины, цинковые и алюминиевые пуговицы, которые до сих пор являются стратегическим сырьем. В таких условиях несложно одевать солдат в более качественные вещи, – поясняет автор музейного проекта.
В одной из витрин музейного зала – гимнастерка образца 1943 года с погонами младшего лейтенанта пехоты. На гимнастерке – медаль «За Победу». Это была массовая медаль для всех военнослужащих, которые на момент 9 мая 1945 года находились в рядах Советской армии, она не номерная, поэтому и хозяин ее неизвестен.
– Эта гимнастерка сама по себе – образ Победы, – говорит Андрей Большев. – Именно в такой форме наши деды и прадеды брали Берлин, она запечатлена на военных памятниках. И это тоже важный момент, учитывая современную конъюнктуру в мире, когда история переписывается. Задача нашего музея – сохранить образ воина Советской армии, защитившего страну и освободившего Европу.
Марина ПОПОВА
Анна ЩЕЛКАНОВА /фото/