Город славных традиций: Великий Устюг гордится шемогодским промыслом
Великий Устюг славится не толькоархитектурными памятниками и традиционными народными промыслами, но исобственными художественными традициями.
В XVI – XVII вв. город был однимиз крупнейших ремесленных центров российского государства. Мастера передавалисекреты из поколения в поколение: ученик брал за образец работу учителя ипытался ее превзойти. Не всякая ремесленная работа может стать произведением искусства, потому что для этого нужны вдохновение, тонкий вкус и,конечно же, любовь к своей профессии. Не зря раньше умельцев-мастеров называли «чародеямиискусства», которые умели не только подобрать природный материал и правильноиспользовать его свойства, но и находили нужную форму для декоративного оформления.
Особое место здесь занимаетрезьба по бересте. Именно в Великом Устюге в конце XVIII – начале XIX векавозникло искусство шемогодских резчиков. В народе его называют «берестянымкружевом». И неспроста.
В Великом Устюге сохранились деревянные бытовые изделия,облицованные тонким и затейливым прорезным берестяным орнаментом. Как выпоймете, что перед вами изделие именно с таким орнаментом? Узор представляетсобой переплетение листьев, цветов и веточек растений. Композициявсегда стройна, есть изделия, на которых она завершается центральным сюжетнымизображением. Такие работы можно увидеть у мастера Александры ЕгоровныМарковой, например, это ларец «Тройка». Особое место в коллекциях занимают работызнаменитого художника резьбы по бересте, ныне покойного Николая ВасильевичаВепрева. Шемогодские умельцы прекрасно знакомы с работами создателей промыслаберестяной резьбы.
Почему же шемогодские? Для этого нужнозаглянуть в историю. Искусство сквозной прорези и тиснения побересте относится к умельцам XVIII века, которые проживали в деревнеКурово-Наволок в Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Из березовой корыони делали туески и лукошки, погремушки и шкатулки, а потом и вовсечемоданы. Были предметы, которые плели из узких полос коры, или лыка, анекоторые делали из дерева и оклеивали их ажурной резной или тисненой берестой.
Прорезной орнамент создавали из берестыс молодых деревьев: она без наростов, сучковых отверстий. Мастера клали листбересты толщиной в 0,5 миллиметра и наносили рисунок тупым шилом, выдавливая,или же с помощью копировальной бумаги. После этого рисунок вырезалсяострым концом ножа. Непростая работа требовала от резчика не только определенногонавыка, но и терпения, фантазии. Затем берестяную полоску необходимо быловклеить в углубления между рамками на стенках украшаемого изделия. Создать игрурисунка и фона позволяло тонирование или покрытие предмета цветной фольгой.
Считается, что именно шемогодскийпромысел – самый интересный и самобытный. Его отличает традиционныйрастительный мотив. Как правило, тонкая ветвь с листвой охватывала поле резьбыузорным кружевом. Нередко в растительных орнаментах можно было проследитьвведение геометрических узоров. Композиция строилась по принципу четкойсимметрии. Завершение рисунка – кайма из листьев, волнистых линей, сеточки.
Сюжетные композиции были неоднородными. На одних изделиях это сцены издворянского быта, а на других – отражение бытовых крестьянских занятий.
Шемогодские берестяные изделия известныкак в России, так и за ее пределами. Особенно всенародное признание получилиработы Ивана Афанасьевича Вепрева, которые не сохранились. Но продолжателяминаследия известного резчика стал сын АлександрИванович Вепрев, а также Николай
Васильевич Вепрев. Так, изделия последнего представлены в Устюгскомкраеведческом музее.
Сейчас мастера Шемогодья, основываясь наопыт поколений, развивают установившиеся сюжеты и орнаменты. Например, сочетаютрастительный рисунок с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга.
Умельцы органично комбинируют традиционные орнаменты и идут в ногу со временем. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.