Шекснинская золоченка: как и где черпали вдохновение вологодские мастера
Фото: vk.com/vologdamuseum.
Вологодская область стала родиной многих интересных народныхпромыслов. Особое место среди них занимает богатое разнообразие видов росписипо дереву, которая, к слову, издавна была широко распространена на Руси. Во всехместностях мастера оттачивали свой уникальный и узнаваемый почерк, отражали визделиях присущее им мировоззрение. У вологодских ремесленников также былнеповторимый стиль, причем в регионе сформировалось сразу несколько ярких исамобытных школ. Известность получили такие виды росписи, как Глубоковская,Гаютинская, Кичменгско-Городецкая, Верховажская и другие.
Одним из интереснейших направлений является шекснинскаязолоченка. Яркая, «огненная», сказочная роспись сильно отличается от других,однако до недавних времен она была малоизвестна. Зародилась золоченка вюго-восточной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жителидали ей такое необычное название неслучайно, ведь основные цвета, которыеприсутствуют на изделиях, - красный и золотой. К слову, в промыслах крестьянечасто использовали красный цвет, который в древности имел свое семантическое значение,связанное с огнем.
Художественная образность данной разновидности росписивосходят к иконописи, русской миниатюре и даже к орнаментальномуоформительскому книжному искусству. Рисунки на изделиях отдаленно напоминаютминиатюрные зарисовки рукописных книг, а цветовой строй росписи близокиконописным памятникам.
Чаще всего в такой манере расписывали прялки. Перед началомработы мастера подготавливали дерево – грунтовали его. По мнению экспертов, дляфона использовали перетертые с олифой краски, покрывали ими утварь в несколькотонких лессировочных слоев.
Как же мастера получали такойчистый и яркий золотой цвет? Какие материалы использовали? Специалисты отвечаютна этот вопрос довольно просто – оловянный порошок. Его растирали на олифе и,вероятно, добавляли смолу. Однако эта смесь получалась серебряной, золотойроспись становилась только после покрытия готового изделия несколькими слоямиолифы.
Роспись представляла собойстилизованные растительные и геометрические орнаменты золотого цвета с чернымконтуром, выполненные на красных, бордовых или охристых фонах. Такая цветоваягамма была созвучна строю древних икон и напоминала золотую хохлому.
На прялках ремесленники изображалираскидистый куст или ветки, на которых сидит птица. Ее голову писали в профиль,будто она смотрит в сторону. С такого ракурса птица была похожа на сокола. Наголове с небольшим хохолком выделялись крупные круглые или удлиненные глаза,клюв загнутый, отчего многие птицы были похожи на хищных. Их тела изображалипо-разному: у одних мастеров они получилось вытянутыми, а у других округлыми. Внародной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала солнце.
Еще одним распространенным мотивомявлялись причудливые растения. На изделиях изображали деревья с раскидистымиветвями, изогнутыми стеблями, листьями, среди которых располагались круглыезавитки с ягодами и необычными плодами. Рисунок заключали в рамку, будтообрамляя вход в сказочный мир. В орнамент могли вводить даже архитектурныеэлементы. Речь идет о схематичном изображении окон, крыш, куполов, шпилейхрамов и других частей зданий. К слову, мастера удачно вплетали архитектурныеэлементы в растительный орнамент. Элементы росписи подчеркивали черным цветом,иногда вводили и зеленый оттенок.
В этой технике работают исовременные мастера. Шекснинская золоченка гармонично смотрится на ларчиках,шкатулках, ювелирных изделиях, изготовленных в XXI веке. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.